Онтология казаков-4. гл. 3. пра-казаки в 8-9веках

Эдуард Дейнекин
     Э.Дейнекин. ОНТОЛОГИЯ  КАЗАКОВ.
            Часть.4.  ОТ КЫПЧАКОВ  К  КАЗАКАМ.
                Глава 3. ПРА-КАЗАКИ  В 8-9 ВЕКАХ.
Разделы главы:
ХАЗАРСКИЙ  КАГАНАТ
ЗАПАДНО-ТЮРСКИЙ  КАГАНАТ. Продолжение
ХАНЬСКАЯ  ОККУПАЦИЯ
ТЮРКЮТЫ  АЛТАЯ
ПРА-КАЗАКИ  В 8-9 ВЕКАХ.
РЕЛИГИОЗНАЯ  ПАЛИТРА  УРУС-БУЛГАРА
ПРА-КАЗАКИ  УРУС-БУЛГАРА
ПРА-РУСИЧИ  КАК  СОСЕДИ  ПРА-КАЗАКОВ
БАДЖАНАКИ .Продолжение.
МОДЖАРЫ.Продолжение.
ПРА-КАЗАКИ  СРЕДИННОЙ  АЗИИ. 7-9 ВЕКА.
КЫРГЫЗЫ. Продолжение


ХАЗАРСКИЙ  КАГАНАТ. Когда появились тюркюты, то хазары почли за благо поддержать их, и не просчитались. Тюркюты подчинили своей власти все степные племена от Алтая до Дона  и перенесли острие войны в Закавказье, где были их главные противники - персы, парализовавшие караванную торговлю шелком. Хазары вместе с тюркютами ходили громить Азербайджан и Грузию, и привозили оттуда богатую добычу, когда же Тюркский каганат пал под ударами империи Хань/Тан, хазары освободились и создали собственную державу, но ханами их остались тюркюты из династии Ашина.
   В данное время под «хазарами» следует понимать довольну узкую генеалогическую общность Туранских тюрков, то есть остатков сакской осёдло-кочевой общности, в которой численное превосходство имели саки-«эрбины» (;R1b1b) –массагеты(масгуты), тохары(дахи) , - сконцентрированных вокруг малочисленных, но чрезвычайно креативных тюркютов ;R1b1а (азиатских кельтов, каев(хаев), гелонов(галлов).  Через 2-3 века, в поздних хазарах, мы обнаруживаем зачительно более широкий круг народов пра-казачьей генеалогии (;R1a* + R1a1), приобщившихся поневоле.
(Цит.88) « В 650 г. Хазария превратилась в мощную страну благодаря удачному симбиозу с тюркютами. Этот контакт правильней назвать даже не симбиозом, а ксенией .
Вспомним, что этническая "ксения" имеет тенденцию образовывать субэтнос, потому что инкорпорированные, но не ассимилированные этнические группы берут на себя какую-либо этносоциальную функцию, благодаря чему структура этноса усложняется….Но обязательным условием для устойчивости "ксении" является этническая совместимость составляющих ее элементов, т.е. принадлежность их к одному суперэтносу. Реликты-персистенты легко контактируют с соседями, особенно когда те не затрагивают их быт.» [6]
   Великий этнолог несколько преувеличил устойчивость общности под названием Хазарский каганат, ибо жизнь её была всего 3 столетия; внутренняя устойчивость и того менее, поскольку восстания степных этносов пра-казаков следовали одно за другим. Лишь начальный период длинной менее 1 века можно считать общественно-успешным, потому что Хазария была не просто Хазарией, а Хазарской Булгарией; она полу-вассалом  Урус-Булгара, потому составляющие её северо-кавказские и южно-уральские пра-казачьи этносы представляли свою жизнь, не отличающейся от жизни в державе Идель.
 (Цит.86.2) «Гузы на востоке, мадьяры на севере, аланы и булгары (черные) на западе не всегда были друзьями хазар. Но поскольку этносы входили в систему единого "хуннского" суперэтноса, межплеменные столкновения не переходили ни в истребительные, ни в завоевательные войны. Все эти этносы жили натуральным хозяйством, которое всегда тесно связано с природными особенностями вмещающих ландшафтов. Гузы привыкли к сухим степям и полупустыням, где снежный покров тонок и не препятствует круглогодовому кочеванию. Но эти степи были не нужны уграм, населявшим лесостепную зону Западной Евразии, и аланам, обитавшим в роскошных злаковых степях между Кубанью и Доном. Там зимой выпадает много снега, следовательно, необходимы заготовки сена для скота, значит - кочевой быт невозможен; скотоводство должно быть отгонным.» [6]
Но никому из перечисленных этносов не были нужны поймы рек, заселенные хазарами, равно как и хазарам нечего было делать в степях и окаймляющих их лесах. Каждый из этносов занимал свою экологическую нишу. Родина хазар находилась в низовьях Терека и Сулака. В древности, когда уровень Каспия стоял на абсолютной отметке минус 36 м, т.е. на 8 м ниже, чем в XX в., прибрежная равнина была гораздо шире, чем сейчас, и смыкалась с устьями Волги. Здесь процветало рыболовство и отгонное скотоводство, составлявшее основу хазарского натурального хозяйства. Ныне большая часть этой равнины покрыта морем, но только до крутых предгорий горного Дагестана. Эти-то трансгрессии Каспия не пострадали даже в XIII веке, когда был достигнут уровень моря минус 19 м, и большая часть Хазарии оказалась под водой .
Но приняв тюркютский генофонд, хазары преобразились так же, как в свое время хунны на Алтае или угры в Поволжье, и стали ведущим этносом в циркумкаспийском регионе. Хазарские ханы в VII-VIII вв. господствовали не только в низовьях Беленджер, и на окраине "Черных земель" - там стояла на берегу Терека их столица Семендер. И тут и там они взаимодействовали с соседями: в степи в аланами (осетинами) и черными болгарами (балкарцами), которых они легко победили, а на юге - с горцами.
Не только маленькая группа алтайских монголоидных тюркютов, но и вассалы, сопутствовавшие им в походах, вошли в состав хазарского этноса в течение VII-VIII вв. Одни ассимилировались, другие сохранили свой этнический облик. Так, барсилов авторы Х в. перестали отличать от хазар, а печенеги, до IX в, приходившие в Хазарию с востока, как друзья и союзники, с хазарами не смешались  - очевидно, кочевой быт привлекал их больше, чем изобильная жизнь оседлых хазар. Но дружбе это не мешало. Хазар, барсилов, тюркютов, телесцев, печенегов связывала не общность быта, нравов, культуры и языка, а нечто другое: общность исторической судьбы: наличие общих врагов и единство политических задач, основной из которых было стремление не погибнуть, а уцелеть от агрессий халифата Омейядов. И до начала IX в. хазары справлялись с этой задачей блестяще. Так же, как и их спасители тюркюты, хазары были, видимо, веротерпимы. Поэтому этническая пестрота каганата не препятствовала образованию государственной целостности, а наоборот, делала ее разнообразной и, следовательно, устойчивой полиэтнической системой. Так, на границе Хазарии с горным Дагестаном, в стране Беленджер прослеживаются следы миролюбивого сосуществования хазар с албанами.» [6]

ЗАПАДНО-ТЮРСКИЙ  КАГАНАТ. Продолжение.  Кончина этого нью-тюркютского (тюркского) государства произошла в 659г. Сорок лет в нем не останавливались гражданские войны за центральную власть между кланами Дулу и Нушиби, меж которыми верходные каганы рода Ашина уже фактически потеряли суверенность и лишь «отмывали» интересы той стороны. Которая оказывалась временно более сильной.
   Все перипетии отобразил Лев Гумилёв в своих могочисленных работах; читатель может удовлетворить свой интерес из них. Онтология казаков лишь то может отметить, что периферийные пра-казачьи этносы постепенно отсоединялись от конфликтного и хиреющего государства – во благо своей собственной самостоятельности; впрочем, некоторые возвращались в Идель, который в это время уже назывался Урус-Булгар=Великая Булгария.

