Ёжкина дочь

Надежда Беленюк
Солнечным апрельским утром я опаздывала на работу и набегу, раздеваясь и схватив журнал, услышала в след голос кого-то из коллег: - Надежда Николаевна, там заочники ёжика привезли на таксидермию*, у лаборанта заберете. Я кивнула головой, быстно выскочила за дверь кафедры и заспешила на лекцию… Ёжика привезли. И зачем нам в музее ёжик? Не наш вид, в сибири не водится, наверное домашний. Эти заочники везут все подряд, лишь бы «хвосты» закрыть... После занятия, вспомнила, ах, да, ёжика забрать нужно. В раздумьях, я пошла искать нашего лаборанта Настю. Нашла ее в небольшой аудитории, обустроенной под  виварий**. Силами студентов здесь было оборудовано несколько аквариумов с рыбками и тритонами. Террариумы с улитками ахатинами, и черепахами триониксами. Настя развила бурную деятельность по разведению всей этой живности, успешно меняя потомство на корм для постояльцев.
- Настя, мне сказали ежа у тебя забрать, заочники на таксидермию привезли.
- Да, вон он в аквариуме, на окне, Настя махнула рукой в угол аудитории.
- Почему на окне?
- Я ему молочка взяла у зоотехников на хоздворе….
- Подожди, подожди, он что живой?
- Ну, да, вон в аквариуме сидит.
- Вот это, да! А почему на таксидермию? Я заглянула в аквариум. В углу сидел ёж. Худющий, иголки забиты землей, наполовину свернувшись, он пытался спрятаться от людей.
- Не знаю, Настя пожала плечами. У него лапка задняя сломана. Больной какой-то. В Уярском районе собаки поймали….
- Странно, прям поймали?
- Ну, да, гуляли на пустыре и поймали. Говорят в Уярском районе уже лет пять как ежей встречают….
- Да, дела! У нас в Сибири ежи! Что твориться с природой!? Я внимательно рассматривала чудо-зверя. Неужели перезимовал. Очень даже похоже. Весь в земле, колючки короткие, местами обломаные, кажется и подпушь просматривается. Голова и брюшко лохматое и грязное. Ну, точно – Сибирский ёж! Мы с Настей рассмеялись: - Наверно берлогу вырыл и залег!
- Настя, делай что хочешь, но что бы ёжик выжил! Придумали, живого ёжика на таксидермию! 
Насте то же было жалко зверюшку, и она принялась обустраивать ему жилище. Поставила в аквариум картонную коробку, что бы ёжик мог прятаться.  На дно насыпала опилок. Совместными усилиями мы организовали кормление, по очереди приносили из дома то мясо, то курицу, то рыбу. Двоечников отправляли копать червей, что являлось особенным деликатесом для нашего питомца. Ежик оказался особью женского пола. И получил кличку Ёжа Валенски. Почему? Не спрашивайте, просто так само собой назвалось. Днем Ёжа сидела в коробке, а ночью изучала территорию обитания и способы побега. И наверно сбежала бы, если бы не сломанная лапка. Аппетит оказался у нее хороший, Ёжа быстро поправлялась и набирала вес.

Закончился учебный год, студенты разъехались на каникулы. Преподаватели отправились в отпуск. Мне  пришлось забрать Ёжку домой и устроить ей летнее поселение на даче.  Муж построил для нее вольер прямо в саду под большой раскидистой калиной. Вместо домика я положила ей большой глиняный горшок, оставшийся из под засохшего цветка, гору прошлогоднего сена, на всякий случай, прятаться.  Думаю, новое жилище Ёжке очень нравилось. Теперь она могла копаться в земле, есть корешки, а может и жуки-червяки какие попадались. Горшок облюбовала сразу, набила его сеном и пряталась туда днем,  закупоривая себя пробкой из сена. По вечерам вылезала из горшка и караулила,  когда принесут еду. Аппетит у нее был отменный, а вот характер не очень. Все мои попытки пообщаться заканчивались злобным шипением и фырканьем, а желание погладить, исколотыми ладошками. Ёжка делала резкое движение вверх, стараясь наколоть, желающую погладить ее руку, на собственные иголки. А что вы хотели, все таки дикий зверь!   Вольер был в глубине сада, подальше от людей, так что никто ее особо не беспокоил. Мои взрослые дети, увидев нового питомца, покачали головой, мама, тебе что забот мало? Только пятилетнему сынишке наших друзей Левке, ежик доставил несказанное удовольствие. Каждый раз приезжая в гости, он   ползал вокруг вольера изучая зверька. А прощаясь вопил: - тетя Надя, я к вам   еще приеду, ежика изучать…! Наверно будущий биолог растет! В остальном же Ёжка вела образ жизни дикого ежа. Мы ее баловали, не рассчитывая на симпатию. Все жуки, червяки и бабочки, попавшиеся нам в руки, доставались Ёжке на закуску.
Лето пролетело быстро, в сентябре начались заморозки. Пора  возвращаться в Университет. Все чаще становилось грустно от мысли, что прийдется посадить ее в тесный аквариум, где она будет дальше влачить  жалкое существование. Нет, нужно что-то делать, куда б ее пристроить для дальнейшего проживания. Я подумывала про зоопарк. Но зоопарк посторонних животных брал неохотно….
Нам повезло! В университете началась практика и мы с первокурсниками поехали  в зоопарк поработать волонтерами. Поговорив с руководством парка,  я получила согласие, взять нашу питомицу на попечение.
В зоопарке уже жили три ёжика и наша Ёжка, вполне могла составить им компанию.  Мы подписали контракт на передачу дикого животного - ежа обыкновенного, по кличке Ёжи Валенски, и поехали в ветеринарную клинику оформлять положенные документы.

