мама

Людмила Компанченко
 Который раз убеждаюсь - моя мама - сильный человек.
Недавно с ней случился микроинсульт.Изменилось все.Уже нет такой тяги к движению.Но в то же время львиная натура берет верх над немощью:плохо видит,говорит,но все равно надо все в доме контролировать.Боялась,что исчезнувшая было,память не вернется,но она справилась с этим.О бывших мужьях не спрашивает - живы ли.Теперь говорит:"Знаю,что все умерли."
  Она пережила всех братьев и сестер.А их у бабушки Анастасии было 7.О войне рассказывать не любит.Говорит - голодно жили.Старшие братья,мальчишки лет 12-13 работали зимой на лесозаготовках,а летом в поле.Дедушка ушел из дома еще в финскую,а вернулся домой после Победы над Японией.После войны дедушка прожил недолго и скоро умер от туберкулеза.
 Она никогда не скрывала,что не любила жить в деревне и всегда хотела уехать из нее.И вскоре после смерти дедушки вышла замуж за городского и получила паспорт.Так она стала городской.
  Образование у мамы 4 класса.Поэтому когда приехала в город начинала работать разнорабочей,потом поступила на трикотажную фабрику,где проработала до встречи с моим отцом.Отец был вдовцом.После смерти жены,у него на руках осталось трое детей.Но моя мама наотрез отказалась воспитывать чужих детей,и они оказались в детдоме.Лучше всего я знакома со старшим братом.Он часто бывал у нас.
  С отцом жизнь у мамы не сложилась.Он часто был на лечении в ЛТП или находился в лагере на вольном поселении.Умер он от алкоголизма в ЛТП.
  Личная жизнь у мамы была бурная:3 официальных брака и как теперь говорят "гражданских браков"было несколько.
  После моего рождения мама стала работать на железной дороге.А так как образования у нее не было,она работала на физически тяжелой работе:зимой чистила стрелки,а летом с другими женщинами таскала шпалы.Пока она работала непосредственно на железной дороге,мы жили в вагоне теплушке,целый состав стоял в глубоком тупике.Так что мое детство до школы прошло среди отработанного угля и вагонов.
  В обычной школе мне не понравилось,так как смеялись над моим физическим недостатком(после перенесенной болезни в раннем детстве от прививки от гриппа).Не знаю как мама нашла интернат в Перми,и скоро я стала там учиться.На протяжении всей моей учебы в школе,мама ездила за отцом,но и себя не забывала.У не случались романы на стороне.в 70-е отец умер,и тут мама развернулась во всю ширь своей натуры.В это же время мама перешла в строительную организацию при железной дороге,и вскоре у нас появилась первая полублагоустроенная квартира.К концу пребывания меня дома у нас уже была комната в благоустроенной коммунальной квартире.
  После окончания школы я пошла учиться в Пермское КПУ на библиотекаря.В это время и случилась моя любовь на всю жизнь,которая сделала меня той,какая я есть.После училища я работала в библиотеке в родном городе 2 года.А потом меня потянула "другая сторона",так я оказалась в Ленинградской области.Где вышла замуж и родила двух девочек.
  Приезд мамы сюда связан с рождением первой дочери.Здесь же она последний раз вышла замуж официально.Благодаря своему замужеству она стала обладательницей благоустроенной квартиры.Все бы у нее было хорошо,если бы не мой "гражданский брак".Каждый из них хотел доминировать,мама без боя свои позиции не сдавала.А "яблоком раздора" была я.Я была на разрыв.Став пенсионеркой,она старалась влезть везде:понимает - не понимает в чем-то.И эта напряженная жизнь очень скоро сказалась на ее здоровье.Особенно страдали ноги.И три года назад ноги не выдержали.И с переломом шейки бедра мама оказалась в недвижимом состоянии.И тогда она не отказывала себе - все проконтролировать.
  И только недавний микроинсульт немного умерил ее пыл.Прошло несколько дней,и мама опять почти в норме.Это как же надо любить жизнь,что несмотря на разговоры про смерть,все-таки скользнуть от нее.
  Живи,мама!