Лимонные дольки

Остров Лесбос
В детстве я очень любила мармелад, но не простой, а в виде лимонных и апельсиновых долек. Только в те далекие советские времена это был самый настоящий дефицит. Простой мармелад еще можно было иногда встретить в магазинах, а вот лимонные дольки там никогда не водились. До поры до времени я даже и не знала, что есть такой изысканный вид мармелада.
 Впервые этот деликатес я попробовала в гостях у сестры отца, то есть у тети. Она работала на кондитерской фабрике, поэтому в ее доме всегда было море шоколада и прочих сладостей, да не простых, а элитных, тех, которые никогда не направлялись в магазины для простого народа.
Тетя угощала нас с мамой чаем с конфетами. Мое внимание привлекли необычные конфеты в виде лимонных и апельсиновых долек, посыпанных сахаром. Они скромно лежали в вазочке, которая, как бедная родственница, стояла около роскошной и большой коробки шоколадных конфет. Только я сначала потянулась за дольками и тут же забыла про любимые шоколадные конфеты. Вкус их просто меня поразил. Они были кисло-сладкие и источали ароматы лимона и апельсина. Стоит заметить, что и цитрусовые в советские времена в нашем провинциальном городе были большой редкостью. Эти конфетки сочетали в себе то, что я обожала больше всего. Тетя заметила с каким удовольствием я поглощаю этот мармелад.

- Леночка, тебе так понравились эти дольки?? Это же простой мармелад.  Попробуй лучше шоколадный набор! Это новинка нашей кондитерской фабрики! – сказала она.

- Спасибо, но этот мармелад вкуснее шоколада, - ответила я.

Она и моя мама удивленно засмеялись.

- Боже ты мой! Раз тебе так понравились эти дольки, то я буду частенько передавать их через отца, - пообещала тетя.

- Да, Галина, пожалуйста, если есть возможность, то я буду покупать у тебя эти конфеты и еще сырокопченую колбасу. Ты же знаешь, в магазине днем с огнем этого не сыщешь, -  вступила в разговор моя мама.

- Конечно, Нина! О чем речь! У нас на кондитерской этого добра – завались. Слава Богу, я не рядовой там работник, поэтому никаких ограничений с конфетами, ну а колбаса у нас от связей с мясокомбинатом. Так что звони мне, делай заказ и присылай  моего братца за деликатесами ко мне,  и будут вам любые конфеты  и колбаса, - снова пообещала тетя.

- Ой, как хорошо! Тем более скоро праздник, восьмое марта, будет очень кстати, а то вареная колбаса уже в горле сидит, - обрадовалась моя мама.

Потом мы пошли домой, но прежде тетя дала мне с собой кулек лимонных и апельсиновых долек. Радости моей не было предела.

Тем временем приближался весенний праздник – международный женский день. Моя мама, помня обещание сестры своего мужа, заранее позвонила ей и сделала заказ на конфеты и колбасу. Раньше она стеснялась звонить сестре своего мужа, но сейчас, когда она сама пообещала такие дефицитные деликатесы, – мама не стала скромничать и решила воспользоваться блатом. Вскоре тетя Галя позвонила нам домой и сказала, что конфеты и колбасу можно забирать.

- Ура! На праздник у нас будут мои любимые конфеты! – в радости закричала я.

- Да! И моя любимая сырокопченая колбаска, - радостно ответила мама.

Вечером, когда пришел с работы отец, она сказала ему:

- Сергей, твоя сестра достала нам очень вкусные конфеты и колбасу. Сходи, забери у нее. Ты же с завтрашнего дня в отпуске?

- Ну, да. В отпуске. Конфеты и колбаса? А зачем ты лезла к ней и просила об этом? Я тебе говорил не делать этого!! – со злобой в голосе крикнул  он.

- А что тут такого крамольного??? Я же не просто так! Я за деньги! Я покупаю! И что такого, если твоя родная сестра достанет твоей семье дефицитных конфет и колбасы? Она же достает это всем, но только ты от всего отказываешься! Ишь, какой гордый! – возмутилась мама.

- Это лишнее вам! Больно сладко жить хотите!  - гаркнул отец.

- Ну, хорошо! Не хочешь забирать заказ, я завтра после работы к ней домой заеду. Неудобно, конечно, ехать  к ней с пересадками, но это того стоит! – разозлилась моя мама.

Отец нахмурился и стал сосредоточенно жевать ужин. Было видно, что он о чем-то усиленно  размышляет. И вдруг его лицо озарила злобная усмешка, после чего он сказал:

- Хорошо, давай деньги. Я завтра заеду к ней, заберу конфеты и колбасу.      

- Ну и хорошо. Спасибо тебе, - сказала мама и пошла в спальню за кошельком.