 ХАНЬСКАЯ  ОККУПАЦИЯ. Классика, включая и великолепного Л.Гумилёва, употребила бы этот заголовок как «Китайская оккупация». Все сознательно или бессознательно забывают (либо не знают), что Китайской империи и в 7 веке, и ещё тысячу лет вперёд, НЕ БЫЛО, ибо кытаями себя называли люди совершенно не узкоглазые, а уралоиды европейской антропологии, жившие уж 2-3 твсячелетия в бассейне Амура(Амула). Яляскинские мигранты хань даже имя «чина» не применяли, хотя в их империи чины(саки) всё ещё жили, и были элитарным правящим слоем.  «Китай» (жёстко в кавычках) до 14-15 веков  н.э.  следует именовать даже не по имени государствообразующей нации хань (хотя в -206…+220г.г.единственный раз имя царской династии Хань совпадало с именем народа), а по чередующимся императорским фамилиям, которые, в общем-то похожи на ханьские имена – Ся, Шан, Чжоу, Цинь, Цзинь, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин – но за ними (для европейских историков) сокрыты европоиды уральского происхождения
Династия Тан вслед за ВТК разгромила ЗТК к 660г. и заняла не только территории Хина, но и Джунгарии, вышла в восточные районы Семиречья.
 Земли Западного каганата были разделены на округа и уезды, из которых образовались два губернаторства. Одно соответствовало территории дулу, во главе его был поставлен Ашина Мише; другое — территории нушиби, его получил Ашина Бучжень. Оба эти хана не были самостоятельны. Местные владетели Согдианы остались на своих местах, и на некоторое время здесь установился относительный мир.
Плоды победы.  Больше побеждать было некого; но этот успех был призрачным. Империя пыталась включить в свой состав слишком различные народы, чтобы можно было надеяться на их слияние.
 Проблема удержания покоренных территорий приобрела небывалую остроту. Даже огромные материальные и людские ресурсы Китая были недостаточны для того, чтобы содержать гарнизоны во всех вновь захваченных странах. Самое большее, что могло себе позволить правительство Гаоцзуна, было укрепление четырех городов и снабжение их постоянными гарнизонами. Эти «четыре гарнизона» размещались в Куче, Кашгаре, Хо-тане и Токмаке и должны были, по мысли китайского двора, обеспечить гегемонию во всем «Западном крае».
 … Не имея возможности непосредственно управлять этими районами, китайское правительство прибегло к помощи тюркютских князей, доказавших свою преданность. Земли племен дулу были вверены Мише, а земли нушиби — Бучженю. Но эти бездарные правители не пользовались популярностью среди своих подданных и, несмотря на все усилия, не могли заслужить доверия. Правда, отдельные бунты кочевых князьков и оседлых владетелей подавлялись легко, но сами ханы, интригуя друг против друга, создали коллизию, которая в конечном счете стоила Китаю всех с таким трудом достигнутых успехов… усиление тюргешей заставило тюркютов Ашина переселиться в Китай с остатками своих сторонников, насчитывавших всего 60-70 тыс. душ обоего пола.
Так окончилась история тюркютов-кельтоидов.
Выдворение Империи Тан осуществляли все Туранские и Гималайские пра-казачьи народы. Это произршло не более, чем за 30 лет.
ТЮРКЮТЫ  АЛТАЯ. (Цит.89) « Объединение толосов с теленгитами произошло лишь в середине XVIII в., когда телегинты, бывшие подданными ойратов, бежали на Алтай из Западной Монголии от маньчжуров, которым император Цян лун повелел перебить ойратов до последнего человека. Постепенно теленгиты смешались с телесами, жившими в этом крае с середины VII в. и пришедшими сюда вместе с Чеби-ханом, последним ревнителем тюркютской славы, и независимости.
Телесы мало похожи на своих предков — тюркютов раздела толос, но это и естественно, ибо тысяча лет несет немало перемен для народа, окруженного утесами, дебрями и врагами. Но археология устанавливает связь предков и потомков.
……… Когда тюркюты в VII в. пришли на Алтай, то их врагами были, с одной стороны, аборигены — алтайцы, а с другой — степные племена, предки казахов. Очевидно, тюркюты в Vll-lХ вв. вели борьбу на оба фронта,…» [6.3]
Енисейские  кыргызы. Имя динлинов постепенно стало забываться, а их прямые потомки кыргызы под давлением и тюркютов и тюрок отступили в сибирские степи, защищая, впрочем, и северные Алтае-Саянские предгорья.
(Цит.90) «Степь языками проникает на север, и наибольшим по своему значению был в Vll-Vlll вв. район верховьев Енисея. Там создавалась окраинная культура кыргызов, равно не похожая ни на тюркскую, ни на уйгурскую. Несмотря на сходство языка и письменности, кыргызы по некоторым своим особенностям были далеки и от тюрок и от уйгуров…Кыргызы на севере, востоке и северо-западе граничили с народами, вернее, племенами, не имевшими ничего общего со Срединной Азией. Эти древние сибиряки не составляли никакой целостности, которая могла бы противопоставить себя соседям и найти общий язык друг с другом… Непосредственная близость кыргызской территории к племенам сибирской тайги наряду с природными условиями определила возможности и направление развития кыргызской державы. Согласно исследованию С. В. Киселева, Кыргызское ханство было объединением нескольких племен, во главе которого стоял каган.
Северный контур границ Кыргызского ханства источники определяют следующим образом: «На юго-запад до Гэлолу», т.е. до карлуков (стало быть, кыргызы господствовали в верховьях Томи и Бии, до Салаирского кряжа); на восток до Гулигани (т. е. до курыкан, обитавших на верхней Ангаре); на севере с ними «часто дрались» бома или йелочжи, многочисленный народ, всего в три раза уступавший по количеству самим кыргызам.
Бома разводили лошадей, пахали на них землю, строили деревянные дома срубом, но не образовывали государства, а каждое племя управлялось своим вождем. Обликом бома походили на кыргызов, но говорили на другом языке. Территорией этого загадочного народа была, по-видимому, долина нижней Ангары, где помещалась страна Алакчин. Значит, северная граница Кыргызского ханства проходила несколько севернее Красноярска» [6.3]
Карта 8-ОК.4.  ТЕРРИТОРИЯ  И  ОКРУЖЕНИЕ  КЫРГЫЗОВ  В 5…6 ВЕКАХ
                (РАСПОЛОЖЕНА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ)
 
