Слово о фотохудожнике

Александр Ведров
В  ноябре 2016 года по Первову каналу ЦТ прошли передачи известного журналиста С. Волкова под рубрикой «Диалоги с Евгением Евтушенко». В качестве художественной заставки к ним был представлен шлейф фотографий, отображающих картину жизни и творчества знаменитого поэта, уроженца и воспитанника земли сибирской. И первой из них – та, классическая и проникновенная, ставшая брендом нашего прославленного земляка, который в тот момент находился в особом мире, наедине с собой. С собой и тлеющей папиросой, забытой им на миг. Проницательный взгляд молодого поэта устремлен в будущее, таинственное и великое…

Но за каждым произведением искусства стоит автор. Кто же он? Оказалось, он тоже наш земляк Владимир Григорьевич Харитонов. Весной того года, при поддержке Министерства культуры Иркутской области и Российского культурного центра КНР, в Пекине состоялась выставка художественных фотографий Владимира Харитонова. Выставка вызвала огромный интерес и восторженные отзывы посетителей. Если в ее первый день встреча длилась без малого пять часов, а у некоторых китайских студентов появилось желание учиться в Иркутске, то одно это говорит о многом.   Владимир Григорьевич один из ведущих мастеров иркутской фотографии. Он автор, составитель и оформитель едва ли не десятка высокохудожественных фотоальбомов, библиографических и художественных книг, а фотоальбом "Я сибирской породы", изданный им два года назад, был единодушно и заслуженно признан как Царь-альбом.
Современная техника позволяет каждому желающему запечатлеть на бумаге групповые композиции, диковинные пейзажи, выразительные портреты и другие жизненные  сюжеты. Фотография вошла в быт и историю каждой семьи. Но в этой армии фотолюбителей особняком стоят подлинные мастера своего дела, художники, создающие этюды для эстетического воспитания, глубокого душевного отклика и философских раздумий зрителя. Среди них достойное место занимает Владимир Харитонов, певец, патриот и пропагандист родного края.

В портретной галерее Харитонова – великолепные снимки Евгения Евтушенко, по праву вошедшие в библиографическую классику выдающегося русского поэта. Поэт сибирского размаха, величие которого измеряется во всемирном масштабе, - сильная и сложная личность, харизму которого не каждому дано отобразить, и эту задачу блестяще решал Владимир Григорьевич. Вот один из давних снимков молодого поэта-шестидесятника, читающего  свои искрометные произведения. Это снимок-порыв, устремленный в мир высокой поэзии. Авторское чтение поэтических творений, дерзких, динамичных и ярких, схвачены на лету исполнения, а легкая размытость снимка придает изображению эффект космического явления. Душевный порыв чтеца настолько стремителен, что контур лица обрамлен светящейся аурой, вскинутые пряди волос слиты с пространством, в крепком сжатии кулака ощутим сгусток клокочущей энергии. Они оказались достойны один другого – художник слова Евгений Евтушенко и художник моментальной съемки, фиксирующей неуловимый момент действия - Владимир Харитонов.
 Нельзя не отметить пейзажные полотна, на которых во всем величии и красоте предстает неповторимый Байкал, когда с первого взгляда нам ясно, что это он и только он, изображенный с неожиданной стороны, но всегда узнаваемый и почитаемый символ необъятной Сибири. Именно его фотокадр был принят Оргкомитетом Российского  Союза писателей для оформления обложки моей книги «Байкальские новеллы». На других картинах – люди Приангарья, известные и не очень, образы и мироощущения которых отражает в сибирской фотолетописи яркий иркутский художник. Не случайно выставки его работ были всегда желанны в городах Сибири. К огромному сожалению близких ему людей, товарищей и друзей, многочисленных поклонников его самобытного таланта, сегодня приходится говорить о Владимире Григорьевиче в прошедшем времени. Вместе с ним ушла эпоха подлинного искусства, сама неуемность жизни, неиссякаемый заряд энергии, влекущий и подталкивающий нас к действию, к будущему.
Владимир Григорьевич был всегда полон энергии, задумок и творческих проектов, всегда в движении, в поиске, в желании постичь что-то еще не освоенное, выйти на новые высоты. Мастер заботливо относился к подрастающему поколению  фотографического жанра, по-отечески поощрял и пестовал их. Он испытывал глубокое удовлетворение от успехов молодых фотохудожников. «У нас подрастает потрясающая молодежь, уже способная заявить о себе в полный голос», - утверждал маститый художник. И в этом состояла его надежда и забота о завтрашнем дне фотоискусства.