Об искусственном и естественном объектах

Лариса Баграмова
Объект культуры отличается от объекта природы тем, что имеет «искусственное» происхождение, то есть произведён человеком.

При этом к объектам культуры возможно отнести и материальные, технические объекты: архитектурные сооружения и коммуникации, орудия труда и производства, вооружение, сельскохозяйственные объекты, предметы обихода, произведения изобразительного искусства; а также нематериальные, ментальные объекты: обычаи и традиции, мировоззрения и религии, музыкальные и литературные произведения.

Объект культуры, в отличие от объекта природы, задумывается автором и осуществляется мастером целенаправленно.

При этом в процессе своего воплощения, актуализации из идеи в реальное существование культурный объект проходит три последовательно-возвратные стадии: возникновение в качестве собственно идеи, логическую разработку технологии (алгоритма) воплощения этой идеи и производство продукта. Под возвратностью здесь понимается практическая возможность уточнения идеи и доработки технологии производства непосредственно в процессе его осуществления.

Объект культуры в отличие от объекта природы, изначально, по самому своему замыслу, полезен, то есть обладает вменённой ему ценностью.

При этом объекты природы также могут обладать и обладают той или иной ценностью, полезностью для человека, но возникновение и исчезновение их у природных объектов обусловлено изменением и развитием потребностей человека, тогда как ценность культурного объекта присуща ему изначально и по сути своей является истинной причиной самого его появления. Однако по мере исчезновения полезных свойств культурного объекта или потребности пользователя в нём ценность культурного объекта пропадает так же, как и у объекта природного.

********

«Искусственные» объекты как объекты, задуманные и произведённые человеком, – это объекты, актуализированные им из мира идей в мир реальности. При этом под реальностью здесь понимается не только материальный, эмпирически воспринимаемый мир, но и мир интерсубъектных взаимодействий, а также те или иные представления, суждения субъектов, принадлежащие их частным или коллективным логическим мирам. Таким образом, «искусственный» объект есть частная реализация на практике некой идеи как «вещи в себе» в конкретном объекте реального мира как «вещи для нас».

********

Если понимать естественное и искусственное как некие объекты реальности, то, по сути, оппозиции естественного и искусственного не существует вообще, поскольку искусственное есть одна из форм существования естественного. Таким образом, очевидно, что каждое искусственное естественно, однако не каждое естественное искусственно. Искусственное возникает из естественного в процессе деятельности человека посредством задания им определённого алгоритма его появления. Выращивает ли садовник цветы, разрабатывает ли конструктор технический объект, вынашивает ли мыслитель ту или иную идею – в результате их деятельности на свет появляется естественный объект, все свойства и параметры которого полностью соответствуют существующим законам природы.

При этом перечисленные субъекты деятельности являются или инженерами-разработчиками, или мастерами-практиками определённых технологий, которые изменяют степени свободы самопроявлений природы в её определённых пространственно-временных объёмах. Так что если понимать искусственное не как производимые мастерами объекты, а как сами алгоритмы, технологии производства, то возникает оппозиция естественного и искусственного способов появления тех или иных объектов. Те алгоритмы, которые осуществляются в природе и без влияния на них человека, суть естественные природные алгоритмы. Те же, которые намеренно, запланировано и осмысленно задаются человеком с определённой им самим целью и изменяют при этом степени свободы естественных природных процессов, суть алгоритмы искусственные. Роль инженера (разработчика) в оппозиции естественного и искусственного состоит, таким образом, в том, что самим фактом своего наличия он обеспечивает это противостояние.

********

Однако алгоритм производства чего-либо – это тоже объект реальности как продукт человеческой деятельности. С какой стати его следует полагать искусственным? Значит, никакого противостояния искусственного и естественного нет. Есть культурные (намеренно и осмысленно произведённые людьми) и «дикие» (все остальные) объекты (в том числе произведённые людьми бесцельно и случайно)...