КЫРГЫЗЫ. Кыргызы - один из древнейших горных народов. Впервые этноним "кыргыз" зафиксирован в китайских хрониках под 201 годом до н.э. Но предки кыргызов - саки, ДИНЛИНЫ, гунны, усуни своими корнями уходят в ещё более седую древность. 
   Поскольку Фёдоровская АК переросла в страну Динлин, то кыргызы есть часть динлинов, их военное сословие – наподобие казачьего сословия в России. Но они, так же как и казаки, были всё-таки слегка отдельным этносом в этой стране. Какими характерными чертами они отличались, можно понять из самого имени:
ЛИНГВ. «Къыр» - русск.»степь», гыз/гуз – племя, народ; то есть «кыргызы» - степной народ. Этим они отличались от динлинов – горных охотников. Кыргызы поначалу были чистыми саками ;R1a* , а динлины – смесью асов, саков и сарматаев: ;( R1*+R1a* + R1a1). Постепенно gaplogroup (R1a1+R1a1a) как более молодой в генеалогической семье ;R1a, стал численно превалировать, поэтому кыргызский академик Ч.А.Тукембаев так характеризует своих предков:
(Цит.91) «Кыргызы ведут свою родословную от Манаса, что связано со звездной религией горных охотников. Теперь в научной литературе утвердилось название – кыргызские носители арийского гаплотипа R1a1 скандинавского типа (73% арийских кыргызов), а древние кыргызы имеют почти скандинавский тип. Вот вам викинги в центре Азии нашлись. Что тогда делать с 27% арийскими кыргызами древнего возраста? Надо обе части связать общим предком, а тогда общий возраст станет больше возраста динлина – рыжеволосого дьявола, который потряс Древний Китай. Тогда кыргыз старше всех в Евразии, да еще знающий имя своего предка. К тому же 73% арийских кыргызов – это чистых кровей андроновцы (табл. S3 в приложении 2), от которых происходят россомоны – военное сословие арийцев Алтая и Саян. [30,с.30]
На фоне бесконечных военных стражений в географической полосе от Кореи до Альпийских гор динлины/кыргызы в Саяно-Алтае, на Енисее, Ангаре и Оби оказались в оазисе относительно спокойной гражданской жизни; скорее всего, это – не подарок соседей-агрессоров (тюркютов, ханьцев, гуннов), а известная всему (древнему) миру боевая готовность пра-казаков к защите мирного отечества. И здесь возникает возражение Л.Гумилёву в отношение «Кыргызского ханства» (цит.№88). В летописях, даже – в китайских, таковое неизвестно, ибо мирная жизнь НЕ  СТИМУЛИРУЕТ  в казачьем суперэтносе ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ. Потомок тех енисейских кыргызов 5…9 веков Ч.А.Тукембаев, хоть и очень скупо, но этот момент отображает в [30]
(Цит.92) « Кыргызы<современные-Э.Д.> освободились от плена авторитарных режимов и, как наши предки, стали свободными и вернулись к парламентаризму, который возрождался на кыргызской земле, всякий раз, с приходом Манаса /с.35\ ... зоро+ас можно перевести, как святой апостол, что происходит из кыргызского слова чоро и означает витязь, лидер отдельного рода. Кырк-чоро – это сорок витязей Манаса, представлявших сорок кыргызских родов в курултае – базе парламентаризма кыргызов. Как только были убиты Кырк-чоро, то наступил авторитарный режим, упадок и потеря государственности кыргызов. Об этом упадке повествует героический эпос Манас в назидание потомкам. [30,c.83]
   Да, парламентаризм кыргызов 6…7 веков, как и любых других пра-казаков, отличался, конечно, от современного – уродливого партийного парламентаризма– он целиком в русле военной демократии и, обязательно – с родовым принципом отбора малых вождей (князей –беков). Такую политическую общность на федеративной основе, с куралтаем=парламентом, нельзя нам называть государством, ханством, каганатом, царством и т.п. Самый подходящий политологический термин – ДЕРЖАВА.  Если же статическая держава пра-казаков вынуждена сдвинуться с «насиженного» места, идти в военный поход, то возникает ОРДА (санскрит: орд=орг(анизация), порядок (орднунг).
   Вместе с тем, хотелось бы провести ретроспективу в глубь тех времён от современного термина …-стан. Ведь именно азиатские народы устойчиво используют его: Кыргызстан, Казахстан, Туркестан, Индостан,… А происхождение этого термина ирменское, то есть от ас-саков. И не случайно только у современных казаков есть «станица»; и политическая сущность казачьей станицы – малая самодостаточная держава.

    ПРА-КАЗАКИ  В 8-9 ВЕКАХ.
   Для этносов, народов, наций , живущих соблюдая традиции народоправия, история длится без особо ярких событий, (каковыми для других, монархических и диктаторских режимов, являются захватнические войны, внутренние революции, громкие смены режимов и династий,…) Такова история пра-казаков в 5…10 столетиях: спокойное течение национальной жизни, культурный прогресс с небольшими добавлениями необходимого цивилизационного прогресса. Сюда можно отнести изобретение конной повозки в границах Синташтинской(Южный Урал) архео-культуры, освоение железной металлургии(Алтай), элементы ирригации(Окс/Сыр-Дарья), одомашнивание зверей(Туран), вывод растительных культур(Приднепровье), освоение линейного письма(Дунай) – такие нужные для человечества новации классика совершенно беспардонно приписывает оголтелым цивилизаторам, которым ,на самом деле, за бесконечными войнами нет времени на творчество, они это творчество подвластных культур только лишь поглощают, приноравливая к своим войнам и безграничному обогащению.
   Например, особо эффективную «цивилизацию» Шумер кому только не причисляют! Не замечая, что Шумер – это Самар, одна из колоний Волго-Уральских древнейших народов (пра-казаков) баш, су-баш, урми, хурри. Практически никто в классике не придаёт значения тому, что Самар(Шумер) не был государством, а – традиционной для пра-казаков федеративной державой, союзом номов=муниципалитетов, в количестве до полу-сотни.
   Описывая историю пра-казаков 8…10 веков, мы опять вынуждены привлекать сопутствующую им историю государств-господарств, которые , в основном, просто не давали родам, племенам, станицам, станам(ордам) пра-казаков жить так, как они желали бы.

