Кто делает выбор?

Олег Вишмидт
Действие не рождается само по себе – вначале появляется побуждающая мысль о нем, и лишь потом эта мысль (не)реализуется в жизнь. Наши жизни полностью подчинены уму и мыслям, которые он ловит и передает. Неизвестно, откуда берутся мысли и куда они исчезают; почему одни мысли быстро забываются, а другие преследуют нас всю жизнь. Есть устойчивое мнение, что мы никогда эту тайну не раскроем: мы не знаем источника происхождения мысли и можем анализировать ее только постфактум, после того, как она зафиксировалась в сознании. Все просто: так как источник происхождения мысли не нащупывается, мы считаем ее своей. Будь у мысли иной, сторонний источник, мы считали бы ее чужой.

Нам кажется, что именно мы делаем выбор, только потому, что у той или противоположной мысли нет источника, нет автора, кроме «нас самих». Если приходящая мысль не нарушать закон оказывается в данную минуту решающей, мы не нарушаем его, подчиняясь силе этой главенствующей мысли. Однако все могло быть и наоборот - весь секрет в том, что ум нам подкидывает все – и наличие выбора, и, якобы, собственное решение выбирать между альтернативами.

Ум веселит себя, создавая очень сложные и вполне жизненные иллюзии о том, что-де сами способны управлять своими жизнями. Бытовая ценность данной концепции в том, что человек ни в коем случае не должен ругать и ненавидеть себя, потому что даже сама мысль о том, что его тело или характер «недостаточно хорош» - тоже не его, тоже чужая.

Даже в том, что нам выпала судьба быть марионеткой, исполнять чьи-то прихоти и желания, тоже можно находить радость и удовольствие. Недаром Восточные мудрецы всех веков и религий просят не вовлекаться в «чужие» эмоции, экономить психическую энергию и полностью принимать себя и мир вокруг, а в христианстве большое внимание уделяется развитию в себе смирения и приятия воли Всевышнего, не вдаваясь в сам механизм важности этого приятия.