10 речных капитанов из одного села - Б. Сазанка

Паршин Владимир Гаврилович
       Малая Родина

                10  речных капитанов из одного села - Большая Сазанка

            ( Опубликовано: Паршин В. Речной простор манил мальчишек…
          //  Сельские новости ( пгт. Серышево Амурской области),  17 февраля 1999 г., С. 3 )

        Большая Сазанка / Серышевского района Амурской области / - село удивительное: из его уроженцев вышли десять капитанов речного флота !
        В подобные «рекордсмены» оно попало не случайно. Ведь рядом – река Зея и мальчишки наблюдая, как мимо родного села проходят по реке красавицы суда, невольно приобщаются к романтике речного флота.
        К тому же в 1930-1960-х годах неподалеку от Большой Сазанки (напротив, через Зею) располагался широко известный Мало-Сазанский затон, в котором долгие годы размешалась  база  Амурской военной речной флотилии, а потом – отстаивались зимой суда, приписанные  к свободненским речным предприятиям. Безусловно, имело значение и близость к городу Свободному с его речными предприятиями, а значит и возможность устроиться на флот.
                ***
        Первый и старейший из капитанов – БЕРЕЖНОВ: имя и отчество, к сожалению, установить не удалось. Известно о нем немного: выходец из Большой Сазанки. В годы войны командовал пароходом «Харьков», а  после работал в  с. Малая Сазанка на базе КАФ.
        Известным свободненским речником был С.Ф.КОЛЯДЕНКО. К флоту его приобщил муж сестры – знаменитый амурский капитан Тимофей Григорьевич Овчаренко. После окончания   в г. Свободном  Школы командного состава С.Ф.Коляденко стал капитаном теплохода «Гери», потом теплохода «РТ». На пенсию он ушел  будучи капитаном парома на Зейской переправе.
      Перед войной, закончив Благовещенское речное училище, Ф.Я.ДРАНЕНКО проходил службу на Амурской военной флотилии. Был сначала штурманом, а потом и капитаном на военно-вспомогательном судне «РЧБ-2». Именно это судно последним из судов КАФ покинуло в 1957 году базу флотилии в Малой Сазанке. После увольнения  из КАФ Ф.Я.Драненко  был капитаном пароходов «Журавлев», «Гродеков». Выйдя на пенсию передавал опыт молодой смене, командуя одним из  бронекатеров в Клубе юных моряков в Свободном.
       Перед войной пешком ушел из Большой Сазанки в Свободный устраиваться матросом на пароход А.М. КОНДРАТЕНКО. Он был человеком целеустремленным, любящим свое дело, оттого-то довольно быстро выдвинулся сначала в рулевые, потом стал штурманом, помощником капитана. В годы советско-японской войны А.М. Кондратенко был капитаном пассажирского парохода «Экономный», который был задействован под военный госпиталь, а впоследствии капитаном пароходов «Лермонтов», «Журавлев», «Черненко».
       По его стопам пошел и младший брат – Л.М.КОНДРАТЕНКО, которого давно привлекал флот. Часто бывал он на пароходе, где служил старший брат. Решившись, Леонид Максимович покинул Большую Сазанку и посвятил себя флоту. Сначала был матросом. Потом рулевым, помощником капитана, а вскоре и сам принял командование теплоходом «Ударник» Интересно, что вскоре на речной флот пришел работать еще один брат – Михаил Кондратенко, правда, капитаном он не стал, служил механиком.
        Хорошо знают и помнят большесазанцы капитана Николая Афанасьевича ВЕРНОВА, трагически погибшего и похороненного в родном селе. После окончания Большесазанской школы и работы в МТС, он был призван служить на Тихоокеанский военно-морской флот. После пяти лет службы вернулся настоящим моряком. Устроился сначала на теплоход принадлежавший местной МТС, затем окончил речное училище, стал капитаном теплохода «Онон», работал на сухогрузе «СТ».
         После армейской  службы пришел на флот и большесазанец А.П.МАРЧЕНКО, служил радистом на пароходе «Меркурий».  Закончив Школу командного состава и речное училище, стал капитаном, водил теплоходы  «Сиян», «Деп»,»Дудкан». В последние годы на теплоходе «РТ» водил плоты по Зее.
        Еще один большесазанец после окончания речного училища стал капитаном – это Л.Ф.УДАЛОВ. Командовал пассажирским судном  «Заря», которое работало на линии «Свободный-Зея-Свободный». Затем был капитаном теплоходов «РТ» и «СТ», работал на Зейской  речной переправе в Свободном.
        Наиболее молодой из ныне известных большесазанцев- капитанов – М.Я.ПАХОВИЧ. Он закончил речное профтехучилище, работал в разных должностях на пароходах и теплоходах. После окончания Благовещенского речного училища, стал капитаном теплохода «Айдар», затем «Деп», а потом и капитаном 600-сильного теплохода «РТ».
      Я, Владимир Гаврилович ПАРШИН,  сам выходец из Большой Сазанки, пришел на флот в 1944 году, начинал юнгой, затем окончил речное училище, стал командиром, прошел путь от третьего штурмана до капитана, командовал несколькими пароходами – «Уран», «Гродеков», «Томск» и другими.
      Уже будучи на пенсии и собирая материал по истории своего родного предприятия, обнаружил, что Большая  Сазанка – родина десяти речных капитанов. Просто речников, конечно же, еще больше.  Среди них хочется отметить особо – Евгения Егоровича Беленко, механика пароходов. Ныне он на пенсии, но еще трудится начальником котельной в поселке Орлиный Свободненского  района.
                В.Паршин
                г.Свободный