3. Карем Раш - Эзопов язык

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Вырезка из газеты "ЗНВС" со статьёй Карема Раша.


Карем Раш откликнулся на выставку офортов Гойи небольшой заметкой [1].

Приведу первую часть статьи Карема Раша, касающейся выставки офортов Гойя:

– Фантазия, покинутая разумом, порождает невероятных чудовищ. Соединённая с ним, она мать искусств и творит чудеса, – так говорил Франсиско Гойя – художник, которого не надо представлять.

Страна, над которой не сияет свет разума, тоже порождает чудовищ – нравственных уродов. Гойя не мог их не изобразить, так как, по его словам, в своей работе над «Капричос» он стремился показывать настоящую правду. «Капричос» в переводе значит – причуда, фантазия и, разумеется, – каприз. Художник зашифровал под этим безобидным названием нечто большее, если хотите, это его эзопов язык. В 80 подлинных офортах этой серии, которые вы можете увидеть в картинной галерее СО АН СССР, художник заклеймил пороки общества лжи и насилия, общества, в котором он задыхался.

Удивляюсь, куда смотрели наши цензоры. Или они всерьёз думали, что над нашей страной сияет свет разума? Или они не могли допустить, что у нас не может быть нравственных уродов?

Офорты сопровождаются пояснительным текстом самого Гойи, взятым из его дневников. Он впервые переведён на русский в 1967 году. Коллекция, которая экспонируется у нас, получена из Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

«Капричос» — цикл офортов из 80 листов, созданная Гойей в период с 1798 по 1799 год в Испании. Публикация их состоялась 17 января 1799 года, а 6 февраля в газете Diario de Madrid появилась заметка, содержащая авторское предисловие к этому циклу. Художник пронумеровал офорты и каждый офорт прокомментировал.

Офорты продавались два дня в парфюмерной лавке на улице Десенганьо, а на третий день все непроданные экземпляры были изъяты.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/08/902