Нечисть и ее козни

Алексей Малышев Сказитель
  НЕЧИСТЬ


Много слышал я народных рассказов о явлениях вражьих сил в природе. Скажет кто-то, зачем такое рассказывать. Но пусть люди узнают, от чего защищают их святые молитвы, от чего они избавлены.


Рассказывала мне о водяной русалке моя бабушка. Жили они в Ирбейском уезде. Она тогда была еще молодкой и должна была носить воду из речки. По утрам она с коромыслом и ведрами бегала за водой на туманный и сырой берег сибирской реки.
Однажды взяла она  ведра и отправилась по узкой тропке к берегу. Молодка  уже спускалась к воде. Река была затянута туманом, но у воды наша молодка увидела сидящую на мостках девушку. У нее были длинные волосы и рубаха до пят.


При приближении человека, странная девица незнакомка, плавно и бесшумно, как рыба, соскользнула с мостков в темную реку и ушла в нее с головой. Вода над ней сомкнулась. Место снова окутал туман, и она никогда уже не всплыла. Ушла, как говориться, с концами. Подождав немного, испуганная молодка перекрестилась, осторожно с берега набрала воды и тогда уже только догадалась, что видела водяную нечисть, названную в народе русалкой. Русалка появляется у воды и может даже увлечь своими чарами под воду.


Еще страшнее слышал я случай в том же уезде с отчаявшимся мужиком. Умерла у земляка молодая жена. Хороший и работящий крестьянин остался без жены с пятью детьми. Время было перед войной. Работы по дому и в поле было невпроворот, пахали от зари до темна,  при общей сельской артели. Наконец мужик совсем измучился, от усталости дошел до отчаяния и пришла к нему страшная мысль - удавиться.
Об этом он никому не сказал, чтобы не огорчить детей. Но думал об этом постоянно. Он, будучи отцом, стремился побольше сделать по дому, так как жалел деток и хотел, чтобы им меньше осталось от него забот.
Наконец и нечисть, любящая такие мысли у грешников, обратила на него внимание.

Однажды вечером он вышел на двор и увидал с удивлением  незнакомых гуляющих парней, словно цыган, на телеге. Они в большом числе подъехали к его дому и весело позвали его ехать веселиться с ними. Ему, уставшему от серой работы, это предложение понравилось. Он зашел в дом и сказал дочери, что поедет с гостями на телеге. На что удивленная дочь сказала; » Тятя, с кем ты поедешь? Ведь на дворе же никого нет!»

Но отец уже решил ехать и вышел из дому. Веселые гости в красных рубашонках и с гармонями усадили его меж собой на телегу и повезли прочь из родного села в лес. Мнимый самоубийца тоже развеселился и даже не думал, куда его везут. Жизнь с гулящими гостями показалась ему праздником.


Вдруг в веселой суматохе он заметил, что за телегой из кустов выволокли и тащат с побоями и ругательствами какую-то несчастную девушку. Когда друзья гостей подтащили ее, избивая, к телеге, наш очевидец похолодел от ужаса. Он сразу узнал в несчастной пленнице  спутников утонувшую девушку из его села. Утопленница была вся, как живая,и страдала ужасно и наш свидетель знал, что утопила она себя сама добровольно. А веселые гости издевались над ней, не прекращая песен и неистовых танцев.

Вдруг наш грешник понял, что вокруг него нечисть в обличье людей и робко начал про себя молиться. Сразу же ближний к нему краснорубашечник догадался и закричал на него с яростью; «Что это ты делаешь?!» И тут же со страшной звериной силой ударил нашего мужика по лицу. Он в миг потерял сознание.
Очнулся грешный отец в темноте на незнакомой дороге. В дали за рекой виднелся костер. Не зная места и пути домой, стуча зубами от страха, грешник снова и снова твердил знакомые молитвы.


Вдруг даже костер за рекой исчез, словно и не существовал вовсе. А спустя некоторое время по дороге подъехал местный поселянин. Он и помог нашему страдальцу вернуться домой. Оказалось, что до родного дома десятки верст и он долго добирался домой. Но с тех пор стал крепко верующим человеком и никогда не позволял себе даже думать о страшном смертном грехе самоубийства.
  Самый страшный случай явления нечисти рассказывала выжившая после него девушка из Ирбейского уезда.


Когда началась первая мировая война четырнадцатого года, все женихи и отцы ушли на войну. А трем девушкам подружкам стало со временем очень скучно. И сильно захотелось им повеселиться и выпить с парнями. А ждать с войны своих ребят показалось тяжко.
 
И дошли они до великого греха, и стали они мечтать о такой лихой веселой пирушке. Искать стали и ждать к тому повода. Надо ли говорить, что и по нраву они были весьма далекие от скромности и благочестия, насмешницы и мясоеды. И не думали они как страшно все это им обернется.

Делать так было нельзя, поскольку война есть общее горе и следует отложить общие забавы до победы. Иначе выходит кощунство над смертью людей, и пляски как бы на костях вместе с нечистью, которая тоже радуется, видя горе и смерть добрых людей.
Но лихие девицы уже запасали самогон для гулянки да только ждали повода. И жуткие черти словно услыхали их.

Однажды зловещим поздним вечером, откуда ни возьмись, к их дому на краю деревни подъехали на телеге веселые незнакомцы. Три девушки по привычке сидели на заваленке вместе, развлекаясь пересудами.


Услышав гармошки и смех, они обрадовались и выскочив на крыльцо, позвали гостей в дом. Веселые парни в красных рубашках заполнили дом весельем. Девушки достали из тайничка самогону, накрыли стол и начали петь и плясать с нескромными гостями.
В разгар веселья младшая подружка обронила деревянную ложку со стола. Наклонившись за ней молодка с ужасом увидела, что у ближнего парня на ногах из портов вместо сапог торчат скотские копыта.


