114. Александр Горбань об этих событиях спустя год

Михаил Самуилович Качан
Интервью у Александра Николаевича Горбаня в 2005 году взяла Надежда Новикова [1].

– Однако в молодости вы были не чужды политических веяний…

– Это было не занятие политикой, а выступление против политического процесса путем надписей на стене. Если говорить высокопарно, власть над духом не властна, и всегда должен быть кто-то, кто встанет и скажет, что у власти есть свои пределы. Так получилось, что в этом месте в этот момент оказался я, правда, не один. За что и получил, хотя и не по полной программе. Исключили из комсомола, университета, по полной было бы посадить на шесть лет. Поскольку мне в этот момент было пятнадцать лет (всем остальным от 19 до 21), прокуратура отказалась возбуждать дело.

– Вам было 15 лет на первом курсе?

Да, потому что окончил десятилетку за восемь лет, но суть не в этом.
Конечно, могли возбудить какое-то странное дело с организатором – 15-летним подростком, но не стали. Правда, когда следствие закончилось, мне было почти восемнадцать. Но не захотели – и слава богу. Спасибо, что последовали закону и проявили гуманность.

Кстати, наблюдая за разными людьми, я выяснил, что самыми отъявленными негодяями были комсомольские активисты.

Следователь КГБ, который вел дело, был очень рад, что дело перешло в общественную организацию, и был потрясён поведением руководителей этой организации. Он сам ходил к университетским профессорам и просил за меня поручиться, но профессора – сидевшие! – отказались. Нет, он не святой, просто у него была государственная точка зрения, поскольку ходил слух, что мальчик очень способный, опора русской физики, таких надо беречь и лелеять.

– И как же дальнейшем сложилась ваша жизнь и карьера с таким пятном?

После я пошёл в омское профтехучилище, работал токарем, рабочий коллектив рекомендовал меня к восстановлению в университете. Университет отказал, написав оскорбительный ответ в горком комсомола.

Самое смешное, директор ПТУ Владимир Кузьмич Арзамасцев стал в этот момент первым секретарём горкома комсомола, и письмо пришло на него.

Он собрал пленум, который решил меня рекомендовать меня в местный пединститут.
После института встал вопрос об аспирантуре, и снова мне не дали рекомендации, омское КГБ было против, хотя и не очень активно. Когда в начале 70-х меня хотел взять один оборонный институт, но безуспешно, мои ученики шутили, что была конференция по мирному использованию Горбаня. О мирном использовании не договорились, зато договорились о нераспространении.

– В общем, жизнь чинила препятствия?..

Да не было, по большому счету, никаких препятствий. Когда тебя сажают в тюрьму или ссылают, как Сахарова, это препятствие, но я все же оппозиционер не такого масштаба. Все проблемы я рассматриваю как жизнь. Ну, не смог я восстановиться в НГУ.

Если бы я помешался и хотел бы учиться только в Новосибирске или только в столичном вузе, я бы обыкновенно пролетел, но при достаточной гибкости просто выбирал то, что мог выбрать.

И люди мне всегда помогали, начиная с того капитана КГБ, который, в отличие университетского проректора, предлагавшего мне быть стукачом, ничего от меня не хотел. Вероятно, у него был достаточный опыт, чтобы понимать, кому можно предлагать, а кому нельзя.

В Омске меня поддержал Владимир Борисович Меламед, ученик выдающегося математика Марка Красносельского. Когда мне нужно было защищать кандидатскую, два замечательных математика – Ольга Александровна Ладыженская и тот же Красносельский нашли провинциальный совет, где никто обо мне не слышал, и помогли защититься. Пусть несколько лет из обучения я упустил, зато, когда защищал докторскую в Институте биофизики СО РАН, люди пришли послушать и стояли в проходах. Это было не поздно и не рано, мне ещё не было сорока.

Читаешь это, и понимаешь, что только стремление к науке самого Горбаня сохранило его талант, только его сильный характер помог преодолеть все препятствия, внезапно возникшие перед пятнадцатилетним мальчиком в Академгородке. Он сейчас спокоен, а у меня ком стоит в горле.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/06/423 
-----------------------------------------------------
   1. Интернет-газета NewsLab.ru. Беседовала Надежда Новикова http://newslab.ru/article/176095