Живучие, канальи!

Татьяна Ананьина
                Живучие, канальи!
   (из книги "Катрин-вечная любовь Му-гуна графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому и графине Екатерине Николаевне Муравьевой-Амурской посвящается"


 Граф  Муравьев-Амурский был не только объектом самых противоречивых оценок, но и героем множества  легенд. Одна из них гласит о том, что однажды во время ревизионной проверки военных постов на тихоокеанском побережье пред ясными очами генерал-губернатора предстали служивые, которых по причине запущенности и затрапезности внешнего вида назвать таковыми было никак нельзя. Местное же  армейское начальство  бойко доложило, что это-де туземное племя ланцепупов.

Как ни странно, оказалось, что ланцепупы действительно существовали. Родина их - славный город Владивосток. Офицеры, которых судьба забросила  на самую окраину российской империи, объединились в мужской клуб  и назвали свое детище- клуб ланцепупов.

Версий происхождения слова «ланцепупы» много, в том числе предполагается его происхождение  от иностранных слов. Мне же  кажется, что название клуба связано с одним из его основателей - морским врачом выпускником Дерпского университета по имени Леопольд. Надо заметить, что учиться в Дерпском университете   могли себе позволить и не очень состоятельные желающие. Университет отличался свободой нравов и  демократизмом.  Атмосферу этого учебного заведения можно представить, послушав веселую песенку про вагантов. И хотя   в ней поется про французскую сторону, но она очень похожа и    на дерпскую.

 По крайней мере, студенты могли запросто нарисовать карикатуру на профессора или устроить студенческий бунт. Думаю,  что традиции веселой юности Леопольд принес и на место своей службы. К тому же слово «ланцепуп» можно соотнести с медицинским термином «ланцет»- острый предмет.

Возможно, впервые о ланцепупах в книге «Наш Дальний Восток», изданной в 1897 году, написал путешественник Д.И. Шредер. Автор беседовал с участником ланцепупских развлечений, который продемонстрировал ему шрамы от офицерских забав.  Шредер назвал своего собеседника «пiонер-обитатель далекой окраины». Тот поведал путешественнику о причине появления клуба ланцепупов: «Скучно до смерти, тоскливо, скучно было жить». По рассказу  этого очевидца, со временем семейные пары отошли от клуба  и в нем остались  холостяки - моряки, пехотинцы, штатские, которых из дома гнала невыносимая скука  и одиночество.

Д.И. Шредер пишет, что, оказавшись заброшенными на край земли, офицеры и солдаты были  в полной изоляции от внешнего мира. Они с жадностью читали даже обрывки старых газет, в которые были завернуты вещи у вновь прибывшего человека.

 Великая сила искусства тянула души кутил ввысь. Известный во Владивостоке ланцепуп отставной фельдшер Бакушев арендовал фанзу, соорудил сцену и решил  разнообразить унылый быт города шекспировскими страстями «Гамлета». Роль королевы исполняла дама, осужденная за бродяжничество. Актрису, изображавшую Офелию, публика воспринимала на ура. Ведь она была местной знаменитостью - первой среди владивостокских жриц любви. Шуму спектакль наделал  много: были и казаки на вытяжку у входа, и духовой оркестр. Публика на представление валила валом. Роль Гамлета организатор действа взял себе.  Но спектакль по причине отвратительной  игры актеров был все же со скандалом прерван зрителями.

Жители Владивостока считали ланцепупов чуть ли не Дон-Кихотами. Интересные  сведения  о ланцепупах я нашла в статье Сергея Корнилова «Они хотели убежать от скуки». Одна из их забав  называлась «игра в тигра». Проигравший в карты  назначался «тигром»,  и в темноте на него  начиналась охота. Хотя тигр был не настоящим, пули были  самые что  ни на есть настоящие. Но  после того, как однажды  подстреленными оказались и «тигр», и «охотник», командование гарнизона эту игру запретило. Самым распространенным развлечением ланцепупов был променад по центральной улице Владивостока в «костюме Адама».

Братья Стругацкие упоминают ланцепупов  в своей  «Сказке о Тройке», где герой Федя, жалуясь на «альпинистов с гитарами», говорит: «<…> вдруг над самым ухом кто-то зазвенит, застучит <…>   и как потом «ланцепупа пробило на землю».

 Е.И.  Замятин в повести «На куличках» описывает случай, когда желающие острых ощущений офицеры целую  ночь плыли на утлом суденышке во Владивосток, чтобы устроить себе ланцепупское развлечение, хотя его финал был далек от хэппи-энда.

Кроме рассказа «Клуб ланцепупов»,  Евгений Замятин  посвятил героям далеких окраин еще и рассказ «Альянс». Его герой,  представив нечесанных служивых как новое племя коренных жителей-ланцепупов в ответ на изумление французского адмирала, невозмутимо ответил, что, мол, да  полно их тут, «живучие, канальи».

Ланцепупов можно назвать пращурами неформалов всех времен и народов. Ведь  всегда были индивидуумы, жаждущие возвыситься над серостью, как им казалось, окружающего их общества. Общество возмущалось, стремилось стянуть  с них ненавистные брючки-дудочки, норовило расправиться с экзотическими прическами. Их называли «стилягами», «хиппи», «панками» «фриками». И хотя ланцепупы вроде исчезли в XIX веке, оказалось, что они живы, и, кажется, будут жить всегда. Одна из команд КВН, например, взяла, и назвала себя «Ланцепупы», и, естественно, команда эта  из Владивостока.

Теперь  когда, я вижу какую-нибудь личность с неадекватным, по моему мнению, поведением или видом, я думаю: «Ланцепуп он и есть ланцепуп, что с него взять».

 Источники:

Замятин  Е.И. На куличках. Избранные произведения в двух томах. Том I М.: Худ. лит-ра, 1980. С.223-226,228
Корнилов Сергей. Они хотели убежать от скуки.//Электронная версия газеты «Ежедневные новости» 01 октября 2004 г./ Общество/Город и его жители/ URL:http://www. «Ежедневные новости» daily.novostivl.ru>archive (дата обращения 11.11.2014 г.)
Песня «Из вагантов». Песня студентов. муз. Д. Тухманова, перевод Л. Гинзбурга, исп. Игорь Иванов
Стругацкий Аркадий.Стругацкий Борис. Сказка о Тройке (Сказка о Тройке-2) (сб.) М.: АСТ: Спб: Terra Fantastica,2008. С.46
Шредер Д.И. Наш Дальний Восток. (Три года в Уссурийском краю) с 36-ю рисунками в тексте и картой Уссурийского края. Санкт-Петербург: Издание А.Ф. Деврiена,1897. С. 39,42,43,44

Книга " Катрин-вечная любовь Му-гуна" рассказывает о жизни генерал-губернатора Восточной Восточной Сибири 1848-1861 ГГ. графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, об истории дворянского рода Муравьевых, о семье Н.Н. Муравьева- Амурского, о его супруге графине Екатерине Николаевне Муравьевой-Амурской, урожденной Elisabeth BOURGEOIS de RICHEMONT. К книге прилагается аудиодиск с песней автора " Летела карета" в авторском исполнении на русском и французском языках.Твердый переплет ,437 стр. 82 иллюстрации.