1. Фантомас в Академгородке

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Вызезка из газеты "ЗНВС" со статьёй о "Фантомасе"


Я очень мало писал о деятельности киноклуба «Сигма» в 1967 году, хотя он работал в полную силу и по-прежнему привлекал к себе любителей кино, показывал фильмы из Госфильмофонда, привлекал кинорежиссёров с новыми работами, которые ценили возможность пообщаться с взыскательным зрителем.

Зато в этом году я начинаю с него, поскольку уже в первом номере нашей газеты была помещена большая статья «Мы ещё встретимся, Фантомас», автор которой был зашифрован под именем Семён Передовицын. Мне неизвестно до сих пор, кто написал эту статью, тем более, что она была прислана на конкурс, объявленный газетой. Но я подумал, что это кто-то из авторов «Сигмы», которые часто выступали в газете под вымышленными именами, такими, например, как З.Ритель.

Статью предваряет эпиграф Жана Поля Сартра, взятый из его автобиографической повести о раннем детстве, написанной в 1964 году, что, конечно же, говорит о немалой эрудиции автора статьи:

«Как смешны мне сейчас те, кто сожалеет о дурном влиянии «Фантомаса»…, неужто они не знают, что дети сами находят свою отраву».

Фантомас вышел на мировые экраны в 1964 году, в СССР был дублирован Киностудией «Мосфильм и вышел на экран летом 1967 года, сразу став культовым фильмом подростков.

Первый фильм трилогии в СССР посмотрели 45,5 миллионов зрителей, «Фантомас разбушевался» посмотрели 44,7 миллиона, а «Фантомас против Скотланд-Ярда» — 34,3 миллиона зрителей.

Но давайте прочтём большую статью в нашей газете:

"Это делается просто. Берётся стеклянная банка, приставляется к телефонной трубке и: «Внимание! Через несколько минут у вас будет Фантомас»…

Это шутка. По слухам, сейчас школьники пугают так нелюбимых учителей. Да что говорить. Подойдите к концу сеанса, на котором демонстрировался этот фильм. Постарайтесь найти в толпе выходящих своего знакомого.

«Дрянь, – скажет он, – смотреть нечего». Но на лице его вы без труда найдёте следы возбуждения и смеха. Всё ясно. Ваш приятель – человек обречённый. Он пойдёт и на 3, и на 4, и на 5 серию «Фантомаса». И я пойду. И вы тоже пойдёте.
В чём же дело? Почему здравомыслящие культурные люди (мы с вами) с упоением, или во всяком случае не безразлично следят за похождениями жуткого молодца? Судите сами. На экране странный человек с резиновым лицом профессионального утопленника.

В первой серии он представляется зрителям феноменальной кражей бриллиантов. Кроме того, он пытается в научных целях изъять мозг у талантливого журналиста Фандора. К сожалению, последнюю акцию расстраивает его же сообщник – кровавая леди Бельтам.

На вторую серию зритель идёт с чувством сладостного страха. В самом деле, если уже в первой серии Фантомас меняет лица, ворует драгоценности, нужных людей, стреляет по витринам, ускользает из засад, то что же он будет делать во второй серии, где, по уверению Главкинопроката, он разбушевался?

Действительно, во второй серии Фантомас рвётся к власти над миром. Правильно оценив ведущую роль науки в жизни современного общества и стащив двух великих учёных, Фантомас создаёт глубоко под водой, в кратере вулкана, ядерно-телепатический центр.

Все честные люди во главе с неутомимым Фандором и комиссаром Жювом срывают этот преступный замысел. Такова вкратце основная сюжетная линия тех частей киноэпопеи, с которой мы уже познакомились. Впрочем, это тот случай, когда о целом можно судить по части".

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/07/709