Облади, обладай

Андрей Тюков
Отношения собственности пронизывают и в конечном итоге создают все оппозиции индивида и предметного мира, которые можно обобщить как "Я" - "Я и мир". Вторая часть, "мир", отнюдь не есть "не-Я": отношения на основе негации, отрицания в принципе невозможны для самореализации (в форме самообладания) и познания (в форме обладания). "Я и мир" - это по сути "Я + я, я, я... Я": бесконечная последовательность экспликаций личности как субъекта и предметной среды как объекта познания. Это "второе Я", которое не есть "Я" истинное, а, так сказать, присвоенное, выражает "ответ" объекта на "вызов" субъекта, выраженный средствами субъекта, но "на поле" объекта. Нет никакого "не-Я": всё - "Я", и лишь частично "Я" предстаёт как "ты", но только в ситуации коммуникативного плана и в форме диалога, т. е. развёрнутого, экстериоризованного монолога. "Я" обращается к "Я" как к "ты", что и создаёт иллюзию "вызова и ответа", тогда как в действительности есть только "ответ", а "вызов" необходим лишь для экспликации, вызова (простите за тавтологию) уже явного, но пока не явленного ответа.
Человек способен познать только то, что существует, а существует (для него) только то, что известно (ему). Опознание "нового" объекта - вот первая и последняя стадия познания. Опознанный объект уже познан. Вторая, более продолжительная и технически сложная стадия познания есть в сущности не познание как таковое, а расшифровка данных, с последующей идентификацией результата в памяти, краткосрочной и долговременной, его, так сказать, рубрикация и "прописка". Но это уже чисто инструментальный процесс. Собственно познание происходит мгновенно и не имеет рефлексивных опций. "Присвоить" можно только то, что и так "своё", и ничего чуждого ему, несовместимого с его природой человек не может "присвоить", а следовательно, не может и познать.
Отношения собственности лежат и в основе аффектов. Мил для нас тот, кто априори является частью нас: это то самое "ты", которым, как маской, прикрывается "Я" в режиме диалога с предметным миром. Мы любим себя, но в тех качествах, которые опознаём в объекте, по отношению к нам якобы внешнем; в действительности он есть лишь экстериоризация наших собственных, внутренне нам присущих потребностей, желаний, амбиций и пр. Любовь с первого взгляда и есть единственно возможная любовь. Весь тот продолжительный, эмоционально нагруженный процесс любовных переживаний, который выглядит как общение с любимым объектом, есть форма самопознания. Положительная интенция переводится из потенции (возможности) в реальность, происходит реализация человека в другом человеке. Не случайно мы называем эту реализацию обладанием. Это и есть обладание, присвоение "чужого", а фактически - открытие "своего" ("Я") как одного из многих "Я и мир", под маской ипостасного "ты". Чем глубже это обладание, тем резче в нём проявляются отношения собственности, без которых оно невозможно.
"Присвоение" субъектом объекта не следует понимать буквально: "присваивается" не сам объект как таковой, а скорее его "описание", то есть языковая модель, или понятийная модель, что практически то же самое, поскольку понятия возникают и существуют в языковой среде, и нигде больше (трансрациональные и трансфинитные понятия не исключение). В диалоге "описание" (модель) субъекта становится "описанием" (моделью) объекта, и оба они, субъект и объект, становятся коммутабельными - взаимозаменимыми. Коммутабельность как свойство действующих субъектов восприятия и познания позволяет им сохранять идентичность в условиях требуемой в диалоге волатильности и предохраняет психику субъекта, фактами которой являются и все факты языка, от расщепления на неопределённый (и неопределимый) ряд более или менее самостоятельных дискурсов.


5 декабря 2016 г.