Современное искусство как трансмиссия развития

Наталья Наринян
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ТРАНСМИССИЯ
РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Сегодня одна из острых проблем – соответствие установившихся институтов непрерывно видоизменяющейся институциональной среде. Существующие конструкции исторически и политически обусловленных институциональных надстроек, мировоззрений относительно удовлетворительны. Но по существу они приемлемы для общества, в котором отсутствовало бы какое-либо естественное развитие. Современное институциональное пространство ограничено весьма консервативной устоявшейся архитектурой, и поэтому страдает, неполноценно, не целостно из-за отсутствия в самих институтах некоторой составляющей. Это недостающее звено могло бы бесконфликтно и непрерывно преобразовывать в определённых рамках конкретный институт и одновременно само преобразовываться в унисон с духом и особенностями того времени, в котором оно находится в действительности. Причём, несмотря на тенденции глобализации по всему пространству ноосферы, отсутствующая в настоящем частица институциональной структуры должна проектироваться и развиваться непременно на территории того государства, к гражданам которого причисляют сами себя институциональные агенты. Это же относится и к располагаемым средствам.
В современном российском обществе так всё сформировано, что практически любому начальствующему субъекту, вместе с соответствующим экономическим и бухгалтерским аппаратом, не всегда выгодно введение каких-либо новшеств, рационализаторских предложений, применение новейших открытий. Основная причина этого – большие затраты для нововведений, необходимость громоздких вычислений прогнозируемой рентабельности по проектируемым преобразованиям. Непосильным для руководства порой становится и сложность убеждения в целесообразности конкретных преобразований стоящего на уровень выше управляющего слоя, от которого для всех действий необходимо получать официальное разрешение. Тормозом в таких случаях является опасение неудачных преобразований, по непредвиденным заранее причинам.
Иногда достаточно ценные разработки учёных официально отвергаются, в то время как сами идеи таких работ используются надстройкой в своих интересах, нередко в тайне от автора изобретений. Например, отвергнутые ещё в перестроечное время (1985 – 1992 г.г.) экономические модели д.э.н. Белкина В.Д. о полезности введения параллельных внутренних валют были относительно успешно применены в банковской системе тех лет по международным расчётам. На практике имело место применение так называемого инвалютного рубля, являвшегося безналичным, курс по которому отличался от биржевого курса [1].
Популяризация и привлекательность в начале 90-х г.г. системы кредитования населения и организаций у нас в стране взращивались на первых порах льготным беспроцентным кредитованием весьма узкого слоя казённых сотрудников. Чаще всего абсолютно все экспериментальные пилотные кредиты погашались за счёт фондов организаций. То есть они попросту «прощались» в конце каждого финансового года. Это явление можно было бы косвенно отнести к уходу опытной бухгалтерии от чрезмерного налогообложения. Сотрудник получал кредит, который ему погашался, но налог с кредитной суммы никому не платил. И сама организация при этом, предоставляя льготный кредит, никаких процентных отчислений никому не была должна.  Таким образом, идея выгодности использования кредитов была, что называется всеми правдами и неправдами, успешно привита нашему этносу.
Однако, поскольку наша экономика заметно отличается от западной, абсолютно все правила по кредитованию в развитых европейских государствах никак не могут работать у нас. Поэтому трансплантируемые, заимствованные иностранные институты кредитования работают, вопреки ожиданиям, без должного успеха. Нередко кредитование в нашей стране даже опасно для заёмщиков, так как, и для физических и для юридических лиц, существует высоковероятная угроза попадания в «долговую яму», разорения.
Выгодность для государства того времени в создании слоя лиц, обладающих относительно крупной безналичной денежной массой, обуславливалась по-видимому, оптимистичным намерением властей интенсивно развивать биржевое и рыночное дело. При этом были созданы привлекательные условия по сбережению безналичной (легко контролируемой сверху) массы денежных средств: мобильность и оперативность конвертации, выгодные проценты, начисление процентов на проценты и т.п. Цель созданных условий сбережений того времени, как, очевидно, предполагалось регуляторами, непременное неиспользование большей части накоплений физическими лицами, в ожидании прибыльного и стабильного дохода.