На следующий день в школе я сидела, как на иголках. Перед глазами мелькали мои любимые лимонные и апельсиновые дольки. После всех уроков я галопом побежала домой. Отца еще не было. Вскоре он зашел в квартиру с большими пакетами. Я не стала пытаться узнать, что в них, так как давно уже поняла злобный характер отца. Чтобы не раздражать его своим наивным детским желанием покушать вкусных конфеток и колбасы, я решила дождаться маму с работы. Она-то никогда не рявкнет на меня, как отец, и всегда угостит вкусненьким, не дожидаясь праздника.

Отец долго шуршал на кухне пакетами, сновал зачем-то в зал и обратно, потом позвал меня. Я пришла в кухню  и увидела на столе две маленьких тарелочки. На одной лежало несколько лимонных и апельсиновых долек, а на другой несколько кружочков ароматной сырокопченой колбасы.

- Угощайся, - сухо сказал он и указал на тарелочки.
- Спасибо.

Я взяла одну дольку, налила себе чай и села за стол. Отец ушел в зал и начала там что-то собирать. Любопытство взяло надо мной верх, и через некоторое время я заглянула в зал. Отец собирал чемодан, зачем-то тщательно перевязывая его темно-зеленым ремнем из плотной ткани. Увидев меня, он вздрогнул, нахмурился и сказал:

- Я вечером еду в санаторий. Отдыхать. Вот чемодан собираю. А сейчас я пойду и помоюсь  в ванне. А ты…ты не вздумай лезть в чемодан! Я его специально так завязал, что сразу увижу следы вскрытия! Поняла? Ничего тут не трогай! А если мать придет с работы, то не позволяй ей лазать!

Я неприятно удивилась и испуганно закивала.  Щелкнула щеколда в ванной комнате и полилась вода. Я тем временем огляделась. Пакетов нигде не было, а значит, все вкусности лежали упакованными в чемодан, с которым отец должен был вечером уехать в санаторий. Я пожала плечами и пошла на кухню. Мне показалось, что такое положение дел очень опечалит маму.

В дверь позвонили и я бросилась открывать. Это пришла мама с работы.

- Ну как дела?  Что нового в школе? - принялась спрашивать она меня.
- Всё нормально.
- А отец в ванне моется?
- Да, он вечером уезжает в санаторий.
- Понятно, а он принес конфеты и колбасу?
- Ну да, вот они, -  я показала на тарелочки.
- Что это?? – удивленно спросила мама.
- Он сказал угощаться, - грустно ответила я.
- Он что издевается что ли? Я ему десять рублей вчера дала за конфеты и колбасу. И это все деликатесы??

Мама заглянула в холодильник, потом прошла в коридор, а затем в зал. Я шла следом за ней.

- Ага, а вот и чемодан! Ты посмотри, как он его завязал, - мама принялась развязывать ремень.

- Он сказал ни в коем случае не трогать здесь ничего! – испуганно пролепетала я.

Мама перестала развязывать веревки и застыла перед чемоданом.

- Нет, ну что это такое получается??? Я договорилась с его сестрой, сделала ей заказ, она с радостью достала нам конфеты и колбасу, я заплатила немалые деньги, а теперь он собирается увезти это всё в санаторий??? Чтобы угощать всяких потаскушек?? – в сердцах произнесла мама.

Мне на тот момент было лет тринадцать или четырнадцать,  и я прекрасно понимала и доподлинно знала, что у отца есть много женщин на стороне. По большому счету он не скрывал этого от моей матери. Он мог не прийти ночевать, мог пойти в кино с любовницей, гулять в кафе с бабами и заниматься прочими изменами.

- Но он сказала, чтобы ты не лазала! Мама, не делай этого! Я так боюсь его, он такой злой, - стала говорить я.

- Не бойся. Это мои конфеты и моя колбаса! Ты понимаешь, что он у нас это забрал и сейчас везет в санаторий? Я сейчас открою чемодан, возьму свою долю и закрою.  Он не заметит. Не бойся, я оставлю ему его долю, даже несмотря на его подлый поступок.

- Но он потом откроет чемодан в санатории и увидит, что конфет и колбасы мало. Он вернется и будет ругаться. Я боюсь его, - продолжала я уговаривать маму.

Но она не стала выслушивать мои страхи. Уверенно мама развязала ремень, открыла чемодан,  и мы увидели в нем четыре палки сырокопченой колбасы  в полиэтилене и большой прозрачный пакет с лимонными и мармеладными дольками. Всё это добро лежало на махровом полотенце, под которым были аккуратно уложены отцовские вещи.
Мама взяла две палки колбасы, открыла пакет с конфетами и отсыпала половину в большую вазу, сказав мне, чтобы я отнесла это всё в спальню и  надежно припрятала. Отец вот-вот должен был выйти из ванны, поэтому я жутко волновалась. Пока я бегала в спальню, мама закрыла чемодан и завязала на нем ремень. Когда я увидела, как она его завязала, то в животе у меня похолодело.

