Голландский натюрморт. Клара Петерс

Алина Алексеева-Маркезин
Клара Петерс.««Натюрморт с цветами и золотым бокалом», 1611, Прадо, Мадрид.

        Сегодня посмотрим натюрморт КЛАРЫ ПЕТЕРС. Для того времени художницы-женщины были в Голландии большой редкостью.Принадлежала к забытым мастерам первой половины 17 века и из-за значительного количества художников в это время, и из-за женского пола, потому что заинтересованности в женщинах-художницах не было из-за значительной конкуренции среди нидерландских художников.

          Часто её произведения относили к творчеству других мастеров вроде фламандца Осиаса Беерта-старшего (по причине ошибочно прочитанной подписи или ошибочно трактуемого стиля.Она жила и работала в городах Амстердам и Гаага.
Клара Петерс часто изображала дорогую изысканную посуду, омаров и устриц. В некоторых своих натюрмортах она использовала пониженную точку зрения, чуть ли не на уровне стола.

        Надо ска­зать, что един­ствен­ный жанр, где могли про­явить себя жен­щи­ны-худож­ни­цы того вре­ме­ни, был натюр­морт. На про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни (вплоть до XX века) жен­щи­нам запре­ща­ли изу­чать ана­то­мию и изоб­ра­жать обна­жен­ную нату­ру. Им оста­ва­лось един­ствен­ное – запе­чат­ле­вать пищу, цве­ты и посу­ду. И Кла­ра Петерс в сво­ем жан­ре дости­гла зна­чи­тель­ных высот. Излюб­лен­ны­ми тема­ми для нее ста­ли “зав­тра­ки” и “сер­ви­ро­ван­ные сто­лы”.

                Фла­манд­ский натюр­морт как жанр отли­ча­ет ярко выра­жен­ная деко­ра­тив­но­сть, и рабо­ты Петерс тра­ди­ци­он­но насы­ще­ны рос­кош­ны­ми цве­та­ми и не менее рос­кош­ной посу­дой. Золо­тые чаши и куб­ки, сереб­ря­ные блю­да и сто­ло­вые при­бо­ры выпи­са­ны с осо­бой тща­тель­но­стью и мастер­ством. Изоб­ра­жен­ные дра­го­цен­ные пред­ме­ты гово­рят об изыс­кан­ном вку­се ее кли­ен­ту­ры.
 
          Более того, мно­гие из ее кар­тин выпол­не­ны в боль­шом фор­ма­те, а сто­и­мо­сть таких “фор­мат­ных” работ была выше обыч­ных . Все это сви­де­тель­ству­ет о том, что Кла­ра Петерс была весь­ма пре­успе­ва­ю­щим живо­пис­цем.
На неко­то­рых полот­нах респек­та­бель­ная худож­ни­ца “про­би­ва­ла” свое имя на сереб­ря­ном сва­деб­ном ноже, бога­то укра­шен­ным фигу­ра­ми, пред­став­ля­ю­щих собой доб­ро­де­те­ли веры и уме­рен­но­сти. Заман­чи­во пред­по­ло­жить, что, воз­мож­но, этот нож был сва­деб­ным подар­ком самой Кла­ре.