«Когда же, проснувшись, широкие нивы
забудут военные стоны и взрывы?»
(Борис Роланд. «Боль»)
Июнь. Лето наступило! Открываю пляжный сезон. Встала пораньше, в полшестого утра.
Город ещё спит, а солнце уже довольно высоко поднялось над горизонтом. Прихватив пляжную сумку, отправляюсь к морю. Перед пляжем — сквер имени Анны Ахматовой. Здесь, у древнего Херсонеса, прошла юность поэта. Что же изменилось в сквере по сравнению с прошлым сезоном? Молодые катальпы приготовились впервые порадовать пляжников гроздьями сиреневатых цветов. А могли бы и засохнуть. Хорошо, что в прошлое сверх меры жаркое лето общественники организовали полив этих влаголюбивых саженцев, собрав средства с неравнодушных граждан.
У барельефа Ахматовой — ухоженная клумба. Улыбаюсь. Надо же? Кто-то позаботился.
Меня догоняет женщина, знакомая по прошлогоднему пляжному сезону. Интересуется:
— Первый раз сегодня?
— Первый!
— А я уже неделю хожу.
— Смотрите какая красота! Как хорошо прижились цветы на клумбе!
— Прижились бы, если бы их не поливали. Дождя-то давно не было.
— Работники кафе поливают?
— Ха-ха! Работники кафе! Им доход нужен, а не красота. Это мужчина поливает клумбу. Приезжает на жёлтой машине, привозит воду.
Прошли на пляж. Море в тот день оказалось умиротворённым. Да оно прекрасно всегда, а в шторм особенно.
Возвращаясь с пляжа, заметила припаркованный жёлтый автомобиль. Подойдя поближе, разглядела мужчину, ухаживающего за клумбой и узнала машину. Этот, всегда чистенький «жигулёнок» обычно стоит в конце нашего двора и сверкает золотистым одуванчиком рядом с вечно грязными тёмными иномарками.
Мужчина приятной наружности, на вид лет пятидесяти, достал из багажника несколько пятилитровых канистр с водой и выставил их у машины. Казалось бы, вылей воду на клумбу и всё. Нет! То, что он делал и как он это делал, приятно удивило меня. Он достал из багажника садовую лейку, перелил в неё воду из канистры и с наслаждением из лейки стал поливать цветы. Я засмотрелась.
Есть безукоризненные характерные мгновения, какие можно целиком обратить в поэтические строки, — это и есть то в жизни, что даёт начало искусству. Опрятность, чистота придают оттенок нежной заботливости о вещах, с которыми люди живут всю свою жизнь, как с друзьями.
По пути домой вспомнила хозяйку станичного дома, где я жила в шестидесятые годы в период студенческой практики. Её привлекало всё, что красиво и гармонично. Как-то она призналась, что, переехав с Севера на Кубань, была удивлена южным образом жизни: «Красиво! Кругом цветы. Постиранное бельё люди вывешивают не абы как, а полотенца к полотенцам, наволочки к наволочкам». Пробудившееся в ней стремление к красоте я наблюдала в обустройстве двора, в убранстве квартиры, в сервировке стола. Она стала жить по завету Антуана де Сент-Экзюпери, утверждавшего земной порядок своими книгами, открытиями в области морали, чести, любви ко всему живому на земле. «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
В восьмидесятые годы возродилась телевизионная игра «Клуб весёлых и находчивых» (КВН). Одесская команда напомнила зрителям фразу Фёдора Достоевского: «Красота спасёт мир».
Кра-со-та! Она необходима людям. Не любит сердце, не видя красоты. А её, красоты, на нашей планете немало. Во все времена года дарит нам её природа: пробуждающуюся в цветах и зелени весну сменяет щедрая краса лета с яркими цветами и щедрыми плодами, красива и осень в багряном уборе, и зима в белом убранстве. Прекрасны творения мастеров в градостроительстве, в искусстве. Почему же на нашей замечательной планете господствуют нравственные пороки: злоба, жестокость, тщеславие, властолюбие? Почему на протяжении многовековой истории человечества полыхают войны?
Вопросы необходимости осмысления некоего внутреннего закона как нравственного общезначимого требования, как принципа жизни и деятельности людей, занимали ещё Сократа. Позже Иммануил Кант сформулировал внутренний моральный закон природного и общественного бытия, согласно которому человек обладает некой свободой, но человеческой свободе всегда предшествует нравственный долг — долг быть Человеком. Это влечет за собой существование на Земле мирового морального порядка, порождает гармонию между долгом и следствием. Любовь к жизни и обязательства по её сохранению основаны на осознании разумным существом (человеком) своего достоинства как субъекта морали. По Канту безусловное моральное обязательство обладает статусом категорического императива: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
Проходят века, но сознанием людей правит иная философия. Почему? Потому, что на протяжении почти всей истории человечество развивалось в рамках коммерческой парадигмы. Людей веками учили эгоистической жизни, вытравляли духовные качества и пришли к тому, что в современном мире многие не могут принять другое представление о жизни. Деньги правят миром! Обогащайся любой ценой!
