Всё начинается с мечты. 5. Ночь

Игорь Рассказов
5.  Ночь.
 
Пых никак не мог себе представить ночь без звёздного неба. Он во все глаза таращился на одиноко прилаженный светильник на стене, под которым лежала девочка-цветок. Когда она уснула, ему стало так скучно, что он хотел даже заплакать, хотя раньше с ним такого не случалось никогда. Пересилив себя, Пых стал думать о том, что сейчас в лесу хорошо и что там, на небе звёзды, и Шур с Хныкой, наверное, сидят на поваленном дереве и считают их, задрав вверх свои мордочки. Ему захотелось к ним, чтобы не ощущать себя таким одиноким. Стоило ему только обо всём этом подумать, как появился Мармелад Сергеевич и шёпотом произнёс:
- Скучаем?
- Скучаем, - ответил ему тоже шёпотом Пых.
- Тогда надо немного пошалить.
- Зачем?
- Чтоб было не так скучно.
- А нам за это ничего не будет?
- Так, кто про нас подумает? А потом, домовые всегда так делают, - разъяснил Пыху Тыквенный.
- Но я же не домовой…
- Ничего страшного: ты же у меня в гостях по этому самому… Как его? Вспомнил: по обмену опытом. Вот я тебе этот самый опыт и буду менять.
- А на что будешь менять? У меня же ничего нет с собой.
- Совсем ничего? – Мармелад Сергеевич состроил гримасу, мол, когда ничего нет – это не так весело, как хотелось бы. – Ну, раз нет, я тебе сменяю свой опыт в долг.
- Как это?
- Ну, я тебе сегодня всё покажу, а ты мне - в следующий раз. Годится?
- А в следующий раз – это уже будет завтра? – спросил Пых.
- Может завтра, а может и не завтра, а через год, - ответил Тыквенный.
- Так я забуду, если через год.
- А я напомню. У меня знаешь, какая память? Вот что услышу, могу хранить в своей голове долго-долго.
- Целый год?
- Целый год и ещё несколько дней.
- Ух, ты! – удивился Пых.
- А сейчас давай в честь твоего прибытия на мою территорию, устроим Кузьме маленькую трёпку, - предложил Мармелад Сергеевич.
- А это обязательно?
- Ну, а как ты думал развлекаться? Можно ещё залезть в шкаф с посудой и там организовать маленький «тарарам».
- А можно просто без всякого «тарарама»? – Пых посмотрел вопросительно на Тыквенного.
- Можно, только тогда будет совсем скучно и потом, как прикажешь мне передавать тебе опыт? У нас обмен или не обмен?
- Обмен, - подтвердил Пых.
- Вот, должен я тебе что-нибудь показать? Должен.
- А покажи мне книжки, – попросил Пых.
Тыквенный почесал затылок. Ему явно хотелось что-то изобрести шумное, и чтобы на утро обитатели квартиры его помянули «добрым» словом.
- Ну, раз книжки, тогда придётся карабкаться на самый верх.
Пых задрал голову, куда Мармелад Сергеевич показал рукой.
- Так высоко? А зачем они их туда прячут?
- Для порядка. Учти, на это уйдёт уйма времени: туда, сюда, а потом ещё пока найдём самую интересную...
- Так чего мы стоим? Полезли.
- Полезли, - вздохнул Мармелад Сергеевич и стал карабкаться вверх.
Когда они оказались наверху, Пых оглядел всё вокруг и сказал:
- А в лесу красивее. Там столько простора, а тут стены, стены и нет звёзд.
- Чудак, зачем городскому человеку звёзды?
- Чтобы мечтать, - ответил Тыквенному Пых.
- Придумал тоже… А когда тогда работать? В городе мечтать некогда. Только замечтаешься, а тебя «Бац!» и машина может сбить. Нет, что ни говори, а лесной ты житель и тебе наших проблем не понять. Одно слово – темнота. Давай я тебе покажу твой лес в картинах? Вот тут, - Мармелад Сергеевич попытался открыть большущую книжку, - есть всё: и лес, и поля, и реки и даже горы. Я как-то так насмотрелся, что чуть было, не решил перебраться на вечное поселение куда-нибудь поближе к деревьям и птицам.
- И что же?
- Как видишь, восторжествовал разум - остался сугубо городским жителем.
Наконец, Тыквенному удалось раскрыть книжку. На Пыха даже при сумеречном освещении от ночника  уставилось изображение лесной чащи.
- Ну, как?
- Здорово!
- А смотри сюда. - Мармелад Сергеевич перевернул страницу.
- Что это такое? – Пых пальчиками потрогал безбрежную равнину, распластавшуюся во весь лист.
- Море… Кстати, я мечтаю туда попасть. Говорят там очень тепло…
- Мо-ре, - повторил по слогам Пых. – А что такое море?
- Водная стихия.
- Стихия?
- Ага, а ещё по морю можно плавать под парусом. Вот скажи: в твоём лесу есть море? – Тыквенный посмотрел на Пыха с некоторым превосходством. – Нет. Вот и получается, что твой лес, только на половину лес.