РЕЛИГИОЗНАЯ  ПАЛИТРА  УРУС-БУЛГАРА.  Окончание 1 килолетия характеризуется территориальными движениями религий, переменами религий большими этническими общностями, военными столкновениями на этой почве.
   Мир уралоидов, разметнувшийся от Фаранг дингезе(Атлантического океана) до Кончыгыш дингезе(  океана Тихого), был до этого времени, несмотря на масштабность, однородным в религии – тенгрианство. Классика применяет термины «язычество», «идолопоклонство», которые носят очень туманный и уничижительный смысл. Народы санскрита тенгрианство именуют «Веды(ведичество»). Варианты тенгрианства были приняты, кроме  gaplogroup имэн;J, ариями ;K, карами;N и даже американоидами-онграми ;Q – варианты отличались лишь языковыми интерпретациями.
    Циркумкарпатский регион, Греция, Рим, германцы,  скандинавы – все имели такие же свои варианты тенгрианства. Славяне, как аборигены Европы-кроманоиды, ;I, более всех отличались оригинальностью, но 15-тысячелетний индоевропейский микст с уралоидами-сарыйцами приблизил их религии к восточным типам. Галльский (;R1b1a) пантеон тоже не мог сильно отличаться от вышеназванных, ибо они тоже урождённые уралоиды, но тесный контакт с друидической антильской религией внёс глубинные искажения тенгрианства в Западной Европе.
   А вот анатолийская метрополии галлов не была затронута кельтикой, и, как известно, в Галилее сотворилась колыбель христианства. Вера в Иисуса Христа и его вероучение легко и быстро распространилось именно на восток. Маланкарская православная церковь («христиане апостола Фомы») в Индии основана в 52 г.от Р. Х.
   Как Азия, так и Европа дали несколько ветвей хритианства. Галлы в совокупности с кельтами на западе Европы упорно сопротивлялись движению христианства, также как и их соседи славяне и германцы. А галичане Восточной Европы, через греко-ахайский(Византийский) плацдарм, опережая всех, внесли своё, родное галилейское вероучение в Прикарпатье, Прибалтику и Варяжскую Русь. На Днепре и Висле им, видимо, помогали полоны-куявяне, принёсшие из Индии Маланкарское православие ещё в 4 веке.
   В державе Идель христианство не было чужеродным, но с 630года в него стало врываться ещё и магометанство. Начало произошло в молодом государстве Хазарии, бывшем в начале подданным Иделю-Булгару.
(Цит.93.1) «в 737 году. Опомнившийся<хакан Хазарии, уничтожавший первых мусульман> Кук-Куян решил загладить свою вину и объявил газиям<арабам>, что хочет примирения с султаном и разрешает поэтому своим подданным принимать истинную<исламскую> веру. Тогда приняла ислам часть бурджан<дагестанцев>, дабы воины султана не разоряли их во время своих походов на хазар, а вот кара-булгары воздержались по причине нечаянного разграбления газиями их торгового каравана..»[ 8.1]
Как видно, принятие или непринятие ислама было лишь уловкой некоторых общностей для усиления своей самозащиты. Спустя всего 7 лет наследник Кук-Куяна Барджиль сменил личный ислам на иудейство:(цит.93.2) «Барджиль<хакан Хазарии>… отказался сесть на трон по обычаю из-за боязни быть придушенным и объявил о принятии им веры яхудов<хорезмийских иудеев>. Его поддержали мурдасы, буртасы, куманы, джурашцы, сакланы и кук-огузы, но вот кыргызы-сабаны выступили против и были изгнаны.» Перечисленные этносы поддержали верховного правителя Хазарии формально, ради того же поддержания благополучия в насквозь торгашеской Хазарии, как и принятие ислама; после исчезновения иудейских каганов лишь ничтожная часть людей Хазарии оставили себе иудейскую религию (караимы).

                ПРА-КАЗАКИ  УРУС-БУЛГАРА
МОДЖАРЫ. Область, отмеченная на карте№9-ОК.4 ярко-фиолетовой границей – Лебедия или Атель-кузе, поселения онгров(угыров). Это та часть ути-гуров и оно-гуров, о которых была речь выше. В отношение  к своим сильным соседям Урус-Булгару  и Хазарии они меняли позиции подчинённости, в зависимости от того, кто больше даст за военные услуги.
Но в середине 8 века (возможно и раньше) к могочисленным самоназваниям онгров прибавилось ещё одно, дожившее до наших дней – моджары=мадьяры. Оригален субэтнос онгров «моджары» тем, что родился среди башкортов Южного Урала. Выше находится наш рассказ о массовом мирном заселении средневекового Башкортостана онграми племён «хот» и «утиг=утяк». Две очень далёкие друг от друга генеалогические общности срослись, что называется, «не разлей вода». Некоторые летописцы прямо называют всех башкортов «угорским народом». Но это , конечно, профанация науки этнологии.
Гаплогруппы онгров и предкового народа «баш» расходятся более 30 килолетий назад.

;;Q1;;Q1a
             ;
            ;R ;;R1;;R1a;;R1a*
                ;;R1b ; ;R1b1b Б а ш к о р т ы                о   н   г   р   ы
   Но смешиваемость онгров с другими народами колоссальна! В современной Венгрии генеалогических башкортов в 22раза больше, чем «чистопородных» онгров(венгров). Посмотрим на венгерский народ в сводной таблице Y-гаплогрупп IZOGG:

Таблица 4-ОК.4.   У- гаплогруппы  современных венгров.- В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ
 
   Здесь родной онгрский(угорский) Y-gaplogroup Q вообще не обозначен; по иным сообщениям он в среднем по Венгрии не превышает 3%. Башкортский обобщённый геноТип  66% [=16,7%(R1b) + 47,4%(R1a) +1,4%(R1*) +0,47%(R2)](сумма средних по строкам). При  этом все инородцы считают себя венграми! Мадьярами(моджарами) должны считать себя 66% от всех венгров. И они потомки башкиров Урала.
   Почему «венгеро-башкирский» вопрос должен быть изучен в Онтологии казаков? Потому, что башкиры(башкорты) – значительных казачий этнос! Башкирское казачье Войско входило в Вооружённые силы России 350 лет с начала 16 века до 1865г. Вот цитата:
НЕТ: (1798—1863) на территории Оренбургской, Самарской, Пермской и Вятской губерний, составленное из объединения Башкирского войска и Мещерякского войска, позднее также включившее в свой состав тептярские полки указанных губерний (состоящие из тептярей и бобылей).  Истоки войска относят к XVI веку, когда башкиры добровольно вошли в состав России, сохранив за собой право иметь вооружённые формирования. Достоверно известно об участии башкирских конных полков в сражениях на стороне России со времён Ливонской войны./НЕТ\
   Политический облик народа башкир самый-что-ни-на-есть казачий: устойчивое народоправство.
   Посмотрим, как определяются моджары в Джагфар тарихы:
(Цит.94) «Моджары - 1) группировка части древневенгерских (угорских) племен Казахстана, выделившаяся из угро-башкортов;
2) одно из названий угров-мадьяров (венгров);
3) булгары области Муша (Моджа, Миша), расположенной между реками Ока и Сура; это название имело также форму "мишар".» [8.1]
 Древние родичи моджар-мишар мушки=мисы
упоминались в д.р. с их очень необычной историей. Союзники и защитники Трои-Илиона, после падения Трои раделились: мушки вошли в состав армянского народа, мисы ушли на Балканы, имели страну Мисию,но в конце концов обосновали в  Паннонии современную Венгрию, вытеснив оттуда или ассимилировав скифо-славян (Из таб.№?? видно, что в современном венгерском народе скифо-саков ;R1a от 25% до 60% в зависимости от местности).
    Имя башкиро-угорской общности «моджар» связано с религиозной национальной концепцией, направленной против исламизации уралоидов. Судьбу моджар Южного Урала описывает Гази Барадж:
(Цит.95)(880…890гг) «к Бен-Амину<хакану Хазарии> явились башкортские послы и сказали ему: “На нас напали баджанаки, изгнанные из Семиречья тюркменами Хорасана, и безжалостно жгут наши аулы. Мы всегда помогали хазарам - теперь вы помогите нам”. Бен-Амин опрометчиво отказал им в помощи,… и башкорты были наголову разбиты сабанами-баджанаками.
Одна часть башкортов бежала к огузам и кыпчакам, другая - на правый приток Шира Сасы-Идель, третья - на реку Байгул… ушедшие на Сасы-Идель назвали себя моджарами. Моджары быстро распространили свою власть на мурдасов и сурских аров и, усилившись, стали вымещать свое раздражение на вероломных хазарах.[8.1]
   Сасы(Саз) – Идель ныне называется р.Сосна; есть две реки Сосна, и обе – правые притоки Дона, протекающие по Воронежской, Белгородской и Орловской областям; коль эти реки близки друг к другу, то расположение моджаров на Сасы-Иделе можно считать на обеих этих Соснах. На более южной Сосне стоит очень древний казачий город Острогожск (столица Острогожского слободского казачьего полка России; на более северной Сосне стоит Елец – столица казаков Червлёного Яра. Вот где угнездились моджары после бегства из Башкирии. Согласно карте №9-ОК.4 эта местность
 А)внутри  угырской Лебедии;
 Б) в зоне влияния Хазарии;
В) на границе с Кара-Булгаром(Куявой).
   Нам понятно, почему моджары стали мстить хазарскому каганату (см. цит.№93), но непонятно, зачем  они напали на соседнее государство Кара-Булгар???









