Обелиски Древнего Египта

Юрий Язовских
Среди различных построек и сооружений Древнего Египта помимо всемирно известных пирамид Гизы, Сфинкса и ряда мегалитических храмов, на общем архитектурно-строительном фоне явно выделяются гигантские монолитные гранитные обелиски высотой 20 и более метров.

Если поискать информацию по обелискам, то вы обнаружите, что непонятно, сколько же всего было возведено этих сооружений в Древнем Египте, для чего они возводились, каким образом изготавливались и устанавливались.

По разным источникам я подсчитал, что по всему Древнему Египту было поставлено 16 обелисков-гигантов. Их воздвигали только в трех местах — священном городе Гелиополе (ныне пригород Каира), в Фивах (ныне Луксор) и оазисе Файюм (этот обелиск возьмем авансом, поскольку его точная высота неизвестна).

В Гелиополе было два обелиска, установленных фараоном Сенусертом I в начале 2-го тыс. до н.э., высотой 20 метров и весом в 121 тонну. Еще один обелиск с именем этого фараона был возведен в Файюме.

Затем приступ обелискостроительства случился примерно через 450 лет – во времена Тутмоса I (1504 – 1492 гг. до н.э.). В двух храмах, находящихся в современном Луксоре, примерно за 300 лет воздвигли восемь обелисков. Шесть из них в Карнакском храме. Два обелиска поставил Тутмос I - по 23 метра высотой и весом 143 тонны каждый. Два приписываются фараонше Хатшепсут – оба были высотой 30 метров и весом около 200 тонн, и еще два возвели во времена  Тутмоса III – преемника Хатшепсут: они были чуть выше, чем обелиски Хатшепсут и достигали 32 метров. Этот третий Тутмос Карнакским храмом не ограничился и поставил два обелиска в Гелиополе перед входом в храм бога Ра.

Два обелиска высотой 23 метра и весом под 230 тонн стояли перед входом в Луксорский храм – расположен примерно в 3-х километрах от карнакского. Считается, что обелиски в Луксорском храме установил Рамсес II Великий, чьи гигантские статуи стоят рядом с обелисками.

Фараон Сети I в 13 веке до н.э. установил опять же в Гелиополе 2 обелиска-гиганта перед одним из храмов и там же в начале 6-го века до н.э. Псамметих II зачем-то поставил еще один (сильно подозреваю, что он использовал заготовку обелиска, которая осталась от более древних времен).

Как в настоящее время обстоят дела с обелисками в Египте?

Один гелиопольский обелиск Сенусерта до сих пор стоит там, где его поставили. Второй разрушился. В Файюме обелиск Сенусерта тоже упал и разбился.
Один из двух обелисков Сети Первого в Гелиополе до наших дней не сохранился.
Из двух обелисков в Луксорском храме в настоящее время один обелиск одиноко возвышается у входа в храм (на фото).
В Карнакском храме стоят два обелиска (один Тутмоса Первого и один хатшепустовский обелиск) – остальные их два обелиска разрушены.
Итак, на сегодняшний день стоят на своих местах 4 обелиска, разрушено - 5. Таким образом, 9 обелисков в том или ином виде остались в Египте.

Теперь подсчитаем, сколько обелисков было вывезено из Египта.

Один обелиск оказался в Константинополе (сейчас – Стамбул). Был привезен в столицу Византии при императоре Феодосии в конце 4 века, потеряв часть своей длины. Это обелиск Тутмоса III из Карнакского храма.

Обелиск в Лондоне на берегу Темзы высотой 20,8 метра был вывезен из Гелиополя еще при Клеопатре и установлен в египетской Александрии. Это был обелиск Тутмоса III, который в начале 19 века был подарен вице-султаном Египта Мохаммедом Али Великобритании, но перевезен в Лондон только в 1877 году.
 
Мохаммед Али вообще был человек не жадный и подарил еще один не принадлежащий себе обелиск из Луксорского храма французскому королю. Гранитная громадина была переправлена в Париж в 1833 году и установлена на площади Согласия.

Второй обелиск Тутмоса III из Гелиополя также поначалу был перевезен при Клеопатре в Александрию и уже в 1881 году очутился в Нью-Йорке, где и стоит сейчас в Центральном парке. Подарок египетского правительства имеет высоту 21,6 метра и вес 244 тонны.

Больше всего египетских обелисков высотой более 20 метров очутилось в Риме - 4.

Латеранский обелиск – это обелиск Тутмоса III, который был привезен в Александрию из Карнака вместе со стамбульским обелиском и в 357 году переправлен в Рим. Вес - 230 тонн. В 1587 году разбитый из-за обрушения обелиск по распоряжению папы Сикста Пятого был восстановлен, но потерял 4 метра первоначальной высоты. Установлен обелиск рядом с Латеранским дворцом на высоком постаменте и его общая высота сейчас составляет 45,7 метра.

Обелиск Фламинио на Пьяцца дель Пополо (Народной площади) был увезен из Египта по приказу императора Октавиана Августа в 10 г. до н.э. На площади был установлен в 1589 году. Утверждается, что этот обелиск Сети из Гелиополя. Его высота 24 метра, с постаментом 36 метров.

Обелиск на площади Монтечиторио высотой около 22 метров и весом 214 тонн предположительно является обелиском Псамметиха из Гелиополя. Привезен в период правления императора Августа в 10 г. до н.э. Был обнаружен под развалинами Рима в 1748 году.

