Паоло Польвани, Италия. Рассказ Дом Али-Бабы

Валерий Попов 2
Паоло ПОЛЬВАНИ (Paolo POLVANI), поэт, итальянец, южанин, родившийся в историческом городе Барлетта (Провинция Пулия) в 1961 году и проживающий там же. Он опубликовал многочисленные стихотворные Сборники, отмеченные премиями и наградами. Но, к сожалению, неизвестный в России. Пишет также прозу.
Вниманию читателей я предлагаю его последний рассказ "Дом Али-Бабы", написанный пару месяцев назад. Он мне настолько понравился, что я решил его тут же перевести. Особенно меня поразила тема рассказа. Он описывает судьбу беженца - Али- Бабы, чья горькая судьба может быть примером того, что испытывают беженцы в чужих странах.
Этот рассказ настолько оригинальный, что я назвал бы его лучшим рассказом Года!
Польвани также обращает внимание на ту опасность, которую несёт религиозный фанатизм и связанный с ним терроризм.
Этот рассказ можно смело использовать для создания небольшого фильма и его представления на одном из международных кинофестивалей.
По всем вопросам, прошу обращаться ко мне по электронной почте: mariapop@mail.ru
Валерий Попов.
Переводчик итальянской литературы и драматургии.
8 декабря 2016.

П Р И Я Т Н О Г О    Ч Т Е Н И Я   !!!


ДОМ АЛИ-БАБЫ, ПАОЛО ПОЛЬВАНИ (Италия)

Это ненастоящий дом. Представления о доме у нас всегда ассоциируются с пространством, которое всегда включает в себя кухню, спальню, ванную, балконы, окна, лиф-ты.  Или то,  что он занимает хотя бы минимум территории.  Дом же  Али-Бабы  был сооружен на земле,  находящейся недалеко от пляжа,  и  прятался  под защитой больших пальм,  стоящих  вокруг  него  с  величественными  кронами и взъерошенными  листьями. Они служили непреодолимым препятствием для ветров, дующих с моря, и для дождей,  которые  то и дело  бесцеремонно  лились на них как из ведра. Дом Али-Бабы,  был выполнен из досок,  которые используются для упаковки крупногабаритных изделий,  из  картона  и  обшит  двойным слоем целлофана.  Возможно, этот дом правильнее было бы назвать бараком.  Люди, проходящие по дороге, никогда не смотрят в его сторону.  Али-Баба  делает все возможное,  чтобы  не привлекать к себе ни чьего внимания.  Вход  в  новый дом Али-бабы  был настолько ужасный,  что любой, увидев его, бросился бы от него наутёк.  Здесь постоянно снуют местные блюстители порядка. А в кустах,  в засаде,  часто прячутся полицейские, готовые схватить тебя и выписать тебе тут же предписание, обязывающее, тебя немедленно вернуться домой, к себе на родину.  Али-Баба появился здесь из страны, в которую ему предпочтительнее было уже никогда не возвращаться.  Ему больше подходило жить в этой немудрёной времянке, построенной в нарушении всех норм и правил, чем все другие варианты.  Для её постройки он задействовал прессованный картон, попавшуюся под руку древесину и целлофан.
Иногда  он  пробуждается  среди ночи от грохота очередного ливня.  Но, несмотря на все природные капризы,  он содержит свой дом сухим,  в чистоте и в порядке.  По периметру сооружения он создал дренажную систему,  и  проложил небольшие каналы, отводящие дождевую воду подальше от несущих элементов дома.  Никто не знает, из какой страны Али-Баба родом,  но зато известно, (это, по крайней мере, знают постоянные посетители близлежащих ресторанов и пиццерий),  что Али-Баба  приносит  в близлежащие места  питания  ежедневно на продажу розы.  Он предлагает их мужчинам,  чтобы те дарили  их  своим  дамам.  Часто его предложения купить цветы остаются без ответа. Иногда с некоторой показной вежливостью.  А другой раз с плохо скрываемым недовольством.
Али-Баба покупает розы у одного из продавцов цветов. Покупает, непонятно почему, самые дорогие.  И, тем не менее, он покупает их каждый день, причём,  по две дюжины.  За цветы он платит наличными.  Некоторые  клиенты  просто дают ему монету достоинством в два евро,  с тем,  чтобы он не настаивал и не просил у них купить розы.  Лишь бы он убрался с их глаз, и не улыбался бы им своей глупой улыбкой, в которой сквозила нескрываемая мольба.
В своей стране  Али-Баба  работал  на фабрике  по пошиву рубашек.  И ему платили там всего лишь по одному евро в день! А приходилось работать по двенадцать часов в сутки!  Здесь  же  ему часто удаётся заработать  за день  даже  целых  десять  евро! Иногда он  возвращается  домой с пятнадцатью непроданными розами.  Тогда он их кладет в жестяную банку,  наполненную водой,  и всю ночь,  во время сна,  его  так и мутит от сильного, приторного запаха этих роз.
Когда  же  Али-Баба  просыпается,  то  он  весь  пахнет  розами.  Иногда ему везёт и в пиццерии  ему  протягивают кусочек пышки (фокаччи) или остаток пиццы.  Бывает, что ему разрешают съесть пищу прямо тут же, сбоку от кухни. Часто перепадает ему  также поесть и немного спагетти.  В этом случае он возвращается домой совершенно счастливым. При удачном стечении обстоятельств ему удается послать домой ежемесячно сорок-пятьдесят евро, которые остаются


