Нужна ли народу власть?

Геннадий Мельников
 
          Демократия – это наихудшая форма правления
                из всех испробованных форм.
                У. Черчилль.


                Демократия: внизу – власть тьмы,
                вверху – тьма власти.
                В. Гиляровский.   


                Коль нормально с головой,
                Народ не правит сам собой.
                Народоправие есть миф,
                Опасней чем чума и тиф.
                Из Книги УФС.

Народоправие, как одна из форм правления,  возникла в самом начале истории и, вероятно, было первой его формой. Поэтому возврат к нему на определенном этапе вполне возможен, но сейчас его время еще не пришло. Термин демократия появился в Древней Греции. С тех пор и до начала 19 века, под ним, в основном, подразумевалась власть толпы.

Указанный в заголовке вопрос включает в себя сразу несколько принципиальных подвопросов. Что такое народ, толпа и власть?  Возможна ли власть народа? Имеет ли народ власть? Кто имеет власть над народом? Какая власть нужна народу? На этой основе можно сочинить целую монографию, но сейчас их никто не читает. Поэтому надо писать по возможности кратко и понятно. В качестве инструмента для раскрытия темы будет использоваться универсальная философская система (Книга УФС), позволяющая осуществить всестороннее рассмотрение вопроса.

По этимологии народ – люди, народившиеся на земле своего рода, с могилами предков и памятью о них, то есть имеющие родину.По  одному из общепринятых определений народ – население определенной страны, историческая общность людей и используется в политическом и культурно-историческом смысле. Из этого неопределенного расплывчатого определения можно понять, что народ –  это природная общность людей на основе исторически сложившихся традиций, верований и генетических признаков на определенной территории в форме государства. Это мало что дает для понимания сущности народа.

По квантовой теории (КТ) это система квантов (людей), находящаяся в сильном «спутанном» состоянии  (связи) между собой, окружающей средой и исторической эволюцией этой среды. Эта связь осуществляется посредством языка, бытовой и духовной традиции. Она выражается в виде фрактальности (подобии) на генетическом, психофизическом и религиозном уровнях. В упрощенной версии КТ или УФС все окружающее имеет волновую природу и моделируется условными «полем» и  «веществом».

В понятии народ поле есть этнос, имеющий генетическую основу, и существующий в информационной сфере нематериальной культуры и знания, а вещество есть цивилизация, существующая в материальной культуре и производстве. В реальности они неразрывны и образуют этносоциальную общность (ЭСО), которая является энергоинформационной (ЭИ) системой, подчиняющейся законам термо и мыслединамики. При этом этносы характеризуются изменчивостью, а цивилизации устойчивостью. ЭСО уподобляется организму, только без интеллекта, и имеет определенный период жизни, в течение которой осуществляет обмены с другими ЭСО. ЭСО существуют в ландшафтно – географической и социально-исторической среде и имеют относительно большую продолжительность жизни. Динамика ЭСО  в форме этногенеза и истории цивилизаций подробно описана у Л. Гумилева, Н. Данилевского, А Тойнби и многих других. Отсюда видно, что понятие народ беспредметно и является всего лишь удобным политическим термином, за которым скрыты конкретные этнические типы людей со своей культурой и историей.

В связи с развитием цивилизации и преобладанием городской социальной среды на исторической сцене все большую роль начинает играть толпа. Толпа – большое хаотическое скопление людей. Она способна к самоорганизации на основе центра внимания, эмоционального  возбуждения и целевого действия. По Д. В. Ольшанскому толпа – это субъект стихийного поведения общественных групп. Виды толпы: случайная (оказийная), экспрессивная, конвенциональная (по интересу) и действующая. Виды действующей толпы: агрессивная, паническая, стяжательская и повстанческая. Все эти классификации достаточно условны и в реальности возможны их сочетания и мгновенные переходы из одного вида в другой.

