1. Вместо моего появился другой отчёт

Михаил Самуилович Качан
Зам председателя ОКП В.Ф. Хутко попросил меня написать отчёт для использования в докладе председателя ОКП на очередной отчётно-выборной конференции.

Этот отчёт – отчёт о работе отдела культурно-массовой работы ОКП, – было написать и просто, и сложно.

Просто – потому что все события, которые произошли в 1967 году в этой области, я знал, как «дважды два».

Сложно – потому что меня предупредили, что работу Дома учёных включать в отчёт не следует. Между тем, практически 8 месяцев Дом культуры «Академия» и Дом учёных работали как одно целое. Причём семь месяцев директором этих двух учреждений был Владимир Иванович Немировский.

Но мне было сказано, что всё, что было в Доме учёных, в отчёте не отражать. Я удивился: как можно не отражать в отчёте работу Картинной галереи – выставки Фалька, Гриневича, Филонова, Эль Лисицкого, Шемякина, выставку картин из коллекции Жигалко. Я чувствовал, что вокруг Картинной галереи что-то происходит, но не знал, что именно.

Подготовка выставок составляла значительную часть моей работы. Я гордился тем, что нам удалось за год провести несколько выставок фактически запретного в СССР искусства.

Что мы восстановили имена Фалька, Филонова и Эль Лисицкого и открыли Гриневича и Шемякина. Что нам удалось вернуть искусству классика Роберта Фалька и конструктивиста Эль Лисицкого, что удалось представить лагерника и единственного в своём роде Дмитрия Гриневича, вызвать из небытия феерического Павла Филонова, найти и показать молодого, но уже блестящего Михаила Шемякина.

Я не знал тогда, что готовится заседание бюро обкома, на котором наша Картинная галерея будет разгромлена. Оно и состоялось 24 января. В качестве эксперта на нём выступал художник-соцреалист и ретроград И.В. Титков. Первый секретарь советского райкома КРСС В.П. Можин Картинную галерею даже не пытался защитить, – «сдал с потрохами». В постановлении бюро обкома говорилось:

«Этим воспользовался Хершкович¬Макаренко  М.Я. [1], который в личных, корыстных целях по неофициальным каналам – договорам с художниками или членами их семей устраивал персональные выставки художников формалистического направления. Нарушая правила издания, он выпускал каталоги, самолично устанавливая на них цены.

Так, в сентябре 1967 г. им было организовано незаконное печатание на ротапринтном участке СО АН СССР каталога «Персональная выставка. П. Филонов. 1893– 1941 гг.».
И далее:

«Советскому райкому КПСС систематически осуществлять контроль за организацией выставок, их идейно-художественной направленностью. Использовать выставки изобразительного искусства для пропаганды социалистического реализма и эстетического воспитания научных сотрудников Академгородка.

Областному управлению культуры, правлению Союза художников упорядочить организацию персональных выставок художников, проводить их предварительные просмотры и обсуждения».

Макаренко знал, что готовится что-то серьёзное, потому что ему объявили, что он сантехником Дома учёных больше не работает, и ему необходимо передать картины другому материально ответственному лицу. Но несколько месяцев он ещё не покидал Академгородок, пытаясь организовать выставку Марка Шагала.
 
На требование не включать в отчёт работу Дома учёных я твёрдо сказал, что мой отчёт будет включать всё, чем я занимался.

Такой отчёт и был мною составлен.

1. Как видите, в обкоме КПСС знали, что Михаил Янович сменил свою фамилию с Хершкович на Макаренко, но подчеркнули его еврейское происхождение, приведя в Постановлении его прежнюю фамилию.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/15/141