Да простят меня мужчины...

Нина Роженко Верба
Да простят меня мужчины, речь пойдет о ...футболе. Нет, я не двинусь  проторенным путем женщин, которые усматривают в этой популярной спортивной игре серьезного соперника в борьбе за мужское внимание. Причитаний на тему — как можно убивать драгоценное время на такое бесполезное занятие! Лучше бы мусор вынес, в магазин сходил, огород вскопал  и так далее по списку -  таких причитаний вы от меня не дождетесь. Более того, женщинам, протоптавшим слоновью тропу на этой бесполезной ниве, я возражу: а как можно часами сидеть в «Одноклассниках» и восторгаться всякими мимимишками и няшками? Или рыдать над приключениями очередной «золушки» из очередного сериала?
Нет, друзья мои, я хочу поговорить о другом.

Я хочу вспомнить футбол моего детства, когда в каждом дворе, в каждом классе, в каждой школе была своя футбольная команда. Лучшего нападающего нашей школьной сборной называли Гарринчей в честь лучшего правого нападающего Бразильской сборной Мануэля дос Сантоса по прозвищу Гарринча. Был у нас свой Пеле и свой Яшин.  Черенков, Дасаев, Хусаинов, Метревели, Бобров, Блохин, Стрельцов, Лобановский... Какие имена! Какой футбол! Наши мальчишки самозабвенно  сражались на школьных, городских соревнованиях и мечтали о большом футболе. Был ли он тогда - большой футбол -  пронизанный тем самым честным соревновательным духом, который и делает спорт спортом? Думаю, был. В 1964 году по инициативе Льва Яшина был организован всесоюзный футбольный турнир «Кожаный мяч», в котором приняли участие — внимание: 170 тысяч футбольных команд! Почти три миллиона  юных футболистов сражались за победу в этом турнире. Нынешний «Кожаный мяч» утратил свою массовость прежде всего в силу экономических причин: содержать команды и возить их на соревнования — удовольствие дорогое, не каждому муниципалитету под силу. Печально, но факт: футбол, как и любой другой вид спорта в наше время становится игрой элитной, мало доступной широким массам.

Когда-то, во времена былинные,  монахи Базельского монастыря иезуитов придумали игру с мячом, который называли не иначе, как «душа дьявола». И пинали они эту «дьявольскую душу» от души, но, видимо, без должного  христианского рвения одолеть отца лжи. В результате в 21-м веке отец лжи одолел столь полюбившуюся  людям игру, иначе, чем объяснить воцарившийся и в футболе дух наживы?

Коммерциализация футбола в последние годы практически убила спортивную составляющую игры. Честное соревнование команд, особенно в отечественном футболе, уходит в былинное прошлое, впору легенды слагать, Современный футбол — это уже не столько спорт, сколько бизнес с элементами шоу, завязанный на фантастических деньгах, поэтому договорные матчи, особенно, в отечественном футболе становятся делом хоть и  по-прежнему грязным, но  вроде как бы и неизбежным. «Бабки» решают все!  Футбольные клубы торгуют игроками, как мясом на рынке. Для того,чтобы играть и выигрывать, теперь не обязательно растить смену, натаскивать мальчишек, терпеливо искать, находить  и учить талантливых игроков. Достаточно прикупить парочку-другую «звезд» - и пусть отрабатывают вложенные в них деньги — приносят победу в клювике.

На мой взгляд, такой подход к  игре разлагает игроков, уничтожает спортивный, соревновательный дух игры. Чемпионат Европы, да и другие крупные футбольные соревнования  раз за разом  показывают полную несостоятельность коммерческого футбола. Во всяком случае, отечественного. Заевшимся миллионерам из нашей сборной не то, что играть — им и ходить-то по полю в облом. Не царское это дело — по мячу стучать.  И напрасно болельщики будут ждать и надеяться на чудо: а вдруг наша сборная заиграет! Не заиграет, так и будут лениво отбывать игровое время, зная, что зарплату свою миллионную все равно получат.  Кстати,  Александр Кокорин и Павел Мамаев после скандальной вечеринки в Монте-Карло, где они шумно и затратно «праздновали» позорное поражение сборной на Чемпионате Европы, получили от Российского футбольного союза премии. Награда нашла «героев» за участие в девяти отборочных турах континентального первенства.  Кокорин получит 19 миллионов рублей, а Мамаев, участвовавший в трех встречах — 11 миллионов. Дотошные блогеры подсчитали, что «за каждую минуту пребывания на поле Кокорин получит 23 457 рублей, а  Мамаев — 80 тысяч 882 рубля. За что эту парочку наградили? А ни за что. Просто такие теперь расценки в отечественном футболе. Аукцион невиданной и глупой щедрости».

Наш футбол скатился  - ниже некуда.  В рейтинге ФИФА мы на 53-м месте.  Дышим в спину Алжиру, Тунису, Албании Узбекистану.

Зато околофутбольный бизнес процветает. Футболки, бейсболки и прочая продукция с символикой любимой команды уходит влет, принося немалые барыши. А как вы оцените тот факт, что самая распространенная реклама на футбольных матчах — это реклама алкоголя? Только вдумайтесь: на спортивных состязаниях продвигают алкоголь! И никого это не удивляет.  Да и сам образ футбольного болельщика как спортивного, трезвого, ведущего здоровый образ жизни человека, постепенно трансформировался в озлобленного фаната, накачанного пивом, а то и чем покрепче, готового крушить всех и все во имя любимой команды.

Околофутбольные фанатские страсти приобретают  угрожающий характер. Вы когда-нибудь видели, какие меры предосторожности предпринимаются перед знаковыми футбольными матчами? Болельщиков досматривают, как в аэропорту, полиция, усиленная армейскими подразделениями образует живые кордоны и коридоры, словно предстоит не спортивная игра двух команд, а битва двух вражеских армий с потерями и жертвами. Фанатские драки и побоища уже никого не удивляют: разбитые витрины, сожженные автомобили, раскуроченные трибуны стадионов — разве это тот праздник, которого мы ожидаем от любимой игры?

Вы когда-нибудь слушали, какие кричалки кричат распаленные игрой фанаты? И заметьте, не  сопливые пацаны, а вполне себе зрелые мужики? В Интернете масса роликов с кричалками, если нервы крепкие, можете послушать, но у нормальных людей уши в трубочку сворачиваются. И вот когда ты слышишь эту низкопробную пошлятину, транслируемую тысячами глоток здоровых взрослых мужчин, то понимаешь:  что-то явно идет не так и не туда. А куда? А если завтра им подкинут другой текст? Не про шляпу и голого мужика, не про бомбу с дырочкой в правом боку и не про грудь известной певицы? А если это будет совсем другой текст? Например что-то вроде «москаляку на гиляку»? Наши соседи уже через это прошли...

Вы спросите, а что же делать? Отвечу честно: не знаю. Если скажу, что  котлеты должны быть отдельно от мух, а спорт — от бизнеса — надо мной не посмеется разве что ленивый. И все-таки другого пути нет. Ведь выгнал когда-то Христос торговцев из храма, так может, пора уже гнать торговцев из спорта?