- Он заметит! – дрожащим голосом сказала я.
- Не заметит! А если спросит, то скажи, что ты игралась с ремнем и развязала его случайно.

Мы быстро прошли в кухню и сели за стол. Не успели мы это сделать, открылась ванна,  и оттуда вышел распаренный донельзя отец.

- С легким паром! – сказала мама.
- Ты уже пришла с работы? – недружелюбно спросил отец.
- Да. А тут на столе что за угощения такие? Это вся колбаса и конфеты, которые дала тебе сестра?
- Оно тебе и этого не положено.

Отец прошел в зал. Мое сердце сжалось от предчувствия ужасного скандала. Раздались грязные маты.

- Кто рылся в моем чемодане? – заорал отец.

Мама встала и пошла в зал.

- Никто там не рылся. Это Лена игралась и случайно развязала ремень. А чего ты боишься? – спросила она.

- Это ты, сука, тут копалась! – заорал он и стал открывать чемодан.

Через несколько секунд отец обнаружил пропажу и начался грязный отвратительный скандал, который вызвал у меня истерику.

- Ах ты, е***нная в рот сука! Мразь! Украла у меня колбасу и конфеты! Немедленно верни всё обратно, не то пожалеешь! – визжал отец.

- Прекрати меня оскорблять! Эти конфеты и колбасу я купила у твоей сестры! Попросила тебя принести нам на праздничный стол! А ты что? что ты там нам три дольки мармелада на тарелку положил и три кусочка колбасы?  Не стыдно?  А сам  собрался  в санаторий везти четыре палки и огромный пакет конфет! Кому это? ****ям?? Не жирно будет? – крыла в ответ мама.

- Сука, верни быстро всё обратно! Я тебя сейчас мразь забью насмерть! Пожалеешь! Лярва, падаль, курва, ху**соска!

Я рыдала на кухне и не находила себе места. Такие жуткие оскорбления рвали мне сердце и коверкали душу. А еще я очень боялась, что отец начнет бить маму. В ярости он превращался в дикого зверя, глаза его горели, на губах появлялась белая пена, руки тряслись, кулаки сжимались и разжимались.  Мне стало казаться, что еще чуть-чуть и он, как слон, затопчет и маму, и меня, ведь я обязательно брошусь ей на подмогу.

- Мама, мама верни ему все это! Прошу! Пусть подавиться! Верни! Прошу тебя! – заскочила я в зал и обхватила маму руками.

Она обняла меня и вывела из зала. Потом она взяла колбасу, конфеты и отнесла их отцу, который не прекратил материться и сыпать самыми ужасными оскорблениями, перемешивая их с угрозами страшной расправы.
Мама бросила колбасу и конфеты на чемодан и сказала:

- Чтобы ты подавился! Семью на @****ей промениваешь! Тебе всё вернется! Как тебе не стыдно! Ты соображаешь, что делаешь? Какой пример ты подаешь дочери? Она же все понимает! Она знает, кому ты это все везешь!

- Заткнись, вафлистка! Я потом с тобой разберусь! Воровка! Е**анная проститутка! – не унимался отец.

Я сидела сжавшись в комок в спальне и рыдала. Были слышны его метания по квартире. Кажется он забежал на кухню и стал греметь там тарелками. Раздался удивленный голос мамы:

- Так ты еще и с тарелок решил забрать конфеты и колбасу??? Ну-ну, забирай свои угощения! @****ям отдай!

Невозможно описать все оскорбления и маты, которыми сыпал отец. Гремела посуда, что-то падало. Я дрожала от каждого звука. Рыдания душили меня со страшной силой. В какой-то момент мне показалось, что мое сердце просто лопнет от внутреннего напряжения и внешнего негатива.

Вскоре раздался звук хлопнувшей двери. Оказалось, это отец уехал в санаторий. Я вышла на кухню. Там за столом перед пустыми тарелками сидела печальная мама.

- Мама, прошу тебя, разведись с ним! Мне так плохо с ним жить! Я так его боюсь! Пожалуйста, разведись! – сквозь рыдания стала просить я маму.

- Леночка, успокойся, пожалуйста! В других семьях еще хуже бывает! всё образуется! Всё забудется! Выпей валерьянки!

- Он так ругался! Так материл тебя! Хотел избить! Он зверь! Я не хочу с ним жить!

- Хорошо, разведусь! Только не плачь, не надо истерик. Я позвоню его сестре, всё расскажу, всем расскажу.

Конечно, мама не развелась с отцом, а продолжила свои мучения и мои. Да, она пожаловалась его сестре, его брату, своим родственникам, но они просто поохали и поахали. Да и что они могли сделать? Самое большее пристыдить своего братца. Но ему все наставления были, как он сам выражался, по барабану. Он был уверен в своей правоте.
Отец через двадцать четыре дня вернулся из санатория и, как ни в чем не бывало, стал жить дальше. У меня же с той поры лимонные и апельсиновые дольки навсегда потеряли свой изысканный вкус.