Последнюю неделю было совсем холодно, температура по ночам опускалась до пяти градусов мороза. Ёжка совсем перестала есть. Пришла пора в спячку ложиться. Ну, не спи красавица! Давай сначала на новое место переедем! Я вытащила горшок со спящим Ёжиком из вольера, тяжеленький! Ну и откормили мы тебя, не ёжик, а целый ежище! Вход в горшок плотно закупорен сеном, серьезно спать собиралась. Поставлю пока на веранде, здесь потеплее. Справка из ветеринарки будет готова через два дня, и поедем жить в зоопарк.
Утро было довольно теплым, солнышко ласково припекало. Я сразу заподозрила неладное. Горшок был пуст. Отогревшаяся Ёжка выбралась из горшка и отправилась изучать мир. Хорошо, что этот мир был ограничен верандой. Я обшарила все углы, коробки сваленные в кучу, старые ведра и даже нижние ящики шкафа. Отодвинула стол и тумбочку, Ёжки нигде не было. Может я ошиблась и она все же в горшке. Я вытряхнула из него все содержимое. Чего здесь только не было, вперемежку с сеном вывалились обглоданные козьи позвонки, куриные косточки, кусок засохшей рыбы, сгнившие огрызки яблок. Да, подруга, похоже, ты не спать зиму собралась, а зимовать с запасами. Я еще раз осмотрела углы и вдруг услышала подозрительный шорох на окне. Ёжка сидела на подоконнике. Притаившись за краем стола она наблюдала за мной. Увидев, что ее обнаружили, бросилась бежать. Добежав до края подоконника, кубарем скатилась на стоящий внизу пуфик, и дальше на пол, где я ее и настигла. Шипя и фыркая скрутилась в тугой клубок. Вот разбойница, а ведь лапка то похоже зажила! Интересно как она на окно залезла? Я запихала Ёжку обратно в горшок, а для себя решила,  сидеть в горшке она точно не захочет, но один день по веранде погуляет, ничего страшного. Чем занималась Ёжка все оставшееся время, я не знаю. На следующее утро я обнаружила ее под столом, завернутую в несколько слоев шерстяного пледа, которым раньше был накрыт пуфик. По всей видимости она стянула его, выбрав как самое теплое, подходящее  для зимней спячки укрытие и завернулась в него. Ну, что подруга, пора ехать в зоопарк. Размотав плед, я посадила колючую красавицу в коробку, и мы отправились на новое место жительства…. Ей предстоял месяц карантина и после подселение в вольер с остальными ежами, которым то же, как я выяснила, предстоит лечь в зимнюю спячку. Для каждого заготовлен большой теплый валенок и сено. Ёжики сами знают, как устроиться на зиму, главное им не мешать…

Как интересно устроена жизнь. Маленькая Ёжка, родилась под счастливой звездой. У нее был очень маленький шанс на жизнь, но она  пережила суровую сибирскую зиму, не погибла от собачьих зубов, ее пожалели в университете, не поленились вылечить и откормить и наконец, не отказались взять в зоопарк. Наверно это лучшее, что могло бы с ней случиться… 



таксидермия* - изготовление чучел
виварий** - помещение с лабораторными животными