Утонувшая шкатулка и два дня рождения

Алексей Малышев Сказитель
             АВТОРЫ АЛЕКСЕЙ И ЕКАТЕРИНА МАЛЫШЕВЫ

                ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИИ



                УТОНУВШАЯ ШКАТУЛКА


  Решила я проведать своих знакомых стариков Марию Трофимовну  Чернозем и ее мужа. Марии Трофимовне как раз двадцать пятого марта исполняется восемьдесят лет. И вспомнила она, как нарекли ей новые советские власти второй день рождения.
Случилось это в далеком сорок седьмом году. После войны зима была снежная, метельная  и паводок случился очень сильный.


  Кан, приток Енисея, бушевал. В те времена льдины всегда скапливались в устье речки Сухаревки, образуя ледяной затор. Льдины как живые вылезали из воды и наползали друг на друга с треском. Паводковая вода поднималась на три метра возле деревни Ильинка, в которой жила семья Марии Трофимовны.  Тогда просто Машеньки.
     Деревню топило паводковой  водой. Огромные льдины били о стены домов. Ильинка была вся затоплена.


  Родительский дом стоял на холме,  и вода подобралась к нему не сразу. Мама сложила вещи в большой мешок, а мне,  девочке Маше, вручила деревянную шкатулку с документами.

Отец ожидал нас возле сеновала. Он поставил лестницу к стене  сеновала, называемого в деревне вышкой.

  Мы должны были отсидеться на четырехметровой вышке и переждать наводнение.  Однако как мы не торопились,  не успели. 
Вдруг огромная волна накрыла крыльцо дома, нас окатило ледяной водой. Мама с мешком одежды добежала до отца, а я с перепугу выронила шкатулку. Шкатулка упала в темную холодную воду и поплыла  вместе с льдинами.
Отец бросился ко мне, вытащил меня из ледяной воды и буквально втащил  на сеновал.


Дрожащие от холода, мы забрались в сено и укрылись  старыми шубами.
Через  два дня наводнение кончилось. Недалеко от крыльца мы нашли шкатулку с размокшими бумагами, на которых ничего нельзя было прочесть.  Утрачено так было и мое свидетельство о рождении.


   Отец очень беспокоился, он хотел отправить меня учиться в техникум. Поэтому, как только наводнение прекратилось, и вода отступила, я поехала в районный центр, городок Заозерный за новым свидетельством о рождении.
В Заозерновском бюро записей гражданского состояния мне объяснили, что я должна была получить медицинскую справку, подтверждающую мои годы и мой возраст. Так я оказалась в поликлинике города Заозерный.


Женщина врач долго измеряла мою талию, ноги, руки, рост. Взвесила меня на весах и даже посчитала все мои зубы. Затем она усадила меня напротив себя, и, глядя мне в глаза, спросила; Скажи деточка, сколько тебе лет?


Я бойко отвечала, что  мне идет восемнадцатый год и первого июня мне будет ровно восемнадцать.
Докторша внимательно посмотрела мне в глаза и сказала:  Нехорошо обманывать, по медицинским показателям тебе всего лишь одиннадцать лет. И я выдам тебе об этом справку.

   Тогда я развязала платок, вынула заколки из волос и огромные русые косы упали мне на колени.

  -Посмотрите!  - сказала я, - разве такие косы бывают у детей?
Доктор довольно сильно подергала одну из кос. Она даже не верила, что это мои родные машины косы.


   Женщина вызвала в кабинет самого начальника поликлиники. Который предложил дать мне справку, что я родилась в тысяча девятьсот тридцать шестом году.  Я никак не успокаивалась и доказывала им , что родилась я в двадцать девятом году. И в день начала войны мне уже было одиннадцать лет.  Но чем больше я спорила,  тем больше у них росло недоверие ко мне. Меня отправили ни с чем из поликлиники.


    Я вернулась домой, рассказала все родителям. Через неделю мы поехали в больницу с моей мамой. Но маме тоже никто не поверил. И мы ни с чем вернулись снова в родную деревню.

Пять раз я ездила к врачу и ничего не добилась. Докторша гневно говорила;;»За кого вы меня приимаете, неужели я не вижу, одиннадцать вам лет или восемнадцать. Не обманывайте меня, девушка, и не заставляйте обманывать ваших родителей.  Тогда мы с мамой поехали к председателю сельского совета.


    В то время наш сельский совет объединял пять деревень – Богунай, Усть-Баргу, Ильинку, Усовскую замку и Орловку.
Председателем там  работал немец по фамилии Шенец.  У него во всем была немецкая аккуратность. Документы он вел безупречно. Шенец достал большую толстую книгу учета рождаемости в деревнях. В этой книге было записано, что я родилась первого июня двадцать девятого года. В селе Ильинка на улице Зеленой.


    Облегченно и обрадовано вздохнули родители. Теперь нам не страшен никакой доктор. С этой книгой и поедем к врачу. Но Шенец не захотел доверить такую важную книгу в мои руки. И сказал, что он сам повезет эту книгу в больницу.  На другой день я, вместе с председателем сельского совета на конной повозке поехала в городок Заозерный. Когда мы явились, в поликлинике нас уже ждали.


   Возле поликлиники Шенец увидел своего друга, с которым воевал в красной армии. Они разговорились. И председатель отдал мне заветную книгу и велел идти к врачам.
-А я сейчас подойду, мы поговорим, и я буду, - обещал председатель. Сжимая в руках заветную книгу, я зашла к доктору. Она долго изучала запись моего рождения.  Потом взяла бланк со стола и написала в нем, что я родилась в нем, что я родилась в тридцатом году двадцать пятого марта.


-Это мое последнее слово, - заявила упорная докторша. Я снова заплакала, выглянула в коридор в надежде увидеть Шенец, но он куда-то задевался. Как я узнала после, он выпивал с другом в чайной. 

   Докторша влепила большую синюю печать на справку и подала мне в руки эту бумажку. Когда я прочитала справку, я с ужасом увидела, что родилась двадцать пятого марта тысяча девятьсот тридцатого года,  Это был день рождения моей сестры. 

   Но женщина в белом халате не хотела больше со мной разговаривать, и выгнала меня из кабинета.  С тех пор я так и живу на белом свете, рожденная в один день со своей сестрой.  И праздную день рождения два раза в год.


   А моя мама сказала, мол, хорошо, что докторша украла у тебя один год, а что если бы она украла шесть лет? Из двух зол выбирают меньшее. Пока шли все эти приключения, мокрые бумаги из шкатулки высохли. Стало возможным сделать экспертизу документов.  Но у меня уже не было сил ездить в Заозерный. И все осталось, как было.

   Вот такая была она, новая власть. Люди им были как враги, они никому не верили и только смотрели, как бы отправить человека на работу, в тюрьму или в армию.

    И показала все это наша утонувшая шкатулка.