По Г. Лебону толпа –  это организменная система имеющая «душу» или эмоционально – образное мышление. Его основные характеристики: внушаемость, легковерность, авторитарность, нетерпимость, ассоциативность, непостоянство без подпитки. Поэтому она впадает в крайности, не ведает сомнений при полной безответственности за свои действия, что делает ее одинаково способной на преступление и героизм. Лебон выделяет множество разновидностей толпы, из которых самыми важными являются: избирательная (электоральная), парламентская, политическая (демонстративная), преступная (относительно закона), религиозная, присяжная.

По КТ толпа это кратковременная квазиустойчивая система относительно замкнутых квантовых подсистем (людей), находящаяся в резонансном возбужденном состоянии, которое и соединяет ее в крайне неустойчивую систему, обладающую высоким энергетическим потенциалом и единым поведением на основе возникновения случайных или управляемых центров «спутанности» (внимания).

По УФС, толпа – кратковременное импульсное объединение людей, взаимодействующее на эмоциональном и подсознательном уровне по принципу взаимовнушения (авторезонанса). Для получения резонансных эффектов толпы достаточно трех человек, а при увеличении числа участников эффект многократно усиливается. Этим эффектом во многом объяснимы чудесные видения, описанные в прошлом и современные явления типа НЛО. Природа толпы волновая информационная и заключается в комбинаторном соединении в сознании наблюдателя известных элементов реальности в новую реальность на основе случайного или намеренного импульса (вброса информации).  В этом проявляется подобие эффектов толпы, сновидений и гипноза. На уровне других живых существ он проявляется инстинктивно в виде взаимодействий коллективных сообществ: животных, птиц, рыб, насекомых и т.п.

Общеизвестно, что все коллективные биологические и социальные системы основаны на власти. В самом общем виде Власть есть Обладание. На заре истории власть возникла как руководство социумом, со стороны наиболее опытных членов, с целью управления совместным выживанием, подобно власти вожака стаи животных. Изначально такая власть была служением одного для всех. С появлением богатства и перераспределением его властью, она поднялась над социумом и сакрализовалась, как проявление высшей надобщественной силы, самодостаточной в виде Идеи Посвящения, дающей Право, Силу и Богатство. Таковой она и остается до сих пор.

При этом власть в обществе понимается как воля, осуществляющая насилие над подвластными. Упрощенно, власть есть доминирование одних субъектов над другими. В целом власть  в обществе есть управление социальными процессами на основе использования ресурсов с целью осуществления текущих и перспективных ожиданий граждан. Однако эти определения неопределенны и ничего не объясняют в понимании власти.
 
По Н. Старикову, власть – это управление социальными процессами через доступ к ресурсам, позволяющее  материализовать ожидания граждан, которые делегировали ей свои полномочия. Кроме формальных регалий, власть имеет три составляющих, условно называемых химия, физика и метафизика. При этом химия – проекция будущего, ставшая массовой в сознании; физика – ресурсы, особенно экономические, финансовые,военные и информационные; метафизика – нематериальные ресурсы, включающие историческую преемственность, моральные ориентиры и текущий смысл бытия каждого. В целом – это определяет, политэкономическую и социальную роль общества или миссию народа. Утрата или недостаточность одной из составляющих и определяет судьбу власти в критические моменты истории. Это определение тоже страдает неполнотой.

По УФС, власть является ЭИ системой, суть которой заключается в волновом переходе от Права Обладания к Праву Управления  в рамках Меры и Ответственности. Управление есть действие в Поле Власти, которое заключается в изменении состояния (статуса) ЭИ ресурса, подконтрольного власти, на основе прямой и обратной связи. Без действия власть только потенциальна и является лишь формальной возможностью. Это типичная вещественно – полевая система, основанная на праве собственности и служащая для управления этой собственностью в интересах владельца. Главный принцип власти – что имею, тем живу. Подобно атому власть может находиться в двух состояниях: стационарном или основном, когда она формально присутствует, но дремлет и бездействует и возбужденном, когда власть вынуждена проявлять активность с определенной целью. Отсюда следует, что власть всегда инертна и занята личным интересом.

Поскольку власть субъектна (персонифицирована), то все субъекты социума имеют власть, но ее объем и сила (значимость) у всех категорий и уровней социума различна. В свою очередь условный народ существует в двух основных ЭИ состояниях рассеянном и концентрированном в форме толпы разного масштаба и состояния. В рассеянном состоянии его власть персонифицирована, ограничена сферой собственности и кругом профессиональных обязанностей собственника или арендатора. В концентрированном состоянии толпы, ее власть возникает как индуцированная волна, хаотичная бессмысленная или направленная. Отсюда следует, что толпа есть временный квазиустойчивый концентрат этноса или квинтэссенция народа, обладающая волей, как признаком власти,  но неспособная к непосредственному властвованию без организации.
 
В реальности вместо «власти народа» существует только кратковременная власть толпы с определенными намерениями, которая стремительна и эфемерна как порыв ветра. Очевидность этого подтверждена бесчисленными историческими фактами. Поэтому утверждения: «власть принадлежит народу», «народ – источник власти» или «демократия – власть народа»  являются заблуждением или демагогией. Об этом хорошо сказал О. Уайльд: « Демократия – есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа».
Таким образом, в масштабе общества народ не имеет и не может иметь власти, а власть осуществляется на основе профессиональных избранных или назначенных сверху представителей. Подобная власть имеет традиционно сложившуюся пирамидальную структуру и обладает относительной самодостаточностью, зависящей от качества прямых и обратных связей в ее структуре.
 
Народ может служить только источником выдвижения во власть наиболее активных представителей определенных слоев общества или людской базой власти. В свою очередь состояние этой базы, прежде всего, в культурном и политэкономическом отношении, определяет, каково будет качество власти. Народ всегда получает власть, соответствующую своему реальному, а не воображаемому уровню. Поэтому «власть народа» может существовать только как негласное общественное  мнение, поскольку у народа нет СМИ, независимых от власти, выражающих подобное мнение.

Это мнение отражается в понятии легитимности власти и заключается признании за ней права управления, поскольку она отражает интересы какой-либо части социума (химия власти). По УФС, в отличие от М. Вебера, существует 4 типа легитимности, понимаемой как основание общественной власти: традиционная, харизматическая, рациональная и активная. По-другому это традиции прошлого, авторитет вождя, свод законов и доверие, обусловленное компетентностью и ответственностью. Однако даже не легитимная власть может существовать относительно долго при наличии достаточного силового ресурса и пассивности народа.

Толпа является важнейшим элементом динамической структуры общества, посредством которого осуществляется изменение курса или полная смена власти, а также управление деятельностью отдельных его институтов. При этом электоральная толпа не делегирует свою власть, а всего лишь отдает предпочтение определенному кандидату или субъекту, создавшему наиболее благоприятный образ власти в ее воображении. Это означает, что образ власти, формируемый в массовом сознании, является иллюзией СМИ и, как правило, не совпадает с реальностью. Кроме того на основе целенаправленных действий толпы может возникнуть организованная группа, которая и обретает  фактическую власть и может закрепить ее юридически, если имеет достаточный ресурс и сможет получить поддержку хотя бы части общества.

Основной ресурс власти – это собственность, обеспеченная Правом Управления на основе прямого обладания или должностных обязанностей и складывается из экономических, финансовых, военно-силовых и других ресурсов (физика власти). Поэтому общественная власть есть Власть Собственника и может существовать в трех главных типах. Монархическая, когда монарх является основным собственником в стране. Олигархическая, когда правление осуществляется на основе консенсуса группы олигархов. Комбинированная, при которой власть является  сочетанием двух предыдущих типов и потому самая распространенная. Например, сейчас власть в России олигархически – президентская.

Из субъективности власти следует, то что, подобно человеку, она имеет двойственный характер или двойной стандарт. Поэтому существуют два назначения власти – декларируемое законами, должностными обязанностями и традицией и реальное, определяемое личными интересами субъекта власти. Чаще всего они противоположны и на первом месте личные, а в лучшем случае они равновесны. В современном коммерциализированным мире, основанном на деньгах и максимизации прибыли любым способом, любая власть автоматически становится бизнес-проектом.

В этом случае природа человека, направленная на собирание и захват добычи, совпадает с подобной ей природой экономики, направленной на неограниченный рост собственности и капитала.  Это происходит потому, что экономическая основа общества в виде процентных денег и неограниченной частной собственности, непреодолимо стремится к концентрации в форме частного капитала. Это один из главных законов подобной экономики и поэтому борьба с коррупцией только законодательно – административным путем столь же бесполезна сколь и бесконечна. Это подобно попыткам преодолеть гравитацию, подпрыгивая на месте. Человечество так и останется до конца жизни в мире дикого частного капитала, если не научится использовать его массу и энергию в интересах всего общества.

Таким образом, народ не может иметь прямой власти над самим собой, а ему нужна власть его представителей, разумно сочетающих личные и общественные интересы. Однако это недостижимо при существующем исторически сложившемся типе власти, основанной на преобладании частного (персонального) или группового (кланового) интереса. Вместо этого должны быть созданы условия для преобладания личного и общего интереса, при жестком ограничении частного интереса.

Власть, является самодостаточной, и потому не может иметь чувств меры и ответственности, которые достигаются только путем обратной связи. При этом бесполезно уговаривать власть быть честной и справедливой, а необходимо создать неизбежные условия властвования, которые смогли бы ориентировать власть в нужном направлении. Это требует пересмотра всех принципиальных основ власти и непосредственной связи ее с Мерой и Ответственностью.
Мера власти есть мера соотношения личного и общего, понимаемое в масштабе своего уровня властвования. При этом личное должно быть достаточным для личного потребления и не превращаться в частное, переходя из достаточного в избыточное. Грань Меры должна устанавливаться внутренне, исходя из уровня общего богатства, но может иметь какие-то условные рамки, чтобы быть слишком богатым было непрестижно, а лучше быть умным и талантливым.

Ответственность есть внешний ответ перед обществом и внутренний перед самим собой. Как правило, эти ответы не совпадают и внешний ответ обусловлен политической конъюнктурой, а внутренний диктуется условиями сохранения и умножения власти. Ответственность есть мера свободы власти, и именно она должна быть в основе любых ее действий.

Исходя из того, что суть власти есть Личный Интерес, власть должна быть прямо ответственна своим личным имуществом и статусом в социуме за свою деятельность по принципам: власть всегда персональна, власть всегда ответственна, власть всегда виновна. Принцип презумпции невиновности, придуманный в римском праве для сокрытия преступлений, должен быть заменен на презумпцию виновности, чтобы власть сама доказывала свою невиновность, не укрываясь за законом. Основываясь на том, что власть всегда инертна, должны быть созданы условия для постоянного контроля власти, прежде всего финансов, посредством периодической открытой отчетности и референдумов по самым острым вопросам. В перспективе, путем сокращения периодичности, возможно, перейти к непрерывному отчет-референдуму, что позволит власти вплотную приблизится к народу.

В основе власти должна быть личная собственность, ограниченная только  личным потреблением  и связанная с уровнем достатка, зависящего от степени богатства общества в целом и положения человека в материальном производстве или социальной роли. Никакой уравниловки.  Богатство общества должно основываться на общественном капитале и государственной или частно-государственной собственности. Перспективная цель страны – создание общества социальной справедливости на основе ориентации на достаток, а не на производство капитала. В условиях ограниченности материальных ресурсов и доступной для использования поверхности планеты это является главным условием выживания всех. Накопление частного капитала и неограниченное материальное потребление не только само по себе бессмысленно, но и губительно для всех.
 
Именно такая власть нужна народу, но чтобы понять это, нужны еще долгие годы взросления, как отдельных людей, так и общества в целом, которые до сих пор находятся на подростковом уровне сознания. Формы власти являются отражением преобладающих форм сознания масс населения и только время путем тяжелейших испытаний и смены поколений сможет когда-то направить людей на верный путь, который есть Путь Человека, а не Путь Капитала.


                Список литературы

1.Лебон Г. Психология народов и масс. www.localhost.ru
2.Мельников Г. А. Книга УФС ч. 3 www.proza.ru/2015/11/16/552
3.Стариков Н. Власть СПб, Питер, 2016