Украина не Россия. Обывательский взгляд изнутри. 1

Юрий Ольшанский
Я родился и вырос в России. И я русский «до седьмого колена» с саратовско-тамбовскими ближними корнями и, судя по моей внешности и моему характеру, с корнями варяжскими, дальними. Что поделать: такова история нашего народа, Рюриковичи мы.
На Украине я оказался ввиду ряда обстоятельств. Жили мы тогда в одной большой стране, мне после армии надо было учиться, а тут сестра с мужем поселились в Харькове. У сестры муж-офицер учился в военной академии. Здесь же был нужный мне ВУЗ. И в 1974 году я стал харьковчанином.
До 1982 года я учился и работал, женился, у нас родилась дочь. А потом меня неудержимо потянуло на перемены. И мы поехали на Север «…за туманом, за мечтами и за запахом тайги».
С Севера в Харьков мы возвратились в 1992 году, здесь у нас была квартира, а вот приобрести квартиру в России мы не смогли. «Кто без страха и упрека – тот всегда не при деньгах». Подрастали дети, а Харьков -  это студенческая столица Украины, здесь же проживали родственники жены. Пришлось принимать украинское гражданство. Потом мы смогли купить в одном из сел области дом (старую хатынку) под дачу с большим садом и огородом. И постепенно мы с женой стали почти селянами.
Живя на Украине, я невольно присматривался к украинцам, их жизни и сравнивал все с россиянами и Россией. Постепенно у меня накопились всевозможные наблюдения, которые я и предлагаю вашему вниманию.

Украина не Россия. Обывательский взгляд изнутри. 2. Харьков советский.


 Харьков советской эпохи меня не разочаровал. Здесь было довольно комфортно. Я, русский, был своим в этом украинском городе. Бытового национализма здесь никогда не было. Но я был госчиновником, а коррупция уже тогда набирала потихоньку силы.
 «Иметь живую копейку». Так харьковские чиновники скромно характеризовали свою коррупционную деятельность. Не то, чтобы я был среди них «белой вороной», нет, я такой был далеко не один. Но я неоднократно слышал о себе: «А, это тот, который слишком правильный.»
Была в то время у харьковчан интересная отличительная черта. Они гораздо больше уделяли внимания внешней стороне своей жизни. Одевались они лучше большинства россиян. Те же москвичи рядом «не смотрелись». Ратиновое пальто или дубденка, джинсы, пыжиковая шапка и мохеровый шарф. Большинство стремилось к этим символам «успеха и процветания». И для этого шли на всевозможные жертвы.
Когда мы с молодой женой (уроженкой России) проживали на съемной квартире, то испытали своеобразный шок от одного открытия. Хозяйка квартиры, еще довольно молодая женщина, жила небедно. От мужа-профессора ей досталась трехкомнатная квартира «упакованная под завязку». Паркет, хорошая мебель, ковры в изобилии, драгоценности. Но при этом она своего сына-школьника буквально «травила» одной перловкой. А тут нам сестра жены прислала из России копченую утку, которую мы под пивко обглодали за два вечера. Через день жена шепотом поведала мне, что хозяйка попросила у нее утиные кости на супчик, которые она хотела выбросить.
Обращала на себя внимание и такая черта харьковчан. Я бы назвал ее мягкостью в общении. Что и говорить, это не может не нравиться. Но потом ты часто узнавал, что за твоей спиной приятный собеседник говорит совсем другое. Очень характерна по этому поводу одна моя беседа в поезде с попутчиком. Он назвался харьковчанином, но после непродолжительной беседы я высказал по этому поводу свои сомнения.
-У Вас менталитет, характер не харьковский. Слишком прямой и резкий.
-Да я в России, в Сибири родился и вырос. А у нас там п…су всегда говорили, что он п…с, а не мило улыбались ему.
Мы по-дружески потом распрощались с земляком, так как почувствовали какое-то родство.