                2.-


у него после уплаты денег за заказанный  товар  и  осуществления  всех необходимых  текущих  расходов.  Для  его  семьи  это приличная сумма!
Али-Баба  продает  розы  и  в ресторанах. Иногда он там встречается со своим коллегой, более удачливым, чем он. Этот коллега живет в одном из  брошенных домов, без окон и дверей,   из  тех, что строятся прямо на побережье! Но зато это был непростой дом,  а  дом  с настоящей  крышей  над  головой! Этот его коллега – немногословен и скрывает  от  него  многие  вещи.  Поэтому  Али-Баба  встречается  с ним неохотно, а предпочитает его компании – оставаться, подолгу один у моря,  и  смотреть  вдаль на морскую гладь.  Или  же  он  звонит  домой,  это  в  том случае, когда дела у него идут нормально,  и,  когда  телефонная  карточка  позволяет  ему  поговорить  с женой  несколько минут. При этом он находится  в компании своих роз, испускающих в воздух ни с чем несравнимый, божественный запах.
На  него  часто  находит  грусть.  Чтобы побороть её - Али-Баба придерживается двух стратегий.  В первом случае,  он начинает представлять себе,  как выглядит счастливая улыбка на лице его жены в момент получения его денежного перевода.  Который он отправляет ей каждый месяц.  Во  втором случае – он начинает произносить вслух стихотворение,  которое  он  знал  ещё  с  детства,   написанное   каким-то  античным поэтом. Речь в нём шла о розах.  Это  было что-то вроде песни,  настолько музыкальной,  что он с удовольствием повторяет её несколько раз в течение дня.  Слова этого стиха полностью отвечали тому состоянию, в котором он находится, и, сложившейся у него непростой судьбы. Он этот стих выучил еще тогда, когда он даже не подозревал, что в один прекрасный день он станет продавцом, разносящим на продажу розы!
Однажды  утром  Али-Баба  услышал в отдалении чьи-то голоса.  В  этот  час обычно стоит глубокая  тишина.  Слышится  только  шум  какого-нибудь автомобиля, проезжающего вдалеке. Голоса приближаются все ближе и ближе. Али-баба окончательно просыпается  и выходит из дома.  Это  молодые люди,   ребята.  Их наберётся целая дюжина. Они направляются прямо к его дому.  Находясь на пороге своего жилища, Али-Баба даже не знает, что и подумать.  Страх у него всё более усиливается. Все голоса – явно возбужденные.  Так и хочется ему всё бросить и куда-нибудь убежать. Торговля розами никогда не считалась в нашей стране каким-то преступлением. Поэтому упрекать себя  в  чём-то,  что ты где-то что-то не так сделал,  в данном случае  не приходилось. Али-Баба  делает  несколько  шагов  вперед.  Время – раннее,  около семи часов утра. Воскресенье.  Всё происходит в начале лета. Солнце встаёт, и море горит от него буквально огнем. Гладь моря, выглядит как гигантское зеркало и слепит глаза. Молодые люди имеют явно угрожающий вид. Один из них держит в своей руке пластмассовую канистру с бензином. Они решительно надвигаются на него. И что-то кричат. В результате, Али-Баба останавливается.  Он понимает, что они ищут именно его.  Бежать теперь куда-то - было уже бессмысленно. И, к тому же, зачем, по какой причине?
Один  из  них  даёт  Али-Бабе  подзатыльника.  А  другой угрожает  ударить его кулаком. Али-Баба от удара - падает.  Еще один толкает его сзади.  И тут же поднимает руку и бьет его  в спину.  Али-Баба  ощущает  дикую  боль  в  месте  удара.  «Ублюдок!» - кричит один из банды, - «Погоди, вот мы тебе сейчас устроим показательный урок того, как надо учить Коран!".  Между тем,  тот тип, кто появился с канистрой в руках, начинает поливать бензином картонный дом Али-Бабы.  Еще мгновение,  и уже огромное пламя огня поднимается к небу.  Языки пламени  поднимаются все выше и выше.  Следуют другие подзатыльники.  Один из хулиганов ударяет его прямо в лицо. Кровь начинает сочиться у Али-бабы из губ.  И тут же он обращается к своему корешу: «Эй, а ну передай мне канистру!  Зальем ему бензином горло!