- Как это? – Пых уставился на Мармелада Сергеевича.
- А так: если бы в лесу было море, то…
В этот момент послышалось тихое урчание. Тыквенный оборвал свою речь и замер, вглядываясь в сумерки, обступавшие их со всех сторон.
- Чего замолчал? Продолжай… Я тоже послушаю, - промурлыкал кто-то рядом.
- Кто это? – Тыквенный выпучил глаза.
- Чего испугался? Ну, ты и трус Мармелад… Ты что ж,  меня не признал? Кузьма я.
- Как Кузьма? – Тыквенный весь сжался. – А-а-а, ты не в-врёшь?
- Может тебе свои коготки показать?
Тыквенный заикаясь, произнёс:
- В-ве-рю…
- Раз так, то представь меня нашему гостю. Небось, наговорил всяких страхов про меня, мол, деспот и всё такое. - Кузьма вышел из темноты, которая до этого скрывала его от глаз.
- Ни-че-го та-ко-го я н-не г-го-во-ри-л, - стал оправдываться Мармелад Сергеевич.
- Значит, не успел ещё. А чего трясёшься? Замёрз?
- Н-нет, это я от ш-шока, ч-что к-коты ум-меют раз-г-го-ва-р-ри-вать.
- Могу тебя обрадовать: я ещё и пою, когда у меня на душе хорошо. Ну, так ты меня представишь нашему гостю или мне самому?
- С-са-мо-му… - Кивнул утвердительно Тыквенный.
Кузьма приблизил к Пыху свою мордочку, обнюхивая его всего, пока тот изображал из себя по привычке одуванчик.
- Мил и пушист. Как зовут? – Кузьма мурлыкнул, заглядывая в глаза Пыху.
Тот молчал, не зная как реагировать на всё происходящее. На помощь пришёл Тыквенный, которому удалось справиться со своим заиканием. Он произнёс:
- Его зовут Пых.
- Оригинально… - Кузьма ещё раз мурлыкнул. – А меня – Кузей. Я понимаю, что нарушил ваше уединение, но по ночам меня одолевает одиночество, а мне хочется общения. Днём мы коты не разговариваем, а вот ночью можем позволить себе такую роскошь… Да только с кем вести беседы? У Мармелада на уме одни проказы. Кстати, за них почему-то попадает мне. Да? – Кузьма пристально посмотрел на Тыквенного.
- Это всё от незнания реалий. Люди не хотят признавать существование домовых и им легче всё свалить на своих четвероногих питомцев, чем поверить в то, что всегда находится с ними рядом, - сбивчиво объяснил данное недоразумение Мармелад Сергеевич.
- Ну, что сказать по поводу этого? Не лишено смысла и всё же милый друг, в следующий раз, если затеешь какой-нибудь «тарарам», дай знать. Я тоже поучаствую во всём этом, чтоб было уж за что страдать. Обещаешь? – Кузьма ухмыльнулся.
Тыквенный кивнул. Пых наконец-то перевёл дыхание и встал по стойке – «Вольно».
- Слышал я краем уха, что ты из леса. Как там? – Кузьма посмотрел на гостя.
- Хорошо.
- По молодости меня несколько раз брали на природу. Это было что-то: птички, мышки…
- А я что говорил? – шепнул Пыху Мармелад Сергеевич. – Деспот…
- Но-но… слух у меня отменный, а поэтому нет смысла говорить шёпотом - говори всё вслух, чтобы никого не обидеть. А хотите, я вас угощу по-царски? – вдруг предложил Кузьма. – Мне хозяева на ночь налили целую миску молока.
- Хотим! – поспешно ответил и за себя, и за Пыха Тыквенный.

Когда трапеза состоялась, и Мармелад Сергеевич отдуваясь, откатился от миски с молоком в сторону,  у него был такой вид, будто хотел сказать Пыху, мол, вот такие мы гостеприимные. Кузьма, наблюдавший за ними, спросил:
- А почему я вас днём не вижу. Спите, что ли?
Пых пожал плечами. Зато Тыквенный взял и брякнул:
- Это от ограниченности.
- От ограниченности чего? – переспросил его тут же кот.
Поняв, что, расслабившись Мармелад Сергеевич потерял тем самым некоторую бдительность, нанеся не нарочно оскорбление Кузьме, он сразу решил кое-что подкорректировать. Тыквенный начал издалека:
- Ограниченность в смысле способности зрения при дневном свете видеть некоторые предметы…
- И что это будет всегда так?
- Наука об этом умалчивает… - Мармелад Сергеевич сделал печальную мордочку и вдруг просиял: - Можно конечно попробовать один вариант, но…
- Слушай, а давай рискнём? – Ухватился за эту надежду Кузьма.
- Только уговор, если не получится, меня не кусать. Идёт? – Тыквенный важно выпятил грудь.
- Как скажешь.
- Нет, лучше поклянись. Повторяй за мной: если я нарушу своё слово…
- Если я нарушу своё слово… - Кузьма послушно повиновался Мармеладу Сергеевичу.
- Я ослепну, - произнёс Тыквенный. – Ну, ты чего замолчал?
