История моей семьи. 1903 год

Наталья Катаева-Вергес
      Утром Иван зашёл к старшему брату.
      - Ну, что? Ты готов? 
      Степан вопросительно взглянул на жену.
      - Никуда он не пойдёт! Дел полно! – сказала, как отрезала, Екатерина. - Ты только женился, детей ещё нет, а у нас семеро по лавкам.
      - Да я что, - растерялся Иван. - Договорились же с вечера.
      - Вчера одно было, сегодня – другое.
      - Ну, тогда, прощевайте…
      - Нехорошо как-то получилось, - сказал Степан, когда Иван ушёл, - все наши заводские там будут.
      - Ничего не случится. Без тебя, небось, всё решат.
      Екатерина занялась делами в избе, а Степан вышел во двор.
                …
      - Степан, Степан! Ивана убили!
      Мальчишка-подмастерье громко застучал в ворота.
      - Как - убили? – сказал Степан, открывая ему.
      Мальчишка запыхался.
      - Убили, убили, многих убили… Ивана тоже…
      На лице его был ужас.
      - Да что случилось-то там, на площади? – спросил Степан побелевшими губами.
      - Убили, убили, - твердил мальчишка…
      Произошло это 11 марта 1903 года (24 марта по новому стилю). Во время забастовки рабочих в Златоусте погибли 69 человек, более 250 были ранены, более 100 арестованы.
                …
       Шло время. В 60-х годах ХХ века решено было установить на площади памятник жертвам расстрела. Начался сбор денег с рабочих, школьников. Все горожане ответственно подходили к этому, работали сверхурочно, выходили на субботники.
       Но горожанам памятник не понравился...
       Вскоре по всем кинотеатрам страны прошёл фильм «Фантомас». Так и стали «за глаза» называть этот памятник. Мне, как и всей нашей семье, было горько и обидно…
       Сейчас памятник стал для горожан привычным, и только приезжие недоумевают при виде его.
      
       P.S.
       У моего прадеда Степана и прабабушки Екатерины было 14 детей. Шестеро умерли во младенчестве. В 1909 году родилась Мария - моя бабушка... Порой я думаю: «Если бы Степан пошёл тогда на площадь и погиб, то не было бы её, моей мамы, а значит, не было бы и меня…

       КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА НЕДОПУСТИМО.