Общая патология человека. 001 - предисловие

Андрей Папалаги
Вечерний урок хирурга 001. Или общая патология человека.

Вообще говоря, начиная здесь общение с пациентами, преследуя цели медицинского просветления, я преступаю один из заветов Гиппократа. Оправдание есть. Учить можно.

Плох тот конь, который я забыл как дальше.
В смысле, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, я имею в виду тех, кто жаждою томим, в смысле, жить хочет, а у смерти учиться не умеет и не желает.

Это всё о чем? Всё о том же, о здоровье.
Здоровье норма бытия, об этом вам любой здоровый скажет.
Отчего я так к здоровью прицепился?
Собеседников берегу, знаете, проблема долоиграющих пластинок, в смысле, долгоживщих, часто в том, что зрители вымирают и некому больше душу излить. Так что заботы о социуме есть заботы о собственном слабоумии. В смысле, заботы защиты от оного, можно сравнить с фортификацией. Где ни встал, строй контрэскарпы и вообще зарывайся. А на главной аллее пушка. Ну, или счетверенный зенитный пулемет. Так. Для надежности.

Итак.
Настоящим текстом открываем великую книгу великого советского человека.
Речь идет о книге Ипполита Васильевича Давыдовского "Общая патология человека".
Здесь мертвые учат живых, мы используем этот труд как основу повествования.
Начинаем учиться жить. А чему еще может учиться живой?
Книга позволит держать мысль в курсе, а форма повествования даст место для старческих отступлений.
Если здоровье есть норма, если без здоровья нет счастья, а счастье есть среда обитания разума, значит, быть здоровым разумно, а болеть значит быть глупцом.

Глупцом быть опасно, глупец не умеет сопротивляться слабоумию и на оскудение ресурсов отвечать эффективностью их применения.
Потому, глупость есть болезнь. Лечение этой болезни заключается в обучении, в перестройке жизни на умный лад, ведь если глупый ведет себя умно, значит, он не так уж и глуп.

Так вот, слабоумие есть враг разума, вообще, жить умно, умирать глупо. Ну не будем брать пророков и прочих продвинутых, о которых сказано, что Бог посылает им ангела, или сам целует в уста, уж не помню. Поцелуй ангела. Во как. Моше, он же Моисей, был здоров, всё признаки налицо, плоть его была сочной, и взгляд его не потускнел. Сто двадцать лет день в день, завидная служба. Но отвлечемся пока от духовного, ближе к практике жизни.

Что же такого в патологии человека, что так важно её, эту общую патологию изучать?
Ну, первое, важно учиться. Еще важней знать, как это устроено, как работает, как ломается, как починяется. Живым из тела не уйти. Тело умеет сопротивляться своей собственной деградации, виды этого сопротивления и интересны, и познавательны.

Жизнь оставляет свои следы и на теле, изучение этих следов есть ничто иное, как изучение личных историй, сплетенных воедино с историей внешней среды и входящих в историю общества. Историю важно знать, чтобы было с чем приступать к изучению настоящего. Хотя и это часто не помогает. Вспоминается восклицание Василия Осиповича Ключевского, нечто вроде - "В прошлом разберется любой дурак, попробуйте с настоящим разобраться." В точности цитаты не уверен, но в любом случае, знание прошлого пусть не всегда отвечает на будущие вопросы, но уж ориентиры предоставляет в изобилии. Их нужно знать, чтобы ориентироваться в жизни.

Общую патологию человека можно и должно именно так и рассматривать, как книгу истории человеческих тел в человеческом обществе. Кстати, по Ключевскому, история не учитель, а школьный надзиратель, она не учит, она наказывает за незнание.

Так и здесь. Незнание патологии будет наказано патологией же, можно внезапно оказаться в разрухе, продолжая считать себя ценным подарком для всех окружающих и удачей всего прогрессивного человечества.

Не раздражайтесь от многословия, нам некуда торопиться, ведь учатся жизни всю жизнь. Плюс, это вовсе не многословие, мы потом многие тезисы текстов начальных развернем в отдельные темы нашего обучение.

Итак. Чему мы хотим научиться?
Мы хотим научиться жить!
Правильно, молодец, Петя. Кто еще скажет? Смелей, дети, не бойтесь ошибок!
Мы хотим научиться жить правильно!

Ура! Товарищи! А как это - жить правильно? Ну, прибавляя жизни, ты делаешь правильно, приближаясь к смерти, ты делаешь неправильно.
Значит, нужно учиться удаляться от смерти, ведь удаление от смерти есть приближение к жизни. Собственно, продолжая жить, всю дорогу отдаляешься от места своего прихода в бытие. Та же дверь выпустит тебя отсюда, но это не важно, важно правильно вести за дверями, это интересно, это сильно, это вызов, это страшно. Именно здесь обитает победа, здесь сильно страшно и вызывающе интересно. Да и жизнь, жизнь вялая слабая воля ваша, господа доброхоты, подобные проявления мы еще изучим, в лекциях о виде разрухи, не привлекает меня.

И вот еще что интересно. Нельзя ошибаться путем, а то всю дорогу будешь сражаться не с теми и вовсе не с теми дружить. На чужих путях теряешь способность видеть друга от недруга, привыкаешь к пути, это ведь тоже сильная сторона человеческой сути, уметь привыкать, примиряться, свыкаться, терпеть. И об этом поговорим. Как это так, что такие сильные средства борьбы с неудобьями жизни вдруг становятся ядами? Как лекарство становится ядом, отравой, туфтой, развлеченьем? И об этом конечно же поговорим.

А вот и первый урок для нетерпеливых.
Хочешь верно идти? Тогда не надо ничего тут изобретать. Ты не можешь сойти с пути, не можешь сменить его. Можешь ли ты его изменить? Мой путь монолитен с путями иных проходяших. Нельзя пройти чужой путь. Никто не пройдет твоим. Как же? Как же это выходит? Выходит, чтобы мне изменить свой путь, нужно менять все пути? Учиться надо. Чтобы верно идти нужно учиться.

И новый вопрос. А что? Может быть так, что есть и иные пути? И первый ответ, - Пути есть. Как не быть? Нужно лишь обернуться, увидеть, постичь.
Многих вещей мы не видим не потому, что невидимы, но потому что не смотрим.
Этология. Этология важно, её мы прибавим, вплетем в нашу книжку.
Очевидно, тексты нуждаются в доработке. В этом помогут учащиеся, мудрый сказал, что от учеников он почерпнул больше, чем от учителей.
Но мы все в этом тексте ученики. Начнем же прочтение.

"Работая над настоящей книгой, автор, патолоанатом по специальности, преследовал несколько целей."

Что мы учим из первых слов учителя?
Что нам попалась настоящая книга.
Что можно преследовать в одной работе несколько целей.

Продолжим в следующий раз.