Размышления накануне юбилея

Изяслав Резник
 Для каждого беспартийного специалиста во времена СССР (Союза советских социалистических республик) находились причины для надуманного (как-бы-чего-не-вышло) государственного запрета на зарубежные экскурсионные туры,  командировки, поездки или приглашения на тематические конференции, форумы, выставки и пр. Моими запретами были : работа в течение 25 лет на крупном аэро-космическом предприятии - (секретоноситель - режимное предприятие, в Байконуре на РКК(ракетно-космическом комплексе) и ВПК (военно-промышленном комплексе). Плюс отсутствие в паспорте в графе №5(национальность) подтверждения,что я принадлежу к титульной нации. Так продолжалось до распада Союза в 1991 году, моего вынужденного ухода с последнего места работы на ЛИС (лётно-испытательной станции), после чего мне удалось съездить на учёбу в Лойола-университет в США. Полученные знания по менеджменту-маркетингу(таких слов в Союзе раньше не знали) и подтверждающий их сертификат позволили мне в течение последующих 20-и лет кормить себя и свою семью, работая на предприятиях разной формы собственности в качестве топ-менеджера. По производственным делам выезжал несколько раз в командировки в Венгрию и Германию. Когда же в 2008 году я остался один после кончины супруги (онкология) и ухода через год матери (в 94 года), а сын со своей семьёй стал жить отдельно - то принял решение впервые в жизни поехать в Израиль посмотреть страну, навестить родственников, повидать бывших одноклассников и старинных друзей. Но хотелось при этом сделать что-то полезное для исторической родины, не считая поддержки туристического комплекса. В интернете я прочитал о программе Сар-Эль - это поездка за свой счёт на прародину и безвозмездная работа на одной из военных баз в качестве добровольца-волонтёра. 
« Волонтёры САР-ЭЛЯ - это звучит гордо! САР-ЭЛЬ - аббривиатура ивритских слов "Шерут ле Исраэль" - "Служба для Израиля" - Национальный проект Волонтёров для Израиля » .
Оформлял мне эту поездку (информационное сопровождение и организационные моменты) местный Сохнут. Не скрою, работники Сохнута усиленно меня отговаривали . Их аргументы : плохие бытовые условия ( казарма с двухъярусными железными койками, отсутствие постельного белья, питание в армейской столовой после солдат, холод зимой и жара летом, отмена льготных билетов и бесплатных экскурсий, необходимость покидать базу с полудня четверга до 10-ти утра воскресенья, и т.д. ). По крайней мере это был отзыв последнего добровольца, посетившего свою историческую родину год назад. Но меня это не остановило и после завершения оформления документов и моего права на поездку (такой же пакет документов, как и при репатриации/отъезде/ на ПМЖ) мне сообщили дату отправки - середина февраля 2009 года. И мне повезло, что дополнительной поездки за визой в Москву не понадобилось – незадолго до моей поездки отношения между Израилем и Россией достигли такого благоприятного состояния, что выездные-въездные визы были упразднены. И перед поездкой у меня было только одна просьба - поскольку моя первая профессия была авиационный инженер, то я просил направить меня на авиационную базу.  Но оказалось, что пожелания волонтёров не принимаются во внимание и так я попал на танковую базу под Бэер-Шевой. Мой рейс по вине Калининградского аэропорта был задержан и в аэропорт Бен-Гурион я прилетел ночью. Зато до утра я познакомился с замечательной архитектурой этого аэровокзала и системой охраны - стоило мне на минуту оставить свой багаж и подойти к барной стойке выпить чашку кофе, так мгновенно как из-под земли вырос молодой человек в гражданской одежде и остановился у "бесхозного" багажа. Кстати, после трагического теракта в Домодедово это важное обстоятельство (незаметное присутствие натренированных психологов в цивильном) отмечали в своих интервью радиостанции "ЭХО Москвы" несколько бывших гостей из России. Утром появилась молоденькая русскоговорящая "мадриха"(координатор) в военной форме и забрала меня и ещё одного волонтёра к месту будущей "службы". Мой "сослуживец" оказался полковник российского генштаба в отставке, у которого в Эйлате училась дочь. И мотивы его поступка - поработать по программе Сар-Эль - совпадали с моими. Приехав на армейскую базу, мы прослушали инструктаж (переводчиком и в дальнейшем была наша мадриха) , переоделись в военную форму и вселились в казарму. В нашем блоке размещались четыре двухъярусных