Н. Тальберг. Светлый образ С. А. Рачинского

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Н. ТАЛЬБЕРГ

Светлый образ С. А. Рачинского

В «Православной Жизни» освещается полезная деятельность замечательного русского человека, Сергея Александровича Рачинского, посвятившего жизнь свою истинному служению родному народу. Родившись в 1833 г., блестяще окончив в 1853 г. Московский университет, получив степень магистра ботаники за диссертацию «О движении высших растений» (1859 г.), написав несколько превосходных научно-популярных очерков, — он в 1867 г. оставил профессуру и поселился в своём дворянском гнезде. С 1875 г. он всецело отдал себя народной школе, переселившись из помещичьего дома в школу.
Большую нравственную поддержку оказывал ему известный учёный и государственный деятель, К.П. Победоносцев, с 1880 ставший обер-прокурором Св. Синода. До сих пор поносители императорской России и просто невежественные люди изображают последнего мрачным и узким реакционером, гасителем живой мысли и бездушным бюрократом. Иначе понимал его выдающийся иерарх митрополит Aнтоний (Храповицкий), всегда бывший близким к народу. Не во всём сходившийся с Победоносцевым, он, будучи епископом Волынским, по увольнении того в октябре 1905 г. в отставку, написал ему в начале ноября письмо, подчёркивая «непоколебимое к нему уважение». Владыка писал: «Я чтил в Вас христианина, чтил патриота, чтил ученого, чтил труженика. Я сознавал всегда, что просвещение народа в единении с Церковью, начатое в 1884 г. исключительно благодаря Вам и Вами усиленно поддерживавшееся до последнего дня Вашей службы, есть дело великое, святое, вечное, тем более возвышающее Вашу заслугу Церкви, престолу и Отечеству, что в этом деле Вы были нравственно почти одиноки. Вы не были продолжателем административной рутины, как желают представить Вас жалкие, бездарные критики. Напротив, Вы подымали целину жизни и быта, брались за дела, нужные России, но до Вас администрации неведомые... Вы умели ценить снедающую ревность о Боге, под мужицкими зипунами, под бешметами учителей из крещёных инородцев. Вы отыскивали ревнителей веры и Церкви и не стыдились учиться у смиренных тружеников провинции — Рачинского и Ильминского, в то время, когда Царь России имел Вас своим главным советником, а Европа знала Вас, как просвещённейшего профессора и общественного деятеля...».
Победоносцев 10 марта 1880 г. писал Наследнику Цесаревичу, Вел. Кн.  Александру Александровичу:

«Впечатления петербургские крайне тяжелы и безотрадны. Жить в такую смутную пору и видеть на каждом шагу людей без прямой деятельности, без ясной мысли и твёрдого решения, занятых маленькими интересами своего я, погружённых в интриги своего честолюбия, алчущих денег и наслаждения и праздно-болтающих, — просто надрывает душу.
Добрые впечатления приходят лишь изнутри России, откуда-нибудь из деревни, из глуши. Там ещё цел родник, от которого дышит ещё свежестью: оттуда, а не отсюда наше спасение. Там есть люди с русскою душой, делающие доброе дело с верой и надеждою.
Не угодно ли, Ваше Высочество, я покажу Вам одного такого человека. Всё-таки отрадно хоть одного такого увидеть. На досуге извольте прочесть прилагаемые письма. Если Вы сочувственно примете их, то не пожалеете, что читали.
Это письма приятеля моего Сергея Рачинского, поистине, доброго и честного человека. Он был профессором ботаники в Московском университете, но когда ему надоели поднявшиеся там распри и интриги между профессорами, он оставил службу и поселился в своей деревне, в самой глуши Бельского уезда, Смоленской губернии, вдали от всех железных дорог. Живёт он там безвыездно вот уже около 10 лет и посвятил себя всего сельским школам, которыми и занимается с утра до ночи — в каком духе, изволите увидеть из писем. Он подлинно стал благодетелем целой местности, и Бог послал ему людей — из священников и помещиков, которые с ним работают. Отрадно читать его письма, — от них веет новым и здоровым, ободряющим духом. Тут не болтовня, а дело и истинное чувство.
В письмах отмечены карандашом страницы, на которые стоит обратить Ваше внимание».

В тот же день Наследник Цесаревич ответил Победоносцеву:
«Искренно благодарю Вас, любезный Константин Петрович, за присланные письма. Действительно, отрадно читать их. Как завидуешь людям, которые могут жить в глуши и приносить истинную пользу и быть далеко от всех мерзостей городской жизни, а в особенности петербургской. — Я уверен, что на Руси немало подобных людей, но о них не слышим, и работают они в глуши тихо, без фраз и хвастовства.
Посылаю Вам при этом обратно рисунки».