Карта 9-ОК.4 УРУС-БУЛГАР  И  ХАЗАРИЯ  В 9 ВЕКЕ  (иллюстрации)
 
    Классический взгляд  «Древнерусское государство» в упор не видит Урус-Булгар, но пусть «товарищи учёные, Эйнштейны с Гиппократами» тихо радуются от своей этой подслеповатости.

БАТЫШ. Но факт очень самостийного положения вятичей (страна Вантит/Батыш) внутри Урус-Булгара является неоспоримым фактом. Подчинение Царскому двору в Башту, видимо, ограничивалось выплатой дани. Военное участие вятичей в пользу Урус-Булгара не замечено. С периодическими движениями Хазара на север, Вантит начинал платить дань противнику Древней Руси
.
ТИВЕРЦЫ И УЛИЧИ. Этноним «тиверцы» происходит от имени р.Тирас=Днестр, там, в Пруто-Днестровском междуречье в классике их обозначают на 8-9 века. Считают ещё одним «славянским племенем», но аборигенами этой местности всегда были даки (карпы), и , какие бы ни были мощные передвижения народов, местные всегда остаются на родной земле, проявляясь в пришлых колонизаторах.
   Уличей мы рассматривали выше; в 9 веке их находят в Побужье, значит уличей вытеснили с Дуная болгары и валахи.
   Уличи и тиверцы номинально входили в состав Урус-Булгара, но значительной военной силы не высталяли, отделывались данью для столицы Башту.

 ПРА-РУСИЧИ  КАК  СОСЕДИ  ПРА-КАЗАКОВ. На карте №6-ОК.4 обозначены не менее 11 пра-казачьих народов, кольцом  от Тираса(Днестра) иДжалды(Крыма) до Ака-Идели(р.Ока) охвативших ту страну, которую историки представляют как Древнейшая Русь со столицей в Кыеве(Башту)   , а летописи Иделя именуют Урус-Булгар со столицей в том же Башту(Кыеве). Были древние русы (руси-чи – на языке Иделя, также, как идель-чи) отгорожены от пра-казаков крепкими стенами? Или существовало этнологическое взаимопроникновение? Например, ныне модно называть Киевского князя Святослава «казачьим атаманом». Исчерпывающий, а значит – очень масштабный - ответ а.д.р. напишет в следующей своей повести «Истоки русского океана».
   Однако в изданной уже повести «Галичина.Онтология нацизма» написан раздел, в котором выставлены научно выявленные на начало н.э 20 Русей на пространстве от Сев.Африки до Памира (карта №31-Гл), и все эти «русские»народы каждый по своему, отлично от других, понимали свою «русскость». В Кыеве(он же- Аскал, Башту) и области Куява как минимум 5 общностей, начиная прим.с 4 века, примеряли на себя этноним «русы», и это были совершенно разные ДНК-генеалогические общности.
   Среди таких «русских» в Поднепровье уже из древности имелись истинные пра-казаки: ас-колы, скифы, сары-азманы, сауры, угыры. Но они имели каждый свой национальный язык, характер и традиции, с русскими никак слабо пересекающиеся. «Казачества», как воинской службы целиком всем народом, не было.
   И вместе с тем, Киевская Русь, как Урус-Булгар, складывалась усилиями царской династии Дуло, которая к пра-казакам не принадлежала по генеалогии, но тысячелетиями их «пригревала» как наилучшую воинскую силу Державы – это уже некоторый отблеск российского императорского казачества. Поэтому есть некоторая правда в том, что князь Святослав – потомок в 20-м поколении императора Атиллы Дуло, по материнской линии –скиф, был очень похож на казачьего вождя(атамана).
 
                БАДЖАНАКИ .Продолжение.
     Происхождение их суварское и савроматское:
(цит.96)  «Баджанаки - 1) союз тюркских племен, возглавляемый сабанами и называемый в Киевской Руси "печенегами";2) одно из названий сабанов.» [8,Словарь]
   При невообразимой трансформации древних этнонимов не будет лишним напоминать, что, например, «сабаны»=сабары=савиры=сувары, то есть баджанаки – родственники суваров=северов, о которых шла речь чуть выше, о которых все историки пишут, что «северы» - одно из славянских племён. Так можно договориться до того, что баджанаки – славяне, а ведь древнерусская история их знает как печенегов – злейших врагов славян (поначалу) Киевской Руси. Можно говорить о генеалогическом родстве их с урусами скифского корня, ибо , как часть савирского суперэтноса, баджанаки=печенеги есть носители уральских гапло K+K2+P+R+R1+R1a*. Но, всё-таки ближе они к современному чувашскому народу и их величайшим предкам суварам, основателям Шумерской культур/цивилизации.