Рыночные отношения, которые ещё недавно казались двигателем научно-технического прогресса, превращаются в оковы, ведущие в исторический тупик. Богатые богатеют, основная масса населения нищает. Глобализация усугубляет процесс расслоения общества. По мнению социологов, безработица в скором времени может охватить более сорока процентов трудоспособного населения. А это чревато негативными последствиями, порождающими пороки, ведущие к планетарной катастрофе.
«Все войны, — утверждал Сенека, — происходят по безумству народа и его правителей». Мысль эту продолжил Лев Толстой: «Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».
Свора убийц глумится над красотой. Её ярость слепа. Всё дозволено! Деньги, деньги, деньги... А счастье-то не в деньгах.
Закон о счастье открыл Григорий Сковорода. «Процесс самореализации человека в своём сродном деле — призвании, полученном от Бога, и есть счастье», — писал философ-богослов. Цель жизни в свободном творчестве. Человек должен открыть своё предназначение и следовать ему.
Сковороде вторил скульптор Огюст Роден: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». А быть художником в душе — это видеть красоту вокруг, замечать гармонию красок и оттенков.
А для этого необходима «духовная революция» в умах людей. О ней писал Николай Бердяев. Ему вторил Николай Рерих: «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь все обобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Нужно разоружиться в сердце и в духе».
Достоевский и предлагал человечеству, запутавшемуся в мелкой суматохе жизни, задуматься о внутренней, духовной красоте как о высшем начале в человеке. Следуя великим просветителям прошлых веков, советовал вспомнить о морали. Писал о красоте души как сумме нравственных качеств, утверждая, что мир спасёт лучшее, что есть в людях, через труд, испытания и даже страдания.
Красота — сила! С ней можно перевернуть мир! Творец, создавая шедевр, испытал чувство, не поддающееся определению, поэтому и создал его. Человек, встретивший на своём жизненном пути прекрасное, уже не тот, каким был прежде. Уже повёрнут, склонен в другом, непривычном для него направлении, на короткое, может быть, время, но на какое-то время склонен! Он зарядился чувством создателя. И не важно, какой срок разделяет творца и созерцателя, может, годы, а может, и тысячелетия.
Как утверждение высоких идеалов общечеловеческой культуры, искусство востребовано во всём мире. Гремят войны, но на пепелищах возрождается прекрасное, звучит жизнеутверждающая музыка. Оркестр под управлением Валерия Гергиева выступал в разрушенном войной Цхинвале (август 2008 года), в античном театре, освобождённой от варваров 21 века Пальмире (май 2016 года).
Красивая музыка духовно очищает и обогащает людей. Картины великих художников дают заряд положительной энергии. Литературные произведения классиков возбуждают аффекты, приводящие к катарсису — нравственному очищению, оздоровлению в результате перенесённого сострадания.
Прекрасным и яростным характеризовал наш мир Андрей Платонов. И эти определения не противоположны, а дополняют друг друга. Мир прекрасен, так как здесь есть радость, гармония, чудо, красота, великолепие, и яростный, где — гнев, сила, стихия, ненависть. И в будущем мир останется напряженным, загадочным, тревожно-заманчивым. Но со временем в человеке должно укрепиться чувство единства с природой, другими людьми в стремлении достижения великой цели — равновесия и гармонии. И это «стремление, — как отмечал Михаил Салтыков-Щедрин, — существует непрерывно, переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории». В благополучных семьях родители наставляют: "Дети, если вам сделали больно, не отвечайте тем же. Сделайте добро. Вы другие. Вы лучше". Процесс создания истинного человека, с красивой душой для истинной жизни во времени и в пространстве — долгий, трудоёмкий, но неизбежный.
Можно ли ускорить процесс возрождения человечества? Верный способ предложил Анатолий Галкин в фантастической повести «Мир вашему дому!» Его герой создал мощный прибор для воздействия на психику людей и уверен: «Я сделаю мир лучше! Сделаю так, чтоб во власти не было воров и жуликов. Теперь больше не будет бедных и богатых. <...> Все люди будут счастливы! Везде будет добро, справедливость и здравый смысл! <...> Я заставлю всех быть счастливыми...»
Это шутка. Но в предотвращение планетарной катастрофы человечеству пора прозреть, что все проблемы — экономические, политические, национальные, экологические — производны от нравственного состояния общества. Необходим переход на качественно новый уровень духовного развития. Красота поступков людей, духовная красота спасёт мир!