Ватиканский обелиск был привезен в Рим еще в 37 году по распоряжению императора Гая Калигулы и в отличие от других римских обелисков простоял все средние века на том месте, куда его поставили. В 1586 году "обелиск Калигулы" был перенесен на площадь перед Собором Святого Петра. Его высота 25,5 метра. Откуда взялся – неясно. Кто-то сболтнул, что это обелиск фараона Аменемхета II. Но на обелиске нет никаких иероглифов и печатей фараона, что крайне подозрительно: фараоны так не поступали со своими сооружениями – каждая собака должна была знать, чей этот обелиск! Все иные обелиски просто усыпаны "штампами" фараонов и другими надписями. Почему же решили, что ватиканский обелиск был сооружен именно этим фараоном? И где же он был в Египте, до того как римляне его приволокли в Рим? Плиний-старший в своих сочинениях упоминал, что этот обелиск был привезен из Гелиополя. Может быть, это был "не сохранившийся" обелиск фараона Сети? Но Сети тоже не мог возвести это сооружение, не украсив его надписями.  В общем, сплошные вопросы без ответов.

В Риме оказались также несколько небольших древнеегипетских обелисков (не более 7 метров в высоту), но они к теме данной работы не относятся. В столице Италии есть еще 5 обелисков, которые изготавливались в Египте по приказу римских императоров (самый высокий был 16,5 метров) и затем перевозились в Рим, но это уже иная эпоха, когда фараоны стали далекой историей.

Итак, в Древнем Египте было 16 гигантских обелисков, 9 штук в разной степени сохранности там и осталось, а 8 единиц вывезли. Неизвестный «обелиск Калигулы» портит всю стройную картину – из-за него баланс не сходится. Если же предположить, что этот обелиск без надписей представлял собой лишь заготовку, которая так и не была поставлена в виде обелиска (или он был сделан по заказу римлян), то все становится на свои места – из 16 установленных фараонами обелисков в Египте осталось 9, а вывезли 7. Цифры сходятся.

Конечно, 16 гигантских обелисков за более чем трехтысячелетнюю историю Древнего Египта – совсем немного. Пирамид понастроили гораздо больше.

Обелиски – в отличие от самых больших египетских пирамид – находятся на периферии научного и общественного внимания. Когда речь идет о пирамидах в Гизе, то среди историков не утихают споры по следующим темам: кто, когда, каким образом и с какой целью построил эти пирамиды? То же самое касается Сфинкса. А вот про обелиски, в сущности, забыли.

Официальная египтология (которая полагает, что все древние постройки в Египте  построили древние египтяне и никаких тайн здесь быть не может) вообще не видит никаких проблем с обелисками: согнал фараон пару тысяч рабочих в каменоломню, те с помощью забития в гранитную породу деревянных клиньев и использования бронзовых "скребков" изготовили обелиск длиной тридцать метров, потом уволокли за тысячу километров каменюгу весом больше двухсот тонн и поставили в Гелиополе. Какие проблемы? – Все элементарно. Дуракам, вообще, легко жить. Официальная египтология, которая до революции в Египте зимой 2011 года контролировалась «боссом всех боссов» Захи Хавассом, - это скопище "интеллектуалов", которые не видят очевидного. У них под носом стоят самые главные свидетельства наличия на Земле высокоразвитой цивилизации, существовавшей более 5 тысяч лет назад, а им на это наплевать. 

По-моему, вполне очевидно, что тех технологий, которые были у древних египтян эпохи фараонов, было недостаточно для изготовления гигантских гранитных обелисков. Да и с транспортировкой, и установкой этих глыб должны были возникать огромные проблемы.
Если взять обелиски Сенусерта, то сразу бросается в глаза, что обелиск в Гелиополе до сих пор стоит, а пирамида, построенная Сенусертом, уже превратилась в гору камней. Строители его эпохи даже не могли толком уложить крупные камни в пирамиду, а вот обелиски весом более 120 тонн без проблем обтесывали, транспортировали и устанавливали!

Чтобы по настоящему оценить те технологии, которые были у реальных изготовителей обелисков, вам следует посетить Асуан – всех туристов привозят в этом городе к так называемому «незаконченному обелиску» в местных каменоломнях. Он составляет в длину более 40 метров, и его предполагаемый вес был около 1200 тонн!
Этот обелиск не был закончен, потому что по нему пошли трещины в процессе его изготовления. Но ведь, если бы не эта оказия, то его изготовители как-то вытащили бы этакую махину и куда-то перевезли! На чем интересно?..

На этом обелиске хорошо видно, где следы работ по граниту, выполненные рабочими с примитивными инструментами периода фараонов, а где следы тех работников, кто выпиливал обелиск из гранитного массива. Сам обелиск действительно вырезан неизвестным нам инструментом (поверхность вверху почти ровная), а его верхушку совершенно точно обрабатывали более примитивными инструментами. Рабочие какого-то фараона явно пытались доделать незаконченный обелиск, но разрушили его. 

Больше похоже на правду, что обелиски во времена фараонов уже были давным-давно кем-то изготовлены («богами» по терминологии древних египтян), а на долю рабочих фараона выпала задача нанести на них знаки фараона и установить обелиски (что тоже нелегко, но более выполнимо). А возможно, что обелиски уже стояли на своих местах неизвестно, сколько времени, а затем были приспособлены фараонами для своих храмов. А точнее, храмы были построены (или перестроены?) рядом с возвышающимися обелисками.