4. Нравственные уроды

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Офорт из цикла «Капричос» "Они взлетели". (Эта щеголиха взлетает на воздух с помощью клубка ведьм).


Страна, над которой не сияет свет разума, тоже порождает чудовищ – нравственных уродов. Гойя не мог их не изобразить, так как, по его словам, в своей работе над «Капричос» он стремился показывать настоящую правду. «Капричос» в переводе значит – причуда, фантазия и, разумеется, – каприз. Художник зашифровал под этим безобидным названием нечто большее, если хотите, это его эзопов язык.

В 80 подлинных офортах этой серии, которые вы можете увидеть в картинной галерее СО АН СССР, художник заклеймил пороки общества лжи и насилия, общества, в котором он задыхался.

Офорты сопровождаются пояснительным текстом самого Гойи, взятым из его дневников. Он впервые переведён на русский в 1967 году. Коллекция, которая экспонируется у нас, получена из Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

«Капричос» — цикл офортов из 80 листов, созданный Гойей в период с 1798 по 1799 год в Испании. Публикация их состоялась 17 января 1799 года, а 6 февраля в газете Diario de Madrid появилась заметка, содержащая авторское предисловие к этому циклу. Художник пронумеровал офорты и каждый офорт прокомментировал.

Офорты продавались два дня в парфюмерной лавке на улице Десенганьо, а на третий день все непроданные экземпляры были изъяты.

В 1803 году Гойя преподнёс гравировальные доски и 240 комплектов «Капричос» Карлу IV. Король принял дар и наградил художника.

Мир, в котором жил художник, как бы расслаивался на здравый смысл и небылицу. С одной стороны, — прогрессивные либеральные «Общества друзей страны», в которых оттачивали идеи о знании, разуме, воспитании. С другой, — инквизиция, которая поддерживала тотальное невежество.

Кроме того, в сознании человека, жившего в испанском обществе конца XVIII века, мистический, будоражащий, щекочущий нервы фольклор о ведьмах, колдунах и буках был реальностью. И для Гойи тоже.

В изображении ведьм Гойя отталкивался от испанских сказок, в которых встречаются детали поведения ведьм, например, способы их перемещения. Поэтому у Гойи на некоторых листах «Капричос» ведьмы летят согнувшись, ухватив пальцами рук ступни своих ног.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/08/913