Порой защитная институциональная оболочка экономического или производственного организма функционирует только формально. «Необходимым и достаточным условием согласования процессов, имеющих системное значение для предприятия, является трансакционный способ этого согласования. Формально функциональное согласование, диктуемое технологией, … не является достаточным условием его эффективности» [2].
Система фиксации и применения оформленных авторских прав и изобретений в нашем государстве никак не развивается. Уже давно большинство изобретений легче применять и ставить на конвейер в других странах, а не у нас. Созданные новейшие учреждения типа Сколкова решают лишь обрывочные, точечные, фрагментарные проблемы.
В целом позитивные патриархальные устои не позволяют в должной мере поддерживать всё новое, включая искусство, всё, что создаётся и производится достаточно талантливыми людьми молодого и среднего возраста.
Не отличающиеся разнообразием вкусы уважаемых надстройкой авторитетов радио и телевидения пускают на самотёк предпочитаемые узким слоем населения не привлекательные для многих телепередачи, например, преобразованные старинные песни, пересмотренные до дыр кинофильмы и т.п. Средний возраст обсуждаемых героев ток-шоу, распространённых на западный манер, намного превышает средний возраст выдающихся личностей в целом по стране. У нас в государстве вообще мало телепередач, изобретённых отечественными профессионалами. В основном, все идеи заимствуются из западного мира киноискусства.
В нашем официально провозглашённом демократическом государстве неравномерно, с перегибами на вкусы военных и полицейских, представлены практически все передачи телевидения, включая художественные фильмы.
Никак не контролируемое простыми телезрителями засилье однообразной популярной музыки на радио и телевидении не допускает приобретения достаточной размерности институционального пространства для иных музыкальных направлений: рок, реп, шансон, хаус, нью-эйдж и другие.
Зачастую создаются отечественные популярные музыкальные произведения при заимствовании наиболее успешных иностранных мелодий.
Многими известными людьми не только в нашем государстве замечено, что время как бы перестало существовать [3]. Время, по их мнению, не движется уже довольно давно, примерно с начала прошлого века. С такой позиции, времени как будто не было, нет и не будет. Стрелки каких-то больших невидимых часов прекратили своё существование. Никто не понимает, хорошо это или плохо, а может быть нейтрально. С другой стороны, человек, освобождённый от всего наносного, искусственного, привнесённого извне в его сущность обществом, может оказаться вообще вне какого-либо времени. А человек, подобно годовым кольцам деревьев, определяется и характеризуется только лишь в контексте пластов конкретного времени и обстановки, при которых идёт его жизнь [4].
Каждый современный индивид всё более ощутимо осознаёт, что он бессилен повлиять на какие-либо глобальные процессы в обществе. Но, хотя эти факты постоянно внушаются человеку с помощью средств массовой информации, всё-таки существует надежда, что может обнаружиться достаточно большое количество по-своему сильных людей, способных повлиять на происходящее.
В нашем мире довольно подобострастно относятся ко всему, что подпадает под определение «классика». Представляется, что «классике» вообще уделяется чрезмерное превозношение, вместе с нередким игнорированием новейших течений в искусстве. Будь то живопись, музыка, литература и т.п.
Следует отметить, что не всё классическое приемлемо для каждого отдельного этноса. Некоторая музыка из прошлого способна нанести моральный и даже физический вред «идеологически чуждым» автору слушателям, лицам из общественных прослоек кардинально иного мировоззрения. Например, музыка и литература, предпочитаемая диктаторами прошлого. Хотя такие произведения могут помочь в понимании психологии и характера ушедших в небытие тиранов.
Таким образом, немаловажно понимать, у каких этносов и эгрегоров до нас превозносились конкретные музыкальные произведения, какие изначальные цели ставились при создании музыки композиторами.
Сейчас уже имеются научные исследования по влиянию музыкальных произведений на умы и взгляды людей, слушателей, на их настроение и даже на здоровье [5]. Существует музыка, благотворно влияющая на отдельные проблемные точки организма человека. Но есть произведения, побуждающие к разрушительным действиям. В связи с этим, полезно было бы дополнительно создать такие искусствоведческие институты, которые могли бы оценивать новые произведения не только по экспертной шкале «искусства», но и с точки зрения возможной силы воздействия произведений на оппонентов, их влияния на различные слои общества.
Необходимо заметить, что на первом месте всё же должно быть искусство, талант, а потом уже степень влияния произведения на умы людей.
Таким образом, в данных направлениях имеется потребность нежёсткого, не тотального, но всё-таки контроля специалистов-искусствоведов.
Хочется надеяться и верить, что современное искусство способно выполнять роль важной детали, быть неотъемлемой частью двигателя не только научно-технического, но и обще-цивилизационного прогресса в нашем обществе сегодня, завтра и в будущем. Ведь оно способно формировать человека с определёнными, заранее заданными, запрограммированными свойствами.
Следует также подчеркнуть, что всякий институт, как структурированная система, вместе с распространёнными по приемлемости установками конкретных признаков «эталонного» индивида, включая репутацию, нравственность и прочее, никак не должен представляться несущимся сверхобразцовым локомотивом, сметающим всё не угодное на рельсовом пути мнимо-целостного (пока что на сегодняшний день) пространства. Институты сами по себе не должны обладать признаками фашизма (что в переводе «связка», «объединённое»). Институциональная ноосфера не должна себе позволять слишком жёсткое нарушение частной неприкосновенности каждого субъекта, независимо от его характеристик и качеств, и не взирая на то, к целостной системе относится субъект или нет. Указанное нарушение личных свобод в первую очередь касается знаменитых людей искусства, не всегда желающих афишировать секреты своей личной жизни.
В США нарушение частной жизни строго карается законом, а в России аналогичные законы находятся пока ещё в зачаточном состоянии.
Институциональные корни и пережитки весьма непростого развития нашей страны должны давать возможность всем людям, независимо от их поступков, судимостей в прошлом, замеченных неверных шагов; право на жизнь и работу, и в некоторых индивидуальных случаях даже достигать определённых творческих вершин.
Склонное к патриархальным устоям общество, взявшее за основу эталона нравственности религиозные догмы, противоречит само себе, если отступает от основной религиозной догмы: уметь прощать, быть милостивыми, великодушными, не держать зла, стараться любить даже врагов.
Кроме того, агенты институтов не должны рассматривать потенциального субъекта-сотрудника с точки зрения личной жизни и семейного положения. У нас уже введён закон о запрете учёта возраста соискателя трудовой деятельности, а анкетирование семейного статуса ещё не отменено, хотя по сути является дискриминационным. Этот обманчивый репутационный признак олицетворяет попытку завуалировать проблемы существующей различной степени темперамента человека. Поэтому в таком деликатном вопросе не стоит создавать институциональные стандарты, чтобы не превратить граждан конкретного государства в ассиметричную, хотя и целостную, группировку чрезмерно южного либо чересчур северного направления.
Таким образом, для институциональных классификаторов не должен быть значимым фактор, иллюстрирующий степень целостности субъекта, как единицы исследования. В таком ключе целостность могла бы быть наглядно представлена в виде горы золотых монет на необитаемом острове при отсутствии каких-либо продуктов питания.


Литература

1. Белкин В.Д. Параллельный рубль и системная сбалансированность экономики / Избранные труды, т.2, Москва, ЦЭМИ РАН, 2015.
2. Зотов В.В., Пресняков В.Ф. Институциональная оболочка и трансакционная конфигурация хозяйствующих субъектов / Экономическая наука современной России, № 2 (69), Москва, 2015.
3. Сименон Ж. Я диктую / Москва, Прогресс, 1984.
4. Балахонов В.Е. Сименон вспоминает / Предисловие к книге Сименон Ж. Я диктую / Москва, Прогресс, 1984.
5. Рыжов Ю.Н. Основы музыкальной терапии как метод трансформации сознания и личности / автореферат диссертации, Ярославль, 2009.

По материалам представлено секционное сообщение и опубликованы тезисы в сборнике трудов Международной конференции "Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения", Москва, ГУУ, 2015 г.