       Догадавшись, что в доме гуляет нечисть, молодка задрожала от страха и не подав виду, потихоньку выбралась из избы на улицу. Здесь она бросилась бежать так быстро, что опомнилась только в родном доме. Чем кончилась та безвременная гульба она не знала, а вернутья просто побоялась.
Наконец, через два-три дня, по селу прошел слух, что ее подружки пропали. Когда встревоженные люди вошли в тот дом на отшибе, на столе все было пусто и от пира не осталось никаких следов. Исчезли и насмешницы-девушки.



Страшная тайна открылась, когда родные решили проверить большой погреб. Там во мраке и сырости при свете свечных огарков раздались крики ужаса. В большой бочке с квашеной капустой было полно кусков человеческих тел. Там лежали пропавшие подружки, кем-то разорванные на безобразные куски.


Никакого объяснения такому зверству найдено не было. Это сделали те веселые незнакомцы, явившиеся и сгинувшие неизвестно откуда и куда. Говоря церковным языком, грешных девушек просто разорвали бесы.
Истории эти собеседник мой, слышал от своих знакомых, а  произошло это в одном из дальних сел Ирбейского уезда.


Опять скажешь, не тронет меня зло. Не зарекайся. Замечено, что когда время лихое приходит, и нечисть такое вытворяет, что диву даешься. Одна есть причина, что теперь она меньше на вид вылезает - сам человек себя губит день и ночь. Ей это надо, она от этого отдых имеет и радуется, что человек, например, сам спился и умер.

Но самая страшная история случилась во время войны в селе под Ирбеем. Говорят люди, что жили там две сестры, заметные невесты. Перед самой войной появились у них женихи, но долго пожить с ними они не успели, как призвали суженых на войну. Но эти мужья были не от Бога, а от дьявола. Бывает и так. Но невесты видели только одно земное и желали с теми мужьями жить вместе.


Разбила тут война людские планы, и надо было примириться с волей Господа, и не требовать исполнения своей воли. Но не таковы были наши сестры. Хотели они, во что бы то не стало, увидеть своих женихов. Они по ним очень тосковали, и оказалась их печаль так неугодна Богу, что послано им было страшное наказание.
Однажды поздно вечером пошел по дому какой-то жуткий холодок и забились в тревоге сердца сестер. Жили они вместе на окраине деревни в родительском доме. Когда опустился на усталую деревню непроглядный сумрак, уже заполночь в дверь дома постучали гости.
Очень удивившись, сестры пошли открывать и в свете керосиновой лампы увидели со страхом и удивлением изможденные лица своих пропавших на войне женихов. Явились им женихи в длинных фронтовых шинелях, какие-то мрачные и молчаливые, с неземным блеском в глазах.


Ах, если бы только знать сестрам, кто к ним пожаловал! Но давно забыли они о крестном знамении, о Боге и церкви. Этим и воспользовалась злобная нечисть. Приняв только призрачную внешность грешных женихов подкрались к сестрам злые духи.
Сестры же ничего не заподозрили, не зная тогда что нет уже на свете тех людей, что сидят с ними за столом и ждут ужина. Лежат их женихи на далеком фронте в сырой земле.

Увлеклись молодые женщины ужином, собирая на стол все самое лучшее. Никогда бы не понять им грешным козней лукавых призраков, если бы не милосердие Господне. Сжалился над младшей сестрой Господь и тревожно забилось ее сердце. То ли от волнения, то ли так Богу было угодно, что уронила младшая сестра ложку на пол. И когда опустилась, чтобы поднять ее, замерла от ужаса.
Гости-то вели себя странно и скованно. Пройдя в дом, не скинули они своих длинных шинелей, а так и ждали ужина в них за столом. И когда упала ложка на пол, увидела младшенькая, что нет на гостях сапог, как живым людям всем положено. Торчат из под серых шинелей в полумраке ужасные скотские копыта! Осенило ее страшной логадкою. Да то ж бесы!


Едва не умерла сестренка от ужаса и не помня себя встала из за стола, отпросилась у сестры и сломя голову убежала из страшного дома.
Не подумала она в ужасе о сестренке своей старшенькой. А она так в доме и осталась.

Утром вернулась сестра в дом, зовет старшую, хочет увидеть ее, а она голос-то и не подает. Вошла младшая в избу, а женихов вчерашних и след простыл. Нет в пустой избе никого. Прошла девка в спальню и как закричит. Лежит там под одеялом на кровати ее сестра мертвая и холодная. Видно было, что после ужина хотели лечь они с женихом, да вдруг без всякой причины остановилось у сестры сердце. А может и от ужаса. Только представить, что открылось, как снял нечистый жених с себя человеческую одежду. Легко можно от такого зрелища умереть.

Не нашлось внезапной смерти никакого объяснения. Исчезли те проклятые убийцы – женихи навсегда. Никто не видел их в тот вечер в идущими по деревне, и никто не видел их уходящими утром.
Явились эти демоны только сестрам, чтобы умертвить их за грехи, если удастся. Но одну Господь пожалел и спас страхом, что бы вернуть ей веру ценою страшного искушения.
Только в самом конце войны пришли страшные казенные конверты с далекого фронта – пали смертью храбрых те самые грешные мужики и никак не могли бы явится в деревне тем вечером.

Многообразна и хитра нечистая сила, но ничего не может она сама собою, а только пугает нас. Вся сила и власть над ней находится у единого Бога и Спасителя нашего. Прогоняет ее и сжигает Сила Святого Креста. Пусть строятся повсюду святые церкви, а люди пусть слушают своих священников, прося себе у Бога всякого достатка и счастья.