3. Флавиево свидетельство

Юрий Козиоров
                И если тебя кто-либо спросит, где твое счастье,
                где твой Бог, ответь: в большом городе Риме.
                Иосиф Флавий, «Жизнь»

     Относительно личности Иисуса Христа существует три мнения:
     1) Это бог, на некоторое время сошедший на землю в обличье человека. Таково официальное убеждение всех разновидностей христианских церквей и сект.
     2) Это харизматический еврейский проповедник, который за свои проповеди подвергался гонениям и был, в конце концов, казнен, но после этого обожествлен учениками и последователями, а его проповеди, социально-освободительные и нравственные идеи привели к возникновению новой религии. Так полагают практически все верующие нехристианских конфессий, многие христиане, относящиеся критически к некоторым церковным догмам (т.е. впавшие в ересь с точки зрения церкви), и большинство атеистов.
     3) И, наконец, мнение, совершенно обязательное в советское время для всех, сдающих экзамены по «общественным дисциплинам», и состоящее в том, что никакого Иисуса Христа, как и его апостолов не существовало; это лишь легенда, сложившаяся в эпоху упадка язычества и использованная правящими классами, как эффективное средство держать народ в повиновении.
     Абсолютная мифичность евангельского героя считалась в советское время марксистским (а значит, единственно правильным) взглядом на происхождение христианства, поэтому автор был в свое время несколько озадачен, обнаружив, что один из основоположником марксизма Ф. Энгельс критиковал одного из основоположников мифологической теории Бруно Бауэра*, утверждая, что тот «хватил через край» и что при таком взгляде «исчезает и всякая историческая почва для новозаветных сказаний об Иисусе и его учениках»**.
     Но, пожалуй, самым убедительным доводом, опровергающим третье из указанных нами мнений, т. е. доводом в пользу историчности Иисуса Христа является так называемое «флавиево свидетельство» – упоминание Иисуса в книгах большого сочинения римского историка и иудея Иосифа Флавия «Иудейские древности».
     Иосиф Флавий родился в год прихода к власти императора Калигулы, в 37 г., т. е. через 8 лет после гибели Иисуса. Его настоящее имя Иосиф бен Маттафия. Он происходил из знатной семьи еврейских первосвященников, мать его принадлежала к царскому роду Маккавеев. С детства отличался необыкновенными способностями, изучил юриспруденцию, вопросы религии, одно время был священником в иерусалимском храме. В 66 г., когда началась война с Римом, стал одним из руководителей иудейского восстания, мужественно боролся с римскими легионами, попал в плен и чудом избежал казни, к которой приговорили остальных иудейских вождей. Сказалась его необыкновенная проницательность и умение завоевывать симпатию людей. Он понравился сыну римского командующего Веспасиана Титу, и тот упросил отца не отправлять его в Рим вместе с другими военнопленными, а оставить при себе. Поняв, что в усобицах, которые непременно возникнут в Риме после смерти императора Нерона, должен победить командующий самыми крупными военными силами, он уверенно предсказал Веспасиану, что тот вскоре станет императором***. Находясь в лагере римлян вплоть до конца римско-иудейской войны, Иосиф неоднократно, особенно во время осады Иерусалима выступал в качестве парламентера, призывая повстанцев опомниться и сложить оружие. Евреи считали его изменником, он же утверждал, что хотел таким образом спасти свой народ от уничтожения, зная, что римляне правят миром по воле Бога и борьба против них бесполезна. Веспасиан и Тит щедро вознаградили Иосифа за услуги, оказанные им в Иудее, а также – и прежде всего – за то, что так точно сбылось его предсказание. После кровавого завершения Иудейской войны Иосиф до конца своих дней жил в Риме в императорском дворце, пользуясь покровительством всех трех императоров династии Флавиев – Веспасиана, Тита и Домициана – и взяв себе по обычаю вольноотпущенников их родовую фамилию. В Риме он написал свои прославленные исторические сочинения, первым из которых была «Иудейская война», прочитанная и одобренная Веспасианом и Титом. Умер Иосиф Флавий где-то в самом начале второго столетия. После смерти ему был воздвигнут в Риме памятник – невероятная почесть человеку, бывшему когда-то священником разрушенного римлянами иерусалимского храма, а затем одним из вождей иудейского восстания.
     Незадолго до своей смерти Иосиф Флавий закончил самое большое сочинение «Иудейские древности», которое приобрело необычайную популярность. Оно многократно переписывалось, переводилось на разные языки, а с изобретением книгопечатания постоянно переиздавалось. В этой книге, представляющей собой апологию избранного Богом еврейского народа, содержится первое упоминание об Иисусе Христе, сделанное автором нехристианином. В дошедших до нас изданиях оно выглядит следующим образом:
     «В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать его человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем. С тех пор и по сей день существует община христиан, получивших от него свое название»****.
     Этому «свидетельству» придавалось огромное значение, т. к. существование Иисуса Христа подтверждал историк, хорошо осведомленный обо всем, что в то время происходило в Палестине, и при этом не являющийся христианином, т. е. человек беспристрастный. Но уже в шестнадцатом веке начались сомнения в подлинности Флавиева свидетельства. Многие исследователи, как атеисты, так и теологи, считали, что не мог Иосиф принимать Иисуса за Христа (мессию) и верить в его воскресение, т. к. он был фарисеем (в то время главенствующее направление иудаизма). Более того, раннехристианский богослов и писатель Ориген в своем полемическом трактате прямо обвиняет Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса мессией. Получалось, что Флавий сам ничего не писал о Христе и его «свидетельство» – вставка одного из переписчиков. И лишь совсем недавно, уже в XX в. был найден и опубликован арабский перевод свидетельства Иосифа Флавия об Иисусе, содержащийся в рукописи египетского епископа Агапия, написавшего "всеобщую" историю вплоть до Х века, причем там этот текст имеет такой вид:
     «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетельностью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия, что он был тогда живым и что он мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».
     В этом тексте воскресение Иисуса предстает не как факт, а как рассказ его учеников; нет там и упоминания о доносах «знаменитейших» иудеев, на основании которых Пилат якобы осудил Иисуса. Вряд ли епископ сам придумал текст, ставящий под сомнение божественность Иисуса. Очевидно, что в распоряжении Агапия находился список, которого не коснулась рука христианского переписчика.
     Мы имеем, таким образом, свидетельство о реально существовавшем проповеднике, история жизни которого впоследствии под воздействием многих факторов подверглась мифологизации, а пробелы в биографии оказались заполненными вымышленными событиями, основанными главным образом на пророчествах Ветхого завета.
     Труд Иосифа, состоящий из двадцати книг, был написан на греческом языке и имел целью ознакомить с богатой и древней историей еврейского народа широкие круги читателей из разных стран, подчиненных могущественному Риму. Повествование начинается с момента сотворения мира, причем в библейском материале он опускает или подает иначе все то, что представляет его народ в невыгодном свете. Характерно и то, что чудесам, о которых рассказывает Библия, он стремится дать рациональное объяснение, а там где ему это не удается, отговаривается словами: «Впрочем пусть всякий смотрит на эти данные как кому заблагорассудится». «Флавиево свидетельство» содержится в 18-й книге, где наряду с ним сообщается и о некоторых других пророках и бродячих учителях, которых в Палестине тех времен было великое множество, в частности, там рассказывается об Иоанне Крестителе, который характеризуется как человек праведной жизни, призывавший иудеев быть добродетельными и совершать омовения, чтобы избавиться от грехов. Подлинность этого рассказа, а равно и историчность Иоанна Крестителя никогда и никем не ставилась под сомнение.
     Иисус упомянут в «Иудейских древностях» еще и в 20-й книге (20, 9:1):
«Анан же младший (первосвященник – Ю.К.) ... принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили отличались в судах особенной жестокостью.  ... Он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями»*****.
     Известно, что Иаков был побит камнями в 62 г., а Анан лишен за это своей должности, т. к. не утвердил приговор у римского наместника.
____________
*Бруно Бауэр (1809–1882) – немецкий философ, богослов и историк христианства.
**К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, т. 22, стр. 474.
***«А один из знатных пленников, Иосиф, когда его заковывали в цепи, с твердой уверенностью объявил, что вскоре его освободит тот же человек, но уже император» (Светоний, «Жизнь двенадцати цезарей», Книга восьмая «Божественный Веспасиан»).
****«Иудейские древности», Книга 18,3:3.
*****Братьям Иисуса посвящен специальный очерк.