Глб. 8. Новое небо и новая земля

Виктор Ротт
  Задача, которую ставили вожди и идеологи древних евреев - обрести собственную землю, была успешно решена. Ко времени рождения Иисуса Израиль стоял перед очередным вызовом - как  не потерять Божию награду за верность.
  Страна стонала под властью оккупантов - народ кормил Римскую метрополию.
Властное меньшинство, прислуживая Риму, наслаждалось благами. Большинству населения оно скрашивало тяжёлые будни массовыми празднествами, одновременно запугивая суровыми нравами оккупантов.
  Назревал социальный взрыв. Немногие, в их числе Иисус из Назарета, осознавали приближение катастрофы. Перед духовной элитой со всей остротой встала прежняя метафизическая дилемма: Господь благ, а мир утопает в грехе; Господь долго терпит, но может наказать Израиль за грехи.
  Призвать народ к покаянию значило собраться под национальным знаменем.
  Исторический подвиг Иисуса состоял в том, чтобы напомнить  стране, сползающей в бездну, завет с Богом о любви и справедливости. Прежде всего призыв к покаянию был обращён к вождям общества.
  День Господнего суда - великий день гнева Его - близок. О его приближении должен возгласить Мессия. Грядёт "Царство Бога нашего и власть Христа Его" (Отк.12:10).
  На Голгофе  совершилось событие глобального значения. Мирская власть распяла на кресте беспокойного и неудобного человека. Распяли и объявили, что это - жертва за народ, во искупление грехов всего Израиля. Таков был ортодоксальный ответ на диссидентский призыв к покаянию. Но на кресте в муках умер Сын Божий. Сам Отец принёс жертву людям, чтобы "во весь голос" сказать, что любит мир и страдает вместе с миром, тоже переживает "отверженность и страшную нищету" (К.Барт), и зовёт всех возродиться в любви друг к другу.
  После гибели Учителя у Его последователей сложились два противоположных видения будущего.
  Апостол Пётр утверждал, что Бог осудит мир и уничтожит его. "Придёт же день Господень,как тать ночью, и тогда небеса с шумом перейдут, стихии же, разогревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят"(2Птр.3:10).
  Не в воде, так в огне, но конец человечества неминуем!
  Спрашивается: зачем Господь городил огород? Зачем отдал Сына Единородного - ипостась Свою, часть Себя?
  В Евангелии возобладала  оптимистическая концепция. Каноническое "Откровение Святого Иоанна" продолжает проповедь Иисуса, идеи Его знаменитой молитвы, утверждающей милость Господа к должникам Своим и Его окончательную победу. "Да придёт Царство Божие на земле, как на небе!" Отец привлечёт всё воинство небесное на борьбу со злом. По Откровению от Иоанна, Божий суд и есть битва со зверем во всех его обликах и уничтожение тех, кто поклонялся и служил дьяволу.
  Верные Божиим заветам увидят победу Его и новое небо и новую землю и со Христом, в любви, "будут царствовать во веки веков"(Отк.22:5).
  Какую картину будущего предпочитают сегодня христиане? К сожалению, на эту тему никто не проводил опроса. По моим наблюдениям большинство верующих россиян ожидает не Царства Божиего, а конца света.
  Что касается церквей, то лишь самые строгие ревнители Евангелия, верные его букве, - Свидетели Иеговы в своих проповедях делают акцент на грядущем Царстве Христа.
  Русские метафизики Сергей Булгаков, Николай Лосский уклонялись от мифологии суда и возмездия, исповедовали идею грядущего Царства Божиего как личный символ веры. Лидер  движения евангельских христиан Иван Проханов написал для своих последователей программу преобразования жизни "как великую службу делу Царства Божиего"("Новая или евангельская жизнь" 1.1.1925, Ленинград).
  Даниил Андреев свой апокалипсис "Роза мира" структурировал оригинальной демонологией, но метаисторию России всё же увенчал тысячелетним Царством Христа.
  Русская религиозная философия выстрадала мысль, что христиане должны совершать покаяние не в страхе перед гневом Божиим и наказанием, а в пробуждении любви перед чистотой Царства Небесного.
  Иисус отдал жизнь на то, чтобы - через человека!- изменить мир - повернуть его мышление и духовное состояние от полюса физической силы к полюсу Разума. Христос уточнил заповедь любить ближнего, подчеркнув притчей о добром самарянине понятие ближнего: это не только твои родные, семья,одноплеменники и единоверцы, но каждый, кто оказался рядом с тобой, прежде всего - нуждающийся в помощи.
  Милость к слабым - в этом смысл Нового Завета.
  Последователи Христа разделились на тех, кто хотел продолжить Его духовный подвиг, и на тех, кто решил уйти из мира, от его соблазнов, сохранить нравственную чистоту в общине единоверцев.
  Церковь разделилась на белую и чёрную. Белое священство старается примером безгрешности и проповедью Евангелия помочь миру удержаться от гибели.
  Монахи в братской любви молятся каждый о спасении своей души и её вечном пребывании перед престолом Господа после Его суда и наступления конца света.
  В чём же слава Его: все вместе увидим новую землю или избранные узрят новое небо?