- Думаю. - Кузьма стал чесать своё ухо задней лапой.
- Ты не думай – ты клянись. - Стал на него наседать Тыквенный.
Вмешался Пых:
- Это нехорошая клятва – неправильная. Так нельзя.
-  А как можно? – Тыквенный немного растерялся.
- Я пока не знаю, но так нельзя.
Кузьма мяукнул:
- Вот и мне что-то подсказывает, что всё это какое-то не такое.
Тыквенный пришёл в себя и выдал:
- Суеверные вы какие-то оба. Ладно, давай без клятвы, - обратился он к Кузьме, - но учти: куснёшь -  я на тебя порчу нашлю.
- Что я маленький?
- Вас котов не угадаешь: когда вы добрые, а когда себе на уме. Так вот, вариант такой: надо тебе приобрести очки. Люди, когда плохо видят, одевают себе на нос такие стёклышки. Кстати, у твоей хозяйки эти самые очки есть.
- Это у неё, - Кузьма мяукнул. – Она не даст.
- Так нам только на время, чтобы только провести испытание. Опять же ночью она спит и они ей не нужны. Я видел, как она их перед сном складывает на тумбочку возле кровати. Мы сейчас туда проберёмся, и ты их примеришь.
- А смысл? Ночью я и без них вас различаю, а вот днём…
- Вообще-то ты прав. - Тыквенный почесал себя под мышкой.
Пых произнёс:
- День – это свет, а ночью свет – это… - он показал рукой на тусклый светильник на стене.
- Молодец! Спасибо за подсказку! – Тыквенный обрадовался и стал вращать глазами. – Итак, наша задача: взять очки, уединиться в изолированном помещении, включить свет и станет ясно – подходит тебе этот вариант или нет. Пошли!
Смешная процессия направилась в спальню, где на тумбочке у хозяйки квартиры лежали очки. Стоило им перешагнуть порог, как тишину нарушило чьё-то хрюканье. Тыквенный и Кузьма продолжали движение. Пых остановился и сказал тихо-тихо:
- А откуда здесь взялся кабан?
- Кабан? - переспросил Мармелад Сергеевич. – Это что ещё за фрукт?
- Это не фрукт. Это непредсказуемый житель леса, - пояснил ему Пых.
- И где он? - Тыквенный стал оглядывать по сторонам.
- Судя по звукам, там, - Пых показал рукой в сторону кровати.
- А что он там делает? – Мармелад Сергеевич стал говорить ещё тише.
- Не знаю. Может, в гости приехал?
Кузьма хмыкнул:
- Это храпит хозяин. Чего переполошились?
- Точно? Фу ты, перепугал. - Тыквенный укоризненно посмотрел на Пыха. – Так можно сердечный приступ заработать.
- А чего его пугаться, кабана-то? Он не злой, он справедливый и ещё… - стал оправдываться Пых.
- Тише… по-моему они не спят, - Кузьма накрыл рот Пыху мягкой лапой. – Нет, показалось.

Когда очки оказались у них, все втроём заперлись в ванной и стали, как выразился Тыквенный, проводить испытание. Кое-как водрузили Кузьме на голову очки. Мармелад Сергеевич включил свет и…
- Ну, как?
- Как в тумане, - ответил Тыквенному Кузьма.
- А нас видишь?
- Нет. Может, это очки какие-то неправильные?
- А теперь? – Мармелад Сергеевич потушил свет.
- Вижу, но в очках вы какие-то расплывчатые.
Пых сказал:
- Наверное, эти очки не предназначены для котов.
- Чепуха! Надо к ним только привыкнуть. - Тыквенный стал размахивать короткими руками.
- А сколько надо к ним привыкать? – поинтересовался Кузьма.
- Долго, - признался Мармелад Сергеевич и, почесав себя под мышкой, вздохнул: - А времени у нас столько нет.
Пых предложил:
- Надо его показать нашей Сове. Она мудрая и может что-нибудь придумать. Ты напросись в следующий раз в лес с хозяевами, а я уж устрою встречу с ней, и заодно покажу лес, познакомлю с его обитателями.
- Так я тоже тогда поеду, по этом самому обмену. Правда? – обрадовался Тыквенный.
- Конечно! - Пых улыбнулся.
- Ты меня заинтриговал. - Кузьма уставился на потолок. – Жаль, конечно, что очки не подошли, зато появился повод посмотреть ещё раз на лес.
Они вернули на место очки и, усевшись на диван, стали рассказывать по очереди забавные истории из своей жизни. Месяц заглянул в окно, посмотрел на этих существ, разных и в чём-то похожих друг на друга. Порадовался про себя, что они такие и проследовал дальше своим маршрутом, разглядывая в окнах спящих людей и блуждающих по их квартирам сказочных персонажей. Ему не надо было обзаводиться очками. Месяц видел и одних, и других. Надо заметить, что этой способностью порой наделяются и люди, но только добрые и честные. Вы зададите вопрос: «А много ли таких счастливчиков?» Ответ на него вам подскажет ваша наблюдательность.