Не нужно отождествлять писателя с его героями

Петр Панасейко
          Произведение опубликовано в коллективном сборнике "Мелодия жизни" издательства "Серебро Слов",город Коломна, 2019 год.   

             Прочитал сегодня замечательный рассказ Нинель Аверченко-Тован «Когда мы ждём кого-то». Последнее  предложение «после написанного» (PS): «Содержание рассказа не имеет никакого отношения к жизни автора», заставило меня высказаться на эту тему.

              Видимо, уважаемый автор не просто так  использовала «PS». Скорей всего, её вынудили сделать это соответствующие рецензии. Аналогичные рецензии приходится получать и мне.

              Да, не скрою, когда  начинал писать (этому посвящена моя статья «Как я научился писать»), я старался брать факты из своей биографии, добавляя к ним творческий вымысел. Но чем больше я писал рассказов, тем меньше  нуждался в подобных фактах. А потом вообще не стал их использовать. Можно на биографическом материале написать десять рассказов, двадцать, пятьдесят, но написать двести и более - просто невозможно. Это какую надо иметь БИОГРАФИЮ?

            В последнее время я пишу то, что диктует мне моё творческое воображение. Поэтому  не принимаю претензии типа того, что «написано неправдоподобно», «написано враньё», «такого быть не может», «окончание как в сказке» и т.д и т.п. Речь, разумеется, в данном случае идёт только о моих художественных произведениях – рассказах. Что касается  мемуаров, публицистики, статей и эссе, то здесь говорить о каком-либо творческом вымысле не приходится. Тут всё только правда. В том числе, используются и биографические данные.

          Возвращаясь к написанию рассказов, хочу процитировать моего любимого писателя и поэта, у которого я учился писать,  Ивана Бунина: «Как возникает во мне решение писать? Чаще всего совершенно неожиданно. Эта тяга писать проявляется у меня всегда из чувства какого-то волнения, грустного или радостного чувства, чаще всего оно связано с какой-нибудь развернувшейся передо мной картиной, с каким-то отдельным человеческим образом, с человеческим чувством… Я часто приступаю к своей работе, не только не имея в голове готовой фабулы, но и как-то ещё не обладая вполне пониманием её окончательной цели… только самый общий смысл произведения владеет мною в этот момент – лишь звук его, если можно так выразиться… Если этот изначальный звук не удаётся взять правильно, то неизбежно или запутаешься и отложишь начатое, или просто отбросишь начатое, как негодное...". Конец цитаты. Вот так и я пишу.

            Написать мемуары, вспомнив то, что было, труда не составляет ни для кого, как и написать документальный очерк. Другое дело, художественный рассказ. Без творческого воображения и вымысла его не напишешь. Тут фантазия писателя (не путать с фантастикой) должна «работать» на полную мощность. Тогда и читать такие рассказы будет интересно.
         
            На днях перечитал рассказ Бунина «Танька». Сомневаюсь, что жили-были в действительности  девочка Танька, её мама Марья, странник, находящийся в их доме, лошадник-мещанин Талдыкин, барин Павел Антонович, но читаешь рассказ и видишь их перед собой как живых. Вот это и есть настоящее художественное произведение. А написал Иван Алексеевич этот рассказ, думаю, потому, что   «вспомнил соседние деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, - и везде они томятся от голода!».

08.12.2016 г.

Фото из Интернета