Глб. -10. Без конфронтаций!

Виктор Ротт
  Мы рассмотрели три модели действительности: современную "среда-система", иудо-христианскую - бытие, творимое Богом, и гегелевскую - самосотворение как самопознание Разума.
  Все модели ориентируют нас на представления о процессе глобализации.
  Концепция "среда-система" помогает нам осмыслить проблемы материальных ресурсов как основы существования  и  борьбы за них как движущую силу экспансии сущего.
  Картина эманации Разума, предложенная Г.Гегелем, хорошо накладывается на материалистическую модель, одухотворяя её. Обнаруживая логику развития действительности, философ  тем самым приглашает земной разум к активному участию в становлении существования. Экспансия сущего требует от человечества  интеллектуальных усилий, объединения научных сил для поиска новых ресурсов.
  Вместе с тем модель Гегеля обнаруживает и тот неприятный для нас факт, что логика, порядок, рациональность и экономичность как алгоритмы развития цивилизации лежат по ту сторону добра и зла в отношении индивида.
  Много, например, написано о причинах Второй мировой войны. Историки подробно рассмотрели и осмыслили её политические предпосылки. Метаисторики описали её как схватку демонических сил. Физики обратили внимание на гигантский рывок в техническом прогрессе, сопровождавшем войну.
  Метафизики продолжают эти размышления. Вторая мировая стала фактором ускорения в развитии техносферы. Важно осознать принудительный характер самого алгоритма ускорения. Он заставляет людей действовать  в направлении экспансии интеллекта. Для России мировая катастрофа послужила ко спасению остатков научно-технической элиты -"спецов", уничтожаемых пролетариями-большевиками, а затем и к восстановлению её места в функционировании общества.
  Война ускорила возвращение страны на цивилизационный путь развития, поскольку Россия с её интеллектуальными силами и природными ресурсами представляет собой важную подсистему в глобальной техносфере.
  Модель Гегеля позволяет также предвидеть возможность перехода Абсолютного Разума с человечества на более совершенные носители. Не зря философы сегодня с тревогой обсуждают проблему искусственного интеллекта.
  Законы существования системы немилосердны к судьбе её элементов. Равновесие цивилизации по отношению к планете и её ресурсам сохраняется перераспределением живых масс. Человек одинок и затерян в этих турбулентных потоках.
  Библейская картина бытия вносит в наш разум такие смыслы как ценность человека и идеалы, укрепляющие эту ценность в нашем сознании.
  Евангелие прогнозирует борьбу за эти идеалы в планетарном масштабе. Удивительным образом Иоанн предсказал место сегодняшней всемирной битвы - Ближний Восток.
  Материалистическая мироориентация обслуживает нас в эмпирической реальности, в ежедневных трудах и заботах.
  Гегелевская ориентация, по характеру преимущественно интеллектуальная и социальная,  определяет наше профессиональное бытие - участие в научном и производственном становлении техносферы.
  Религиозная ориентация обращена к нашему духу, к разуму; она не имеет принудительного характера. Если склонность ощущать силу сущего свойственна многим людям и массово выражается в набожности,то способность к конфессиональному мировоззрению имеет меньшую частоту. Закон "среда-система" структурировал виды религий по этно-региональным основаниям. Общее многообразие религиозных систем и отстранённость религиозного сознания от процессов глобализации, происходящих в сущем и в интеллектуальной сфере, позволяет думать, что именно в сфере духа следует искать резервы свободы.   
  К сожалению, сегодня техно-информационное бытие с необходимостью и соблазнами захватывает всё больше жизненного времени, и человеку кажется, что именно в техносфере смысл его жизни,  он отдаёт ей - говоря мечтательными словами Канта -"все свои задатки, заложенные в нём природой".
  Техника с её комфортом оттесняет идеалы, отвлекает от них внимание и ум. При этом население многих стран численно растёт, уровень жизни падает, уровень массового образования также снижается и само оно едва успевает готовить молодёжь
к обслуживанию техники, которая ускоренно обновляется.
  Возможно ли  - не остановить, нет! - а хотя бы смягчить поглощение человечества техносферой , этой металлической розой мира?
   Искать эти возможности следует именно в сфере духа, в культурном и религиозном  опыте народов , в развитии контактов между религиями.
   Чтобы по-человечески обновлять землю,нужно увидеть новое небо.
   Сохраняя культурное многообразие, религиозные идеологии могут найти каждая собственные средства и сделать акцент на универсальной ценности жизни.
   Каждая из мировых религий обладает не только гуманными идеями, но и практиками существования, сохранившими для нас спасительное знание.Например, опыт христиан, точней - монашества учит,что силой духа люди способны одолеть естественные и социальные алгоритмы жизни - доминантность, агрессивность, конкуренцию в безопасности. Неприязнь к другому человеку, зависть, алчность, подозрительность, ненависть, властность - всё, что в нашей психике мы наследуем от животной природы, что порождает вражду и принимает на уровне государства форму "обеспечения безопасности" - сознательно устраняется человеком из душевного состояния.
  Если при этом достигается и не сама любовь к ближнему, то по меньшей мере - терпимость, примирённость и солидарность.
  Воспитать себя, свой характер, психику и образ действий - построить проект своего духа в ориентации на идеалы и воплотить его в своей жизни - это доказанный миру путь.
  Из опыта религий следует, что можно и нужно искать варианты более гуманных структур общежития. На то нам и дан интеллект, чтобы мы удержались на золотом сечении между законами сущего и идеалами Разума.