САБАНЫ-БАДЖАНАКИ. Сложилось так, что баджанаками стали называть тех сабанов-сабаров=савиров , которые остались в Азии после тюркютских погромов в 6-7 веках – потряли свои исконные территории в центре Сибири (по их имени и названной), но отыскали уголки Турана, в коих каганы до них не старались добраться.
(Цит.97) «... Они говорят, что название «баджанаки» сабаны взяли в знак подчинения роду Дуло, и что оно произошло от сабанского названия герба Дуло — «бу санак», то есть «царские или великие вилы»... ( нынешний украинский трезубец).» Но в летописях Булгара(Иделя) с 8 века баджанаки уже появились в Саксине, где присоединялись к сакланам , обосновавшимся ранее широкой полосой от Предгорий Кавказа до Средней Волги  (Кара-Идель). Баджанаки войной выгнали некоторую часть башкортов (за их дружбу с тюркютами) и заняли их земли по всему Южному Уралу.
   Однако баджанаки, обитавшие в пределах Хазарии) «не сошлись характерами» с иудейской верхушкой Хазарии и покинули её, уйдя опять же к единородцам на Среднюю Волгу.
   Нужно отметить, что к 9-му веку многие пласты суварского суперэтноса подтянулись к Европе. О савроматах, о народе сев`ерском, вошедшем в Кара-булгар, уже многое выше сказано, - они вышли из сабанов(сабаров), занимавших Прикаспий и Кубань в 4 веке; вторая половина этой орды  ушла на Итиль(Волгу), где образовала область(бейлик) Нур-Сувар (Самарская Чувашия). В 8 веке прикочевали баджанаки и расположились южнее Нур-Сувара, почти что на территории своих предков савроматов. Практически весь центр Русской равнины оказался занят савирским суперэтносом. И вот в этот этнический массив ударили с запада хазарские наёмники моджары и каубуи под атаманством «древлянского» князя Арбата. И ЗАЧЕМ БЫЛО ИГРАТЬ С ОГНЁМ?!

                МОДЖАРЫ.Продолжение.
Освоившись на реке Сасы-Идель , моджары « перетряхнули» укоренившихся здесь, и по всей Лебедии(Ателькузе) «старых» онгров-угыров. Это стало началом конца вполне мирной страны Лебедии. В конце 7\начале 8 века моджары не только громили города Хазарии, но стали нападать на соседнюю Куяву(Кара-Булгар).
Не лишне спросить и ответить: почему башкорты под именем моджары стали такими разбойными? Ведь этот древнейший народ (баш) Урала всегда отличался миролюбием и гуманизмом. Ответ: полу-вековое нахождение Башкортостана в границах Западного Тюркского каганата позволило просочиться массе тюркютов во внуть гостеприимного народа баш; экспансионизм в некоей стране могут подымать даже незначительная по численности часть пришельцев. То есть, в моджарской общности ни башкорты, ни онгры не могли стать по своей биологии «двигателем разбоя», это были «эрбины» Востока, как тюркюты, так и новоявленные тюрки.
(Цит.98)(810…815гг) « Новый хазарский хакан Карак обратился к Кан-Караджару<балтавару Кара-Булгара> с просьбой о помощи против моджар. Так как моджары успели уже погромить любимую полевую ставку (батавыл) балтавара - Хорысдан и сделали небезопасной дорогу в Джалду<Крым>, то Кан-Караджар охотно согласился. Его войско, состоявшее из кара-булгар и анчийцев, погромило моджарские владения на правом притоке Шира Миша - севернее Сасы-Идели - и дошло до Саин-Идели<Нижняя Ока> Здесь балтавар разгромил селения мурдасов и для основательной расправы над врагами построил для себя город Кан<совр.Муром>.[8.1]
Часть перепуганных моджар бежала за Саин-Идель и обосновалась между этой рекой и Сурой, а некоторые вместе с сыном моджарского вождя Юлай-Бата Аскалом добрались даже до Бершуда<Вятка,Кама> и назвали одну из его рек Миша... Однако хакан не помог балтавару обещанным ударом по моджарам с юга, и пришедшие в себя башкорты и мурдасы обложили кара-булгарцев в их городе. Очень скоро Кан-Караджару надоело сидеть в осаде и он решил любой ценой пробиться в Кара-Булгар. Но едва он начал вылазку, легкомысленно, не застегнув шлема, как вражеская стрела пробила ему горло и оборвала его земную жизнь... Войска Башту ушли к себе на Бури-чай(Днепр), а моджары постепенно вернулись на Верхне-Донские земли. Они от войны с Хазарией перешли к миру с ней и совместной экспансии в Урус-Булгар, у которой все границы с Хазаром прикрывали баджанаки.
 (Цит.99) «По приказу Аксак-Тимера Арбат со своими моджарами и каубуйцами напал на баджанакские кочевья, но хинцы - при помощи нур-суварского бека, сына Джилки Мардана - опрокинули нападавших и опустошили Буртас.» [8.1]
 Здесь: 1) «хинцами» называют баджанаков, поскольку они перекочевали из самой дальней области Сибири Прибайкалья (Хин); поэтому город Саркел(Белая Вежа) в низовье Дона, населённый баджанаками-савроматами, именовали «Хин».
 2) Буртас – город и область народа буртасы (;R1b1b2) в районе совр.Саратова по правому берегу р.Итиль(Волга).

                БУРТАСЫ.
   Хазарско-баджанакская война продолжалась до 894 года, когда Хазар, наняв закаспийских тюрок-огузов сломил сопротивление северных соседей; баджанаки отступили  дальше на запад и приблизились вплотную к Караджару(Чернигову) и Куяве и –главное- к территориям своих врагов моджар(башкорто-венгров). Здесь в степях Приазовья историки знают страну Лебедию, имя которой сохранилось ещё со времён кутригуров - тоже онгров (5 век). Эта древняя Лебедия простиралась до Москвы реки, где имеется приток её Угра; есть с тем же именем левый приток Днепра. Те старые разно-«гуры» давно стали кара-булгарами. Но новые «гуры»-онгры оказались очень непостоянны (то склонялись к Булгару, то – к Хазару), за что сильно поплатились.Согласно византийским источникам, венгры поселились в Лебедии как союзники хазарского кагана, поэтому территория Лебедии на исторических картах обыкновенно включается в состав Хазарии.  В 820-е годы венгры заселяют пространства Днепр-Днестровского междуречья (венг.- Ателькузе), прежде занимаемые славяно-булгарами. В 889 году венгры под натиском печенегов полностью покидают Леведию в направлении Ателькузы.
   В 895г. разгневанная орда баджанаков(печенегов) под водительством кана Иллака подошла к Южному Днепру.(Цит.100) «На своем пути Иллак ожесточенно громил все области хазар, считая их виновниками своего несчастья. Арбата тогда не было в Кара-Булгаре, ибо он, по приказу<хазарского бека> Арслана, воевал на стороне Рума против<Дунайско-> Булгарского царства.  Оставшиеся без мужчин кочевья моджар были совершенно разгромлены баджанаками, не знавшими жалости к своим закоренелым врагам. После этого Кара-Булгар объял настоящий ужас. Каубуйцы бежали со своими семьями в Хазарию и были размещены на реке Куба, а 5 тысяч барынов пришли к Башту и попросили Алмыша проводить их в Булгар.» [8.1]
(Цит.100.2)  « … Арбат, узнав об этом, попытался вернуться назад, но был отбит баджанаками и ушел со своими кара-булгарскими и мадьярскими<маджарскими> воинами в Аварию. Здесь к нему присоединились местные аварские угры, и он смог создать свое собственное Венгерское государство (Венгрия). Потомки Арбата (мадьяры звали его 'Арпадом') были венгерекими королями до 1301 г. Булгарские приближенные Арбата заняли ключевые посты в его Венгерском государстве, и некоторые из них при этом сохраняли свою исламскую веру (даже до 14 в.) и поддерживали активную связь с Булгарией до конца 10 в. [8,т.2.гл.4]
   Отступление моджар из опустошённой Ателькузы через Карпаты на запад стало началом конца Великой Моравии, ибо моджары сначала поселились на восточных границах этого хоно-склавинского (славянского) государства, но затем, поднимая восстания авар и башкортов – своих родичей – они просто заменили в 896г славянскую верховную власть на свою – венгерскую.

