На харьковском направлении

Юрий Вшивцев
20.01.1996 года.
 Теоретическая подготовка осталась позади. Всех обучавшихся распределили по разным направлениям для прохождения стажировки. Меня отправили на поезд «Волгоград – Харьков». Первый рейс на новом направлении получился очень интересным и богатым на события.
Первое приключение случилось на российско-украинской границе. Едва мы её пересекли, в наш состав пришли украинские пограничники. Несмотря на глубокую ночь, они подняли всех пассажиров и устроили поголовную проверку документов и ручной клади. Мне это не понравилось.
—На каком основании вы будите людей среди ночи? - спросил я старшего лейтенанта.
—Уйди в служебку, пока мы тебя не выбросили из вагона, - зарычал офицер.
—Ума не хватит, старлей, меня выбрасывать!
—Юра, не лезь. Они наглые, - шепнула начальница поезда.
—Никто им не даёт права нарушать законы, - крикнул я.
—Ты находишься в другом государстве, здесь свои законы…
 Я опустил голову и зажмурил глаза. Россия и Украина теперь – разные страны. К этому надо привыкнуть!
 В Харькове нас встретили женщины с чайными сервизами и наборами разной посуды. Они буквально навязывали нам свой товар, стараясь перекричать друг друга.
—Это ещё что за базар? - моему недоумению не было предела.
—На Украине зарплату получают не деньгами, а тем, что выпускается на местных предприятиях, - пояснила бригадирша. – Работники сами меняют товар на деньги как могут. Вот так, дружище!
 У меня на несколько секунд пропал дар речи…