койки, сейф, кондиционер, небольшой стол. К вечеру все места были заняты волонтёрами из СНГ. Умывальники , душ и туалет находились снаружи. Одеяла и постельное бельё вопреки ожиданиям мы получили, полотенца пригодились свои. До обеда мы успели вкратце осмотреть благоустроенную территорию базы - пальмы и другие тропические деревья и кустарники были для нас настоящей экзотикой, но за колючей проволокой - голая пустыня. Обедали вместе с солдатами и офицерами базы - меню было одинаково для всех. После обеда познакомились с рабочими местами. Это были несколько корпусов, где нам предстояло заниматься ремонтом гусеничных траков и комплектацией ЗИПов для танков и мотопехоты. Мастера были вольнонаёмные репатрианты из СССР, приехавшие в Израиль ещё в 70-х годах, так что  языкового барьера не существовало. И мне пришлось вспомнить свою первую рабочую специальность - слесарь-сборщик 2-го разряда. Вечером в солдатском клубе мы прослушали лекцию по истории Израиля и посмотрели какой-то фильм по ТВ. Таким мне запомнился первый день. Три рабочие недели пролетели как-то незаметно. С мастерами и рабочими установились нормальные и даже сердечные отношения - общались и понимали друг друга без проблем. Утро начиналось с поднятия государственного флага. Мы строились рядом с личным составом базы и это было очень трогательно ( в последний день поднять флаг доверили одному из нас). Потом завтрак и приступали к работе с перерывом на обед. Рабочий день заканчивался в шестнадцать часов. В девятнадцать ужин, потом свободное время. На территории базы действовал сухой закон, мужчины и женщины находились в разных блоках, даже супружеские пары. Желающие (практически все) могли прослушать курс лекций по истории Израиля. Трижды за это время мы ездили на экскурсии - на Мёртвое море, в музей танковых войск в Латруну и в музей авиации . В музее авиации я передал директору в качестве экспоната снимки из интернета тех лайнеров, в выпуске которых сам принимал участие, включая ракетный  «Лунный корабль» - фото на старте в Байконуре. В выходные дни посещал своих родственников и друзей в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, Бэер-Шеве и других городах. Кроме волонтёров из СНГ рядом с нами работали добровольцы из Венгрии, после нас приехали американцы и австралийцы. Меня поразило , что многие из приехавших не были этнические евреи, а просто порядочные люди, ненавидевшие терроризм в любом проявлении. Но наибольший сюрприз нас ожидал в последний день - приехал родоначальник проекта Сар-Эль с 1982 года Аарон Давиди(ныне покойный), чтобы поблагодарить нас за работу, вручить почётные грамоты и сувениры - футболки и кепки с Сар-Элевской символикой. И обратился он к нам на русском языке, который выучил в 75 лет. Потом в интернете я прочёл его героическую биографию. Родился в 1927 году в Тель-Авиве и в возрасте 14 лет начал свою деятельность "сыном полка" Хаганы. Стал бригадным генералом армии Израиля, руководил десантными парашютными и танковыми войсками. Защитил докторскую диссертацию в Тель-Авивском университете на тему "Культура Юго-Восточной Азии". И много лет занимался добровольцами ЦАХАЛа за пределами Израиля. И количество волонтёров, приезжавших в Израиль, давно перевалило за 200 тысяч. За свою деятельность доктор А. Давиди получил награду от Президента страны.  На всех добровольцев знакомство и общение с живой легендой произвело неизгладимое впечатление. Таким был последний день на военной базе. Потом я ездил по Израилю, отдохнул на Красном море в Эйлате, навещал своих родственников, встречался с одноклассниками и друзьями. Сами израильтяне ничего не скрывали, говорили о своих проблемах и трудностях здешней жизни, но никто не сказал, что сожалеет о переезде. Когда же я в 63,5 года в 2010 году после непростой операции потерял работу и понял, что после 45-и лет непрерывного трудового стажа прожить на скромную российскую пенсию не смогу ( а также не получу достойное бесплатное лечение своих приобретённых болезней) – то принял непростое решение о репатриации. О чём ни разу не пожалел за прошедшие шесть лет. Кстати, и сегодня раз в неделю я работаю волонтёром на одной из армейских баз. Мог бы и чаще, но ещё трижды в неделю руковожу биллиардным кружком для русскоязычных пенсионеров в местном матнасе (Доме Культуры) – также в качестве волонтёра. А в России ежегодно провожу 1,5-2 месяца каждое лето – общаюсь с сыном, внуком, друзьями и бывшими коллегами.