                ПРА-КАЗАКИ  СРЕДИННОЙ  АЗИИ. 7-9 ВЕКА.
   Как выше было сказано, рода пост-арийцев ;(R1* , R1a*, R1a1) , составлявших 9/10 от всех пра-казаков Евразии, покинули Хин, и вплоть середины 9 века нашей повести в этом регионе «делать нечего». Лишь уйгуры – симбиоз тюркютов и серов – из южных предгорий Алтае-Саян привлекают наше небольшое внимание: именно из-за начия в нём сарматаев-псевдотохар. После поражения чистых тюркютов в 745 году в битве с уйгурами под предводительством хана Моюн-Чура, на землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший с 745 по 840 годы. Когда эта страна была сокрушена в 840-847 гг. кыргызами [*44], вместе с ней погибла и манихейская община [+54]. Опустевшие после ухода уйгуров на юг степи постепенно заселились монголоязычными племенами.
(Цит.101) «История Срединной Азии ясна и понятна только до 861 г. Тогда в результате жестокой войны все государства и державы Восточной Азии оказались вынужденными ограничиться собственными территориями. Тибетцы вернулись на свое плоскогорье; китайцы отошли за свою стену, уйгуры укрепились в оазисах Западного края , кидани  обеспечили независимость своего восьмиплеменного союза в Западной Маньчжурии, а остатки тюркютов засели в Горном Алтае.»
   Из перечисленных выше крупных народов однозначно только кидании относятся к пра-казакам,а также кыргызы, о которых речь ниже:
  « Великая степь пришла в запустение, так как в течение полувека она была театром войны между уйгурами и енисейскими кыргызами, не сумевшими в ней закрепиться. Впрочем, по-видимому, они не очень к этому стремились. Привыкшие к оседлому быту в благодатной Минусинской котловине, кыргызы видели в монгольских степях только поприще для боевых подвигов, целью которых была военная добыча. Когда же между киргизскими войсками и становищами уйгуров легла пустыня, а уйгурские женщины и дети попрятались в крепостях, унаследованных ими от китайских военнопоселенцев, война стала невыгодной для кыргызов и постепенно затухла, хотя официально и не прекращалась.»[6.2]
(Опять же:  «китайцы» и «кидани» вообще не существовали, первые были ханьцами, а вторые – кытаями, прочно занимавшими леса Центрального Амура.)

                КЫРГЫЗЫ. Продолжение.
  Классика, как всегда, искажённо описывает переход народной парламентской державы (Енисейских) кыргызов в некую империю монархического типа.
W: В VI—VII веках кыргызы с подвластными таежными народами образовывали периферийный удел центральноазиатских государств во главе с наместником — эльтебером. В VIII веке — сепаратистская область во главе с собственными беками и иналами, претендующими на ханское достоинство (см. Барс-каган). В IX веке — быстро расширяющаяся агрессивная степная империя с обожествляемым каганским родом.[W]
   Здесь весьма странными словами являются «удел» и «сепаратистская область» от каких-то неназванных центральноазиатских государоств. Но если искать исследования поточнее, но можно вообще ничего не найти. Поэтому впитываем такой исторический факт, как тренд от состояния федеративной державы – союза племён и родов – в каганат; под этим словом историки непременно видят монархизм. Трудно найти у заштампованных классиков толкование слова «каган», а здесь всё очень просто: «ган»-тюркютско-кельтское звучание ас-ирменского слова канн=хан; приставка ка-=ко- означает , как и ныне, соединение. У пра-казаков  «ко-хан» - это избранный глава федеративных канов- вождей племён, областей, городов, …
   Усматривать в усилившемся Кыргызском ка(о)г(х)анате монархическую империю – это наводить тень на плетень. Но и народоправстве нередко наступают времена извращений на базе авторитаризма избранных лиц власти. Об этом , видимо, очень кратко, к сожалению нашему, пишет Чоро Тукембаев (цит.90): Как только были убиты Кырк-чоро, то наступил авторитарный режим, упадок и потеря государственности кыргызов. Об этом упадке повествует героический эпос Манас в назидание потомкам.
   Военное расширение державы енисейских кыргызов можно видеть в карте №10-ОК.4
              (карта расположена в иллюстрациях)
 
В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием».
   Сопоставление карты №10-ОК.4 с предыдущими выявляет возвращение кыргызов в Хин, откуда они ушли в начале н.э. от губительной экспансии сяньбийцев, жужаней и гёк-тюрок. Видимо, имеющая ся в цитате «агрессия степной империи» на самом деле не агрессия, а справедливый возврат родных степей Циркумбайкалья. Но пастухи-кыргызы к новому своему горю не нашли здесь уже благодатных пастбщ – наступила эра центральноазиатской засухи.
Военно-политическая экспансия кыргызов на запад достигла степных и лесостепных районов юга Западной Сибири. Пришельцы из сердца Азии, по-видимому, стали причиной ухода древних угров-мадьяр из Приуралья. Об этом свидетельствуют находки археологов на юге Челябинской области (погребения так называемой «тюхтятской» культуры).[1] Название воинственного народа вошло в номенклатуру ряда современных крупных этносов: прежде всего, современных кыргызов Тянь-Шаня, а также казахов (род шеркес), черкесов, башкир и др.
Кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения с правящими домами Китая и других сопредельных стран.
Верховная власть кагана опиралась на государственный аппарат, основывавшийся на военной силе. Мощная армия, комплектовавшаяся десятитысячными округами (туменами), в случае ведения тяжелой войны дополнялась ополчением. Закованный в панцирь кыргызский рыцарь — алып, вооруженный копьём, палашом, боевой палицей или чеканом, являлся главной ударной силой конницы. Армией управляли сангуны (генералы). Среди других титулов — бег, тархан, тутук, джарган (судья) и т. д.

