Глава 23. По каналу

Михаил Бортников
Глава 23. По каналу

- Чиф, извини, виноват. - Так, войдя в ЦПУ, повинился второй механик. - Поторопился, не открыл какой-то клапан, наверное. Хомут поставили надёжно, течь устранили.
- На самом ахтерпике и не открыли. Он в глаза не бросается. Чего вы туда вообще  без команды полезли, вот чего я не понимаю. Больше так не делай!  Давай, секонд, становись на реверсы,  а я в кресле покурю.
Поглядывай за температурой охлаждающей воды. Автоматика запаздывает и на малом ходу приходится насос забортной воды останавливать.  Но я рядом буду, а скоро третий... А, вот и он! Принимай вахту, Рамон.
 
- Чиф, я на палубу выйду, можно?  - спросил Валера.
- Иди, отдохни. Пообедай, полюбуйся на канал. Только рацию не выключай.

Судно было уже в третьем, последнем шлюзе системы Гатун. С мостика было хорошо видно озеро, лежащее впереди. Мария была занята, передавала  вахту  второму помощнику. Потом подошла к Валере.

- Я пока свободна - до следующего шлюза. Пойдём обедать?
- Пойдём. Меня тоже отпустили проветриться.
- Как там твои новые коллеги?
- Да нормально. Осваиваются пока. Всё же лучше было замену после канала устроить. В Бальбоа. А так, - на манёврах четыре новых человека в машине. Дед ругается, и справедливо.
- Так судовладелец распорядился. Не хочет задерживаться в Бальбоа.

В кают-компании уже обедали второй механик, четвёртый  и сварщик.
- Гуд апетайт! - пожелала приятного аппетита Мария.
- Спасибо! - молча закивали славяне.
- Ну что, как вам филиппинская кухня?- Поинтересовался Валера. - По хлебу не скучаете? По компоту?
- Рис вполне заменяет хлеб. А вода с лимоном - компот. Привыкнем, лишь бы вкусно было, - ответил Николай.

Мария, в предвкушении встречи с родными, почти не ела, и решила подключить к разговору и второго механика.

- Дмитрий, вы говорите по-английски? Понимаете меня?
- Конечно. Я понимаю лучше, чем говорю. Вы живёте в Панаме, да?
- Да, в Панама-сити. Если вы хотите что-то узнать про Панаму, не стесняйтесь.
- Администрация канала, она ведь до сих пор американская, это правда?
- По условиям договора 1903 года между отделившейся от Колумбии Панамой и США,
так и было. До 36-го года Панама была под американским протекторатом. И только в 1977 году удалось добиться нового статуса канала. В 2000-м  году канал станет полностью панамским. Но мы должны быть готовы к этому. Поэтому все должности, которые занимают в администрации канала американцы, дублируются панамцами. К тому времени я надеюсь стать одним из лоцманов канала.

- И у нас появится свой знакомый лоцман.
- Только учиться на лоцмана надо долгие годы. Это очень сложно и ответственно. Ну что, пойдём фотографироваться? Кто-то обещал красивые фото? - Мария явно адресовала свои слова четвёртому механику.
- Пошли. Может, переоденемся?
- Только не я. Хочу быть на фото в форме с погонами. И вместе с русскими механиками.

После "фотосессии" Валера спустился в ЦПУ, где нашёл третьего у пульта управления, а Дмитрия в кресле с журналом реверсов в руках.
-  Стармех поднялся пообедать. Манёвров ещё час не предвидится.
- Так может, я займусь электродвигателем? Всё равно он не рабочий. Сварщика дадите мне в помощь?
- Конечно, он в токарке. А подвесите тали, и я могу спуститься, помочь мотор на плиты положить.
- Мы с Христо справимся. Если что, моторист поможет.

Затруднений с разборкой двигателя не было. Мотор сняли быстро, разобрали тоже без проблем. Съёмники подшипников на судне были качественные. Валера с помощью моториста помыл статор паром и пресной водой, поставил его вертикально, потом подвесил внутри электролампу для сушки.

- Элек, ты же хотел скалы посмотреть, а сам по уши в грязи. Мы уже давно в шлюзах,- в шутку упрекнул его стармех, довольный таким трудовым рвением.
- Хотел, да работой увлёкся. Люблю я это дело с детства. Другие капитанами мечтали стать, а я - нет. Мне нравится руками работать.
- Элек, ты можешь идти ужинать, Без тебя уже справимся. Вот, занеси на мостик  капитану эту бумагу, он просил. Только переоденься сначала.

Валерка поднялся в каюту, надел свежий комбез, и поднялся наверх. Впереди был огромный мост через залив из Северной Америки в Южную. Капитан разговаривал с лоцманом. На левом крыле мостика, самого борта стояла Мария, а напротив, на смотровой площадке, в двух метрах от неё - её родители и сестрёнка. Мария приглашающе махнула рукой.

 - Это Валера, из Одессы. Мой лучший друг на судне. Электромеханик. Мы ещё в Лас-Пальмасе встретились.
- Я очень рада, Валерий, - произнесла элегантная моложавая креолка. - Марии нужен старший друг на пароходе. Она о Вас очень хорошо отзывается.
- Спасибо. Рад познакомиться.
- Вам нравится судно, Валерий?  - спросил отец, высокий, лет пятидесяти, подтянутый шатен.
- Какой экипаж, такой и пароход. Я так думаю.
- Разумно. Рад, что вы подружились.
- Мария и сама за себя может постоять. Её уважают на судне. Она работает не хуже мужчин.
- Приятно слышать.
- Но это так, это не комплимент. Извините, мне пора, Не буду вам мешать, - сказал Валера, и двинулся на ужин.

* Иллюстрация из интернета. Спасибо автору.
** Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/12/08/1804