Открытие экспозиции в Литературном музее

Юлия Облицова
Итак, то, чего мы так долго ждали - свершилось. За день до открытия еще казалось, что конец далеко не близок. В последний момент приносились книги, вазы, часы, ковер и прочая утварь, которой суждено украшать собою зал. Автор выставки находилась в состоянии аффекта, а сотрудникам бесконечно хотелось сбежать от всего этого куда подальше. Одни только художники улыбались в усы и всем видом показывали, что все будет хорошо.
Мой вклад был весьма скромен. Дрожа от восторга, я  расставляла книги в шкафу Г.Р.Державина. Из-за чего даже не пошла на открытие гоголевской выставки в Манеже, ибо как настоящая Золушка сажала розы и ждала, когда же они, наконец, вырастут!

И вот, наступило открытие. Конференц-зал Пушкинского Дома был полон. Торжественная обстановка, важные гости (итальянское консульство, городская администрация, музейщики), легкий мандраж авторов экспозиции - все атрибуты открытия на лицо.

Я, как человек почти не участвовавший в создании экспозиции, скромно расположилась в глубине зала. Процесс начался. Первым выступил директор, речь которого практически никто не услышал, так как он слишком близко держал микрофон, а акустика в зале такова, что звуки глотаются (не исключаю, что говорящий должен стоять в центре зала, чтобы его было хорошо слышно). Громкими аплодисментами публика вежливо поблагодарила директора ИРЛИ за неуслышанную речь. Затем выступила заведующая Литературным музеем, моя непосредственная начальница. Говорила Лариса Георгиевна   по существу, в меру радостно, в меру торжественно, в конце речи предоставив слово автору выставки. Автор выставки, Л.Г.Мисайлиди выступила блестяще! Ее речь заняла ровно четыре минуты и состояла исключительно из слов благодарности всем тем, кто хоть как-то был причастен к выдаче и подбору материалов, кто консультировал, кто оформлял, наконец, кто просто не мешал и т.д.
Стало ясно, что речь сия была финальным аккордом, публика торжественно аплодировала, уже предвкушая лицезрение нового зала, как вдруг (в сказках бы сказали: "вдруг откуда ни возьмись...") наш дорогой директор внес некоторые коррективы. "Дорогие коллеги, - сказал директор, мило улыбаясь - Издательство "***", которое является нашим спонсором, и презентация книги которого должна состояться сегодня после открытия экспозиции, просит нас предоставить им слово сейчас, боясь того, что праздник получится не общим, если презентация их книги состоится позже...может, пойдем на встречу?..." И на встречу пошли.
Через 40 минут, люди в зале стали забывать на какое именно событие они пришли, как оказалось, представитель итальянского консульства, администрация города, а уж музейщики само собой(!), пришли исключительно на презентацию книги издательства "***".
Начавшееся в 16 часов "открытие", в 17:15 все еще топталось в конференц-зале, люди потихоньку стали уходить, так как стало очевидно, что в 18 часов они в новый зал не войдут!
Мой лимит времени так же был исчерпан. Нужно было срочно даже не бежать, а лететь в садик за ребенком. Тихо, на цыпочках, я пробралась в экспозицию, через залы, до комнаты научных сотрудников: ЗАКРЫТО. Смотрители стали выталкивать меня на лестницу, ведущую на третий этаж со словами: "иди в обход, что ты тут стоишь". Я побежала в обход, время шло, так что, стоило поторопиться. Памятуя о привидении, которое якобы живет в коридорах третьего этажа, я успела крикнуть смотрительнице Татьяне Владиславовне, чтобы она не закрывала дверь, на тот случай, если я буду кричать. Вверх по лестнице, на третий этаж, оттуда на второй, к заветной двери. Звоню. Звоню. Звоню еще. И еще. Все-таки никого там нет. Обратно по черной лестнице на третий этаж, оттуда вниз на второй и в экспозицию, по залам, Лермонтов, Толстой, Тургенев. Финиш. Смотрители со словами:"чего это ты вернулась?" любопытно на меня смотрят. Объясняю. Между тем, в экспозиционных залах скопилось уже не мало сотрудников, пришедших отдохнуть от торжественного открытия, которое оказалось торжественной презентацией (праздник то - общий!). Все сошлись на мнении, что ничего страшного не будет, если я уверенной походкой пройду мимо всех, открою дверь в фонды и удалюсь в неизвестном направлении. Так я и сделала! Ура! Моя сумка, вот она, сапоги, время уже половина шестого, в садик я безнадежно опаздываю. Быстро. Сумка, перчатки. Побежала. Коридор, еще коридор, дверь на лестницу...ЗАКРЫТА. На двери ручки весит заботливая записочка: "Ключ на вахте". Мне становится смешно. Это ловушка, понимаю я. Выберутся отсюда только самые смелые и ловкие. Единственное, что остается - пройти одетой, с сумкой через плечо мимо членов издательства, самозабвенно презентующих свою книгу. Пришлось открыть дверь и встретиться с врагом лицом к лицу. Чего не сделаешь ради ребенка!
Спускаясь по парадной лестнице, я проклинала все на свете. Чего ради надо было сидеть полтора часа, чтобы потом обежать за десять минут все закутки Литературного музея, да еще в ближайший час участвовать в забеге Пушкинский Дом - Детский сад № 33!?

В садик я опоздала на тридцать минут. Мчалась, как ошпаренная. По инерции точно так же мчалась и до дома, уже с Машей. Войдя в квартиру, и кое-как стянув с себя пальто, упала на кровать.
Слава богу, "открытие" состоялось.


2009г.