                КЫТАИ.
 С разрывом в один век от пика активности Кыргызской державы, произошло аналогичное усиление  Кытайской державы (орды) – восточных соседей кыргызов (здесь имеются в виду настоящие кытаи-европоиды/уралоды, а не китайцы, которые были ханьцами ещё несколько сот лет до того, как переняли себе чужой этноним). Кытайская территория по бассейну Амура обозначена в каждой карте а.д.р. Их жизнь хоть и длинна во времени, но совершенно не отображена в классической истории, но у нас сведения, извлечённые из летописей Иделя, мало-по-малу  размещаются. Наши исследовательские выводы таковы, что кытаи – «волчьи люди», пришедшие из Северной Индии с именем «чины=сины» при раздвижении по всему миру сакских племён, покоривших Индостан, но закоеписвшихся там лишь некоторой частью. Кытайских девушек брали в жёны более «продвинутые»  уралоиды-имэнцы, превратившиеся при этом в смешанный ;(J & R1a*) народ хонов/гуннов. А сами по себе кытаи при своей сакской генеалогии долгое время жили пра-казачьей демократической , лесо-степной, жизнью.  И вот пришло им время в 9-10 веках отметиться перед потомками неким грозным государством «Кидания».
   Почему кидании? Классика на эту трансформацию этнонима не даёт никаких разъяснений. Но достаточно просто эту тайну раскрывает Джагфар Тарихы.
(Цит.102)   «  Кыданами наши называют часть кыпчаков, служащих кытайскому  племени кара-кытай <западные кытаи>. Когда-то кара-кытаи, которые ранее служили хонам и взяли у них имя "сянби", были самым сильным кытайским племенем, но затем оно было разбито имэнцами [маньчжурами] и ослабло...
Однако недостаток людей кара-кытаи восполнили своей природной храбростью, которой превосходили других кытаев, и принятием на службу кыпчаков. При переходе на кара-кытайскую службу эти кыпчаки должны были выпить чашу кумыса, принести клятву верности и сказать: "Я - кытай". [8.2]
   Следовательно новый соционим  «кы – дан» легко, исходя и ас-ирменского(иранского) языкового базиса, понимать как «кыданский данник(подданный)»; далее соционим превратился в этноним, причём основной старый «кытай» оказался «затёртым» в исторических анналах. Киданы , видимо, оказались людьми, способными к яркой государственности, отнюдь  - не монархической. Как видим в летописях, волну креативности принесли амурским кытаям кыпчакаи – главный генеалогический корень  & R1a* пра-казаков . Откуда они брались? Нетрудно понять – с запада, из пределов державы Идель. На карте №10-ОК.4 внутри древней державы «Кыргызстан» кидани указаны не на р.Амур, а южнее, и это отображает тот факт, что древние кытаи оставаясь на своей родной территории Приамурья, не вошли в состав Кыргызского каганата, а гибридный новый этнос кыдани воиственно, возможно, в союзе с кыргызами, приобрёл новые себе земли, отнимая их у своих заклятых врагов-обидчиков тюрков и ханьцев.
   Судьба пра-казачьей  державы «Кыдания» выходит за временную границу данной главы №5 и данной части №4 повести, поэтому здесь нам следует остановиться и приступать к части 5 «Онтологии казаков» с новыми силами.

ИСТОЧНИКИ  для ОНТОЛОГИИ КАЗАКОВ-4.
1.Абакумов А.В. . Четыре пращура Руси . http://slavica.maillist.ru/abakumov
2. Велескнига .Перевод с древлесловенского Н. Слатин
3. Волконский Александр.Историческая правда и украинофильская пропаганда. http://trueview.livejournal.com/101645.html
4. Вернадский Г.В."Древняя Русь"
5.Галанин А. В. © 2010.Русские не славяне . http://ukhtoma.ru/history7.htm
 6.   Гумилёв.Л.Н. В поисках исчезнувшей империи.
                Хунну в Китае.
                Древние тюрки.

7.Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. М.: Вече, 2004

В ТОМ ЧИСЛЕ
8.1. Гази Барадж тарихы, , том.1;
8.2. Бахши Иман тарихы том.2;
                8.3.Кул Гали тарихы (Хон Китабы), том.3.
9. Дроздов Ю.Н. "Тюркская этнонимия древнеевропейских народов"
10.Зиньковская И.В.. РОСОМОНЫ ИОРДАНА В СВЕТЕ ГЕРМАНСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЭТИМОЛОГИИ. Воронежский государственный университет http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2008/
11.Золин П. Росомоны Приильменья.
12.   Иванов.   Украинская Троя. http://atil.blog.bg/history/2011/12/07/ukrainskaia-troia.863011
На болгарском языке: Украинската Троя или едно погребано минало
13. Кандыба В.М. "Ригведа - Религия и идеология русского народа".
14. Клёсов А.А., Тюняев А.А., Происхождение человека (по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии). – Бостон – Москва: «Белые Альвы. – 2010.
15. Клёсов А. Основная загадка во взаимоотношениях индоевропейской и тюркской языковых семей и попытка её разрешения с помощью ДНК-генеалогии: соображения нелингвиста.
16. Колосовская Ю.К, Сапрыкин С.Ю,Шкунаев С.В. И ДР. ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ с древнейших времен до наших дней.
17. Кубарёв В.В.  Генеалогия и генетика князей Руси. Доклад на научной XXI Международной Конференции по проблемам Цивилизации, 25.12.2010, РосНоУ, Москва. Ссылка: http://www.kubarev.ru/ru/content/292.htm
18. Кубякин О.Ю., Кубякин Е.О. "Криминал как основа происхождения Русского государства и три фальсификации тысячелетия" http://nethistory.su/blog/43874681612/Velikiy-Novgorod
19.Ломоносов М.В. ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ  ИСТОРИЯ отъ начала российскаго народа до кончины Князя Ярослава Перваго, именно до 1054 года, сочинённая Михайломъ Ломоносовымъ статским советником, Профессоромъ Химии, и Членомъ Санктпетербургской Императорской и Королевской Шведской Академий наукъ.
20. Мифтахов М.М.  История Булгарии. Казань. 2008г.
21.  Пауэлл Теренс.  Кельты. Воины и маги .
22 Петриченко Г. Рюрик.                23. Попов Борис. "Кто мы?" том 1 "От Ивана до Тянь-Вана"
24. под ред. Б.А. Рыбакова.   Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э. http://historylib.org/historybooks/
25.Савельев А. Н. Образ врага. Расология и политическая антропология. Глава 3. Русские. Свои, наши.
26. Самодум Виталий Анатольевич Истоки.О Ведах, ариях, свастике, горе Меру и саках. САМиздат 2011г.
27. Соловьёв С.М.  История российская.
 28.  Татищев В.Н. Российская история. bibliotekar.ru›История России›30.htm
29.Трусов С.В.1) Терра инкогнито.  trinitas.ru
                2) Мурдасия – страна вятычей и Третья Русь»
30. Тукембаев Ч.А.КОЛЫБЕЛЬ АРИЙСКОЙ РАСЫ. НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
31. Фармаковский Б. Ольвия Б. http://ru.wikisource.org/wiki/
32. Фокс Дэвид К. (David K. Faux)Генетическая Связь Норманов Эры Викингов со Средней Азией:Оценка Y–хромосомы ДНК, Археологических, Исторических, и Языковых Доказательств . под ред. Б.А. Рыбакова.   Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э.
33.Харин Евгений Анатольевич    1)    Генетическая связь Викингов Норвегии с Центральной Азией   Журнал «Самиздат»    http://samlib.ru/h/harin_e_a/faux.shtml
2) Русь инкогнито.
34. Шалыганов Ю.В. Проект Россия. Полное собрание.- М.: Эксмо, 2012г
35. Щукин М.Б. ЗАБЫТЫЕ БАСТАРНЫ. http://gulevich.net/statiy.files/Bastarny.pdf
36 .(автор инкогнито) Русь разная.
37.  (автор инкогнито) http://ru.encydia.com/en/
38.. Э.Дейнекин. Генеалогическая история народов. Проза.ру.
39. [W] – «Википедия», «викизнание», «Археология».