Заканчивая длинное письмо к императору Александру III, написанное в последний день трагического 1881 года, Победоносцев писал:
«…Когда-то, в минуту уныния, я представил Вашему Величеству письма Рачинского, в виде утешения, чтобы показать какие есть люди, работающие в тёмных углах, с бодростью духа и с верою в успех делающие великие дела в малом круге своём. Осмеливаюсь и теперь предложить Вам последнее его письмо, — простой голос простого человека: может быть, эти слова хоть на минуту освежат мысль Вашу, утомлённую официальными докладами».

Царь благодарил за письмо Рачинского, прочитанное им с удовольствием.
9 февраля 1883 г. Победоносцев писал Государю:
«Снова осмеливаюсь явиться просителем к Вашему Императорскому Величеству — выпрашивать пособие доброму делу». Повторив прежние данные о Рачинском, он продолжал: «Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничивая свои потребности до последней степени. Между тем дело разрастается у него под руками, и он уже вынужден сократить его за недостатком средств». Победоносцев указывал далее, что под угрозой закрытия стоит нужная населению специальная больница, т.к. у Рачинского, создавшего её, нет уже средств на её содержание». Подчёркивал Победоносцев, что Рачинский с просьбой о помощи не обращался.
В 1883 г. — 30 июля — Победоносцев пишет Государю:
«Смею обратить внимание Вашего Императорского Величества на присланное письмо Рачинского. Это один из бесчисленных воплей, раздающихся теперь повсюду, из всех концов России. Во время коронации особенно слышался этот всенародный зов к правительству об исцелении этой ужасной язвы, разъедающей народ, — об освобождении от кабака, перед всесильною властью коего бессилен народ, бесплодны и отдельные усилия лиц, вступающих в борьбу с кабаком и кабатчиками.
Рачинскому, живущему безвыездно в деревне, посреди народа, виднее, чем кому-либо, всё это зло. Он успел сделать у себя многое, привлекая и детей, и отцов крестьян, и местное духовенство к союзу трезвости; но все эти усилия разбиваются о кабачную силу».
Об этом же писал Победоносцев императору Александру III 12 дек. 1889 г.:

«…С прошлого года оживилось вновь движение к трезвости. Мне уже доводилось докладывать Вашему Величеству о деятельности человека, поистине замечательного, — Сергея Рачинского, в одной из самых глухих местностей, в Бельском у., Смоленской губ. Вот уже более 20 лет, как этот человек, учёный, один из блестящих профессоров Московского университета, оставив службу, поселился в своем родовом имении и все свои силы посвящает нравственно-религиозному культурному просвещению народа, устроив целую сеть сельских школ. Трудно и перечислить, сколько он людей поставил на ноги и сколько способствовал к оздоровлению тёмной среды крестьянской около себя. Многих он уже отвлёк от пьянства, многие из его питомцев стоят теперь лучшими священниками, дьяконами, псаломщиками, сельскими учителями.
Видя вокруг себя страшную картину пьянства со всеми его последствиями, он давно ищет средства помочь беде посредством общества трезвости, которое мало-помалу сгруппировалось около него. Прошлым летом он решился выступить в публику с своим заявлением, которое появилось в «Русском Вестнике», потом перепечатано в «Церковных Ведомостях» и, разойдясь по всей России, привлекло к нему горячие отзывы отовсюду. В ответ на эти отзывы он написал открытое письмо к приходским священникам, которое разослано на прошлой недели во все приходы при «Церковных Ведомостях».
Прилагаю и то и другое. Благоволите, Ваше Величество, прочесть эти листочки: я считаю долгом обратить Ваше внимание на это дело, важное в особенности в настоящую минуту.
Народ шевелится всюду и всюду ищет инстинктивно выхода из своей темноты и из бед своих. Россия велика и обширна; далеко не везде есть законные пастыри, которые могли бы и умели бы овладеть этим движением, руководить его, научить и просветить. Тут являются сектанты — деятели опасные. Они привлекают народ, между прочим, во имя ТРЕЗВОСТИ, но в то же время отводят его от Церкви и вместе с тем от национальности, составляя секту, развивают в ней дух гордости, но настоящего просвещения не дают народу. Между тем, нередко сектанты эти, обращаясь к православным, укоряют их и смущают такими словами: мы трезвы и богатеем, а вы в своей церкви пьянствуете и разоряетесь.
Вот ещё причина, почему необходимо навстречу этому движению пустить из среды церковной здоровое движение к отрезвлению народа. Нет сомнения, что на этот призыв многие откликнутся».

С.А. Рачинский скончался 2 мая 1902 г. Знаменательно то, что повествование об его исключительной - по православному духу и любви к родному народу - жизни помещено в 12-томном - по месяцам — издании Афонского Русского Пантелеймонова монастыря «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков» (сентябрь).


(«Православная Русь», 1956 г., № 9, С . 5 – 6)