Илья Репин. Осенний букет

Алина Алексеева-Маркезин
 
     «Осенний букет» — портрет старшей дочери художника Веры Ильиничны Репиной (1872—1948), написанный Ильёй Репиным в 1892 году в имении «Здравнёво», которое он приобрёл незадолго до этого, получив деньги за картину «Запорожцы».

В письме к дочери Толстого Татьяне Львовне Репин писал:

       "Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги".

   На заднем плане картины глубокая перспектива с далеко расположенным молодым фруктовым садом, все еще сохраняющим зеленые листья на ветвях. Вдалеке, практически на линии горизонта, виднеется темный белорусский лес, явно с преобладанием хвойных деревьев, что отражается на цвете – это глубокий зеленый, холодный оттенок, который подчеркивает золотистые оттенки листвы.

   Фигура девушки находится на переднем плане картины и четко видна на фоне слегка пожухлой, потерявшей свой насыщенный зеленый цвет травы. На ней комбинированное платье в талию с темно-коричневым верхом из набивной ткани, и светлой юбкой с нежными цветами в мягкой пастельной гамме. По работе художника можно явно ощутить любовь отца к своей дочери. Каждая деталь, даже самая мелкая, тщательно и любовно выписана. Платье Веры Ильиничны украшено изящным кружевным воротничком сложной фигурной формы, с брошью у горла.

   Перед платья отделан узкой кружевной планкой со множеством мелких круглых пуговиц. Такие же пуговички украшают рукава у кистей. На левой кисти девушки – крупный золотой браслет.

   Причина названия картины – большой букет осенних цветов – дочь художника держит в руках перед собой, опустив головками цветков вниз. В этом букете соединились все характерные цвета, свойственные осени – белый, желтый и все оттенки охристого и оранжевого, красного и коричневого. Эти же оттенки повторяются в небольшом букетике из нескольких небольших цветков, приколотых к груди девушки.

   Привлекает внимание лицо Веры Ильиничны – с крупными выразительными малороссийскими чертами, черными бровями и пухлыми губами. Оно очень милое и выразительное.

   Картина написана свободными, даже размашистыми, но аккуратными мазками, что невольно вызывает ассоциации со стилем французских импрессионистов. Однако при всей легкости письма все детали остаются достаточно четко оформленными и понятными.

         Старшая дочь художника, названная в честь матери Верой, родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей.Репин писал:«Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской веселости и так же умно говорит, как они…». Ранние творческие наклонности и безграничная любовь со стороны отца сделали свое дело: Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны Ильи Репина не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе.

      Племянница художника со стороны жены Л. А. Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя.