Притомный

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2016 12 06
Редакция 2017 01 04



Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. точечно или фрагментарно изменён или дополнен,
найденные ошибки исправлены;
см.  выше дату "ближайшей редакции".





Лидия Кузьмина-Сапогова

ПРИТОМНЫЙ 

(ниже - фрагмент незавершённого романа,   
часть 3я,
отрывок главы «Архив мне свидетель» -
из черновиков, материал в рабочем состоянии)


Cловарь В.И. Даля:
ПРИТОМНЫЙ - "сущ., муж. свидетель, бытчик, очевидец, видок; кто был при том, о чем речь идет. Допросить притомных"...)


            


                «Труп нашли в предутренней росе,
Не хотел он быть таким, как все.

Иоганнес Роберт Бехер «В целом классе был он одинок»




«Я совершил тягчайший из грехов,
Я не был счастлив, нет мне оправданья»...

Хорхе Луис Борхес «Угрызение»



«Есть дурной и хороший есть глаз,
Только лучше б ничей не следил:
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил...»

Александр Блок



"Лишь уста открою — лгу,
Я рассечь узлов не смею,
А распутать не умею,
Покориться не могу.
Лгу, чтоб верить, чтобы жить,
И во лжи моей тоскую.
Пусть же петлю роковую,
Жизни спутанную нить,
Цепи рабства и любви,
Все, пред чем я полон страхом,
Рассекут единым взмахом,
Парка, ножницы твои"!

Дмитрий Мережковский "Парки"
1892


"Зевс:
Ты устраивай подмостки и приготовляй места для тех, кто придет, а ты приведи жизни и расставь их по порядку. Но сперва почисть и принаряди их, чтобы они показались красивыми с лица и привлекли возможно больше покупателей. А ты, Гермес, будь глашатаем и созывай покупателей".

Лукиан Самосатский «Продажа жизней с аукциона»





---Контекст фрагмента:

по невыясненной причине, при странных обстоятельствах уходит из жизни второстепенный персонаж.
Его архив временно доступен давней (неблизкой) знакомой.
Она отыскивает записи (упорядоченные и разрозненные –
в тетрадях, блокнотах, на разных листах, бумажных обрывках, на самых неподходящих предметах);
письма;
документы,
рисунки, схемы, предметы,
и др.,
вызывающие недоумение как минимум,
позволяющие сделать предположения, противоречащие официальной версии.

Поводов задуматься, предпринять собственное расследование более чем достаточно.
Как и обстоятельств, препятствующих этому.
Выбор? ---


       Архив в полном хронологическом, тематическом… в беспорядке,  короче. Несмотря на личную просьбу владельца, ощущение вторжения в чужую приватность сохранялось.
Однако, сделав первый шаг, я утонула. Если бы не повседневные заботы, успела бы, сделала бы все возможное раньше, но кто их отменит? Только в свободное время.
Не буду, подобно практически всем архивокопателям, сетовать на почерк и малопонятные сокращения,
скажу один раз со всем накалом чувств: блин!
Кто делал – знает.
Ласково напоминая себе, что писалось не для моего удобства, я стойко продиралась, в особо тяжелых случаях откладывая непонятое в отдельную стопу. Сложно было систематизировать – все испещрено пометками, зачёркнуто, выделено, заштриховано и пр.. Перемешаны выписки, цитаты, отрывки прозы, стихи, письма и прочее. Как он сам в этом ориентировался, спрашивается?

Особенное –
не просто непонятное, но настораживающее легло в отдельный короб. Немало набралось.
Наводит на мысли, которых страшусь - и не гоню, как дающие надежду.
Может быть, это всё же не он? Я не знала его совсем близко, но...
Вот у Бродского: «…Причин на свете нет, есть только следствия. И люди жертвы следствий».
Стал ли он жертвой следствия – и не в одном смысле?
Всё ли учли в процессе следствия?
Надо встретиться с N. Самой не разобраться.


Лишь несколько примеров из того короба – и не самые. Что конкретно в них вызвало подозрение и смятение даже, сформулирую позже, перечитывая – пока отбор на уровне чуйки.
Вот чую!

       №1 запись на чеке (почерк его):

«Смотрю на тонкий ручеёк запястья
и знака жду. Хотя бы намекни!
Нашёл определенье слову «счастье».
Прошу, Господь, не продлевай мне дни».

Дальше «О счас» -  и низ чека оторван. Его нет в архиве.


       №2 на обороте письма (оно без подписи, почерк самого письма 