                3.-


Сейчас ты увидишь, голубчик, какой ты отличный артист, мастерски выпускающий изо рта огненные языки пламени!». 
Между тем, огонь от пожарища поднимается кверху все выше и выше. Но в этот момент вой полицейской машины буквально разрывает всё вокруг. Воздух наполняется криками молодых хулиганов.  Али-Баба видит, как они бросаются на утёк и слышит в ушах их веселые голоса, как они гогочут. Дикие и дерзкие они исчезают вдали. Вой сирены полицейской машины становится совсем близким... Али-Баба не знает, что днем раньше в Дакке, в Бангладеше, произошел террористический акт.  Что молодые террористы во имя Аллаха  взрывом бомбы буквально разорвали на части не менее двадцать человек. Что это произошло внутри ресторана наполненного иностранцами. Что террористы превратили  этот  ресторан в море крови  и в нагромождение убитых тел.  Что воздух вокруг ресторана содрогался от криков отчаяния. У Али-Бабы нет телевизора. Он не читает газет. Он не может знать, что в некоторых  заголовках  газет было написано, что эти  террористические  группы  финансируются  также и продавцами роз, такими же как и он. 
Али-Баба  же  финансирует  только  свою семью,  посылая ей ежемесячно всего лишь  какие-то крохи денег.  Всего  лишь  несколько  десятков Евро зараз! Всё то, что ему с большим трудом удаётся за это время накопить.
Али-Баба,  очутившись  наедине  со  своими  проблемами,  надеется  всё же отыскать себе какой-либо пищи в ресторане,  где его всегда встречали с неподдельной симпатией.  Пытается встать на ноги,  но  чувствует  боль  во всем теле.  Его поколотили настолько сильно, что  он  не  может  сориентироваться  сразу, откуда же она исходит больше всего. Его дома – больше нет.  Нет и остававшихся роз.  Пальмы  тоже сильно пострадали от огня.   В  стволе  одной  из  них,  он  устроил тайник и прикрыл его корой дерева. Там у него  хранились  двадцать  пять евро,  которые  он  собирался  послать  домой.  И  его паспорт.
В  этот  момент он слышит, как кричит  чей-то  голос: « Эй, это ты поджег эту халупу? А, ну, покажи нам  свои документы – мы отобьём у тебя быстро охоту поджигать жилища!»  У Али-Бабы течёт по лицу кровь, но, видимо, это,  ни о чем не говорит полицейскому, который  хватает  его  за  руку.  «Сейчас – ты пойдешь с нами, - кричит  другой  полицейский».  «Алло?! Центральный пост?» – орёт он  в свой телефон.  Али-Баба  чувствует сильнейшую боль в лице и не может даже говорить. От побоев у него трясётся подбородок. А его тело содрогается от рыдания, которое он не в силах сдержать. Он чувствует,  как ноги у него идут сами по себе.  Полицейский,  между тем,  продолжает докладывать  без остановки  по сотовому телефону  своему начальству: «Да, это продавец роз! Обязательно проверим его! И, естественно, займёмся выяснением его личности. Установим, на что он живет!... И все его возможные связи....».
Али-Баба пытается вспомнить стих, написанный античным поэтом, тот стих о розах, который его успокаивает,  и,  который похож на молитву,  и одновременно на какую-то песню.  Но в голове у него наступает сильнейший  провал в памяти.  Он  пытается что-то вспомнить, но это ему никак не удается.  Али-Бабе  хватает  сил только взглянуть на свой дом. На дом, где когда-то находился его дом, дом Али-бабы.

2 октября 2016.

Перевод с итальянского Валерия Попова, 2 декабря 2016.

Примечание:  Рассказ печатается исключительно для прочтения, в качестве информационного материала. Для его перепечатки или издания - требуется разрешение Автора.