Четверть века после империи

Андрей Маркин
25 лет назад Беловежские соглашения поставили точку в судьбе СССР.
Крах советской империи лично я пережил безболезненно. Мне, предки которого испокон веку жили в центральной России, не было никакого дела до наших национальных окраин. Я там был в советские годы всего два раза – в Грузии и в Азербайджане. В постсоветские годы не был вообще. Мне все эти бывшие союзные республики нисколько не интересны. Хотя на референдуме 1991 года я голосовал за сохранение Союза ССР.

Более того, такую же незаинтересованность в судьбе союзного государства проявляли в 1991 году и мои однокурсники из Северного Казахстана. Дело тут было, скорее всего, в непонимании того, что происходит на самом деле. Истинную суть событий понимали только обитатели национальных окраин. Уже в постсоветские годы я встречал бывших жителей национальных республик, судьбу которых развал Советского Союза разделил на «до» и «после». Тех же беженцев из Чечни, бросивших там дома и квартиры.

Но, повторюсь, население РСФСР распад Союза даже не почувствовало. Большинству казалось, что вместо СССР теперь у нас СНГ, а жить будем по-прежнему. Эту иллюзию поддерживала и правящая верхушка. Народу было объявлено, что вместо СССР создаётся конфедерация с общими границами, единой армией и прочими прибамбасами.

А когда в конце 1991 года люди рыскали по магазинам в поисках продуктов, их как-то мало интересовало, как называется наша страна и сколько в ней союзных республик. Глядя на пустые магазинные полки, люди в сердцах говорили: «Не ту страну назвали Гондурасом!». Никогда не забуду тот день незадолго до нового, 1992 года, когда я купил себе на ужин пол-булки хлеба и банку маринованных огурцов. Ничего другого в магазине просто не было. Мне казалось, что наступает конец света. Или уже наступил.

Крах СССР по-прежнему окутан всевозможными мифами. При объяснении тех событий любят прибегать к конспирологии. Якобы Горбачёв был агентом ЦРУ и имел задание развалить СССР. На самом деле Михаил Сергеевич пытался реформировать советскую систему, но ситуация вышла из-под контроля. Его попытка опереться на армию в декабре 1991 года ничего не дала, ему все отказали в помощи (как и Николаю II в 1917 году).

Другой миф связан с тем, что конец союзному государству положили Беловежские соглашения. Якобы три президента и развалили Советский Союз. В реальности к моменту встречи в Вискулях в составе СССР оставались всего три республики – РСФСР, Белоруссия и Казахстан. Остальные провозгласили независимость. И президенты, собравшиеся в Беловежской пуще, больше напоминали консилиум врачей у трупа пациента. Проверили зрачки, пощупали пульс: «Ну точно мёртв. Мертвее не бывает».

Мифологизация истории для нас не нова. У сторонников конспирологии просто в голове не укладывается, как процветающая (в 1985 году) страна могла развалиться за несколько лет. Не иначе как враги развалили!

Но я всё-таки склонен считать, что история развивается по объективным законам, и во главу угла нужно ставить экономику. Да, был в истории период мировых империй. Но он закончился в ХХ веке. И вообще, всё сущее рождается, живёт и умирает. Сколько империй было в мире? Римская, Персидская, Османская, Португальская, Испанская, Германская, Австро-Венгерская, Британская. Никого не забыл? Где они все? Развалились со временем. И с чего мы, русские, взяли, будто наша империя будет вечной? Мы и так продержались дольше всех.

Есть в развитии каждой империи период, который условно можно назвать «этапом суперимперии». Это когда государство набирает себе столько территорий и населения, что не в состоянии со всем этим добром управиться. Тогда империи приходит конец.

Именно это и произошло с нами в 1991 году. Пока советская экономика могла тащить на себе всю эту махину - нашу страну, военно-промышленный комплекс и просоветские режимы в третьем мире, империя ещё как-то держалась. Но что творилось в экономике, я видел лично, когда в середине восьмидесятых работал на стройке, заводе и в совхозе. Везде одно и то же – бесхозяйственность и бесконечные «перекуры».

 Бесхозяйственность – это когда заходишь на совхозный склад, а он доверху набит гнилой картошкой, и никому до этого нет дела. Или когда по всему Тюменскому Северу валяются трубы, плиты, кирпичи и брошенная техника. Для меня неудивительно, что наша экономика рухнула. Удивительно, что она так долго продержалась.

В начале 1990-х годов страна стояла на пороге голода. В этих условиях желание сбросить балласт в виде союзных республик и выбираться из кризиса самостоятельно выглядело вполне естественным, тем паче, что сами республики активно рвались к независимости. Сегодня Российская Федерация входит в число стран с самым высоким уровнем жизни на всём постсоветском пространстве. Мигранты из СНГ едут к нам на заработки, а не наоборот. Это ли не доказательство того, что бывшие союзные республики просто паразитировали за счёт РСФСР?

Роспуск империй в послевоенный период был выгоден прежде всего экономически. Бывшие метрополии заключали с бывшими колониями какие-то экономические или военно-политические договора, где-то оставляли военные базы, но при этом снимали с себя всякие социальные обязательства по отношению к местному населению. На смену мировым империям пришли конфедерации государств как новый формат мирового устройства – Британское Содружество, Евросоюз, то же СНГ.

Другое дело, что разделить СССР можно было бы и справедливее. Отпустить Галичину без Украины, Молдавию без Приднестровья, Эстонию без Нарвы, Грузию без Абхазии и Южной Осетии. Но тогда, в 1991 году этого сделано не было – опасались войны всех против всех по югославскому варианту. А сейчас мы ничего уже исправить не сможем.

И не нужно обманываться по поводу Крыма. Это не начало собирания утраченных земель. Это попытка сохранить в своих руках на постсоветском пространстве хоть что-то. Некий рецидив имперского сознания. То обстоятельство, что наши бывшие союзные республики вовсе не горят желанием вернуться в СССР, только подтверждает этот факт.

В том, что люди ностальгируют по утраченной стране, ничего удивительного нет. Ещё свежи в памяти имперские времена. Всё это было совсем недавно, при жизни нашего поколения. Кажется, стоит только сделать усилие, и ты вновь окажешься в СССР. Увы, дорогу во вчерашний день не удалось найти ещё никому. И все попытки оспорить решение о роспуске Советского Союза, опираясь на юридическую казуистику, выглядят по меньшей мере несерьёзно и обречены на провал. Можно десть раз объявить беловежские соглашения недействительными, но бывшие республики не побегут обратно в Союз.

Так что самое лучшее – похоронить империю в своей душе и жить дальше.

P.S. Предвижу, что моя статья понравится далеко не всем. Всем критикам предлагаю вспомнить, что лично они сделали в 1991 году для сохранения единой страны. Я хоть на референдуме тогда голосовал за Cоветский Союз.