Статья о творчестве М. Достоевского

Валерий Орлов-Корф
Ф. М. Достоевский (1821 – 1881). Родился в Москве, отец его служил врачом в больнице, а мать происходила из купеческого рода. Семья жила во флигеле больницы. Обучался Достоевский в частных московских пансионах, позднее окончил Главное инженерное училище в Петербурге.
Из под его пера вышли произведения, вошедшие в антологию русской и зарубежной классики - «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др.
Философский роман «Бесы» - это памфлет, направленный против нигилистов, о столкновении различных, иногда взаимоисключающих ценностных систем, о переплетении различных взглядов личности. Достоевский выдвинул свою теорию, что человечество никогда не сможет построить свою жизнь только на основах разума и науки, ему надо еще учитывать элементы нравственности, добра и справедливости.
Основой сюжета романа «Преступление и наказание» становится убийство, совершенное главным героем. В своей теории Родион Раскольников решает вопрос, кому жить, а кому умереть. За убийство старухи-процентщицы его отправляют на каторгу. За свои заблуждения Раскольникову пришлось заплатить дорогой ценой, но любовь ближних спасла его и помогла возродиться.
Роман «Братья Карамазовы», с точки зрения обычного читателя, всего лишь не доведенный до логического конца детектив: мол, попробуйте сами догадаться, кто же из окружения старика Карамазова его убил. Но за криминальной интригой скрывается высоконравственная философия. И в этом смысле  «Братья Карамазовы» - вершина не только творчества писателя, но и всей русской  и мировой литературы. Образы, созданные Достоевским, призваны отобразить аспекты русского характера.
Некоторый интерес представляют его сатирические произведения, написанные в пятидесятых годах 19 века: повести – «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Впечатления  жизни в Семипалатенске (1854 – 1859) дали ему богатейший материал  для создания двух «провинциальных хроник», сверкающих неповторимыми юмористическими и сатирическими красками, в которых Достоевский, следуя по пути, проложенному Гоголем и Щедриным, ярко рисует быт и нравы губернской России. Но писатель – психолог остается и как сатирик глубоко оригинален. Насыщенная комическими эпизодами провинциальная хроника перерастает под его пером в трагедию, ее заурядные бытовые конфликты обретают психологическую сложность и глубину. История, рассказанная писателем в «Дядюшкином сне» на первый взгляд имеет водевильный характер: используя слабоумие старого князя, Марья Александровна, «первая дама в Мордасове», пытается выдать за него свою дочь Зину. Достоевский строит рассказ об этом так, что каждый из персонажей постоянно видоизменяется. В заурядной Марье Александровне открываются черты своеобразного  провинциального «Наполеона в юбке», а слабоумный князь, не переставая быть жалким и комичным, обретает черты рыцарства, становится воплощением обиженной и беспомощной человечности. Независимая, гордая и прекрасная в своем гневе Зинаида в конце концов хоронит трогательные воспоминания о своей первой полудетской любви и делается великосветской дамой.
О противоречивых свойствах человеческой души повествует следующее произведение – «Село Степанчиково и его обитатели». Молодой герой повести приезжает здесь в деревню к дяде, где перед ним возникает необходимость разгадать характер Фомы Опискина, озлобленного и невежественного приживальщика, «русского Тартюфа», ханжи и пустослова. Но в этом исковерканном жизнью человеке таится гениальный актер, «переигрывающий» всех других персонажей повести. Достоевский в этом произведении показал опасное социально-психологическое явление – преклонение перед ложными гениями, философскими и художественными шарлатанами.
Роман «Братья Карамазовы» - это лучшее произведение в творчестве Достоевского. За криминальной интригой скрывается высоконравственная философия. Галерея созданных Достоевским образов призвана отобразить конкретные аспекты русского характера. Все они давно стали устойчивыми типажами русской культуры, носителями конкретных людских качеств: Алеша – подвижнического человеколюбия, Дмитрий – вечного страдания, Иван – циничного нигилизма, Федор Павлович – распущенного аморализма, Смердяков – всей мерзости русской жизни, Зосима – спасительности и исповедальности.
Герои Достоевского особенно близки тем читателям, чья душа пребывает в состоянии непрестанных сомнений и поиска истины, в ком жизнь бурлит, как первобытный хаос. Таков и Дмитрий Карамазов, старший из братьев, - средоточие буйства и нежности, бесшабашности и честности. Он носитель самой сокровенной тайны книги, самой главной ее идеи. В его уста вложена знаменитая фраза, которая может служить ключом к роману, ко всему творчеству писателя, да, и к душе каждого человека: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Это беспрестанное борение в яркой форме проявляется в образе среднего брата – Ивана, который является идейным вдохновителем отцеубийства, логически подведя к кровавой развязке фактического исполнителя – Смердякова, незаконного сына старика Карамазова. «Несчастное сознание» Ивана видит старец Зосима, который говорит ему: «Благодарите творца, что дал вам сердце, способное такою мукой мучиться». Младшего брата, Алешу,  Достоевский считал главным героем романа.
Литератор и критик  Н.А. Бердяев так высказался о Достоевском и его творчестве: «Он – художник не той безликой бездны, в которой нет образа человека, а бездны человеческой, человеческой бездонности. В этом он величайший в мире писатель, мировой гений, каких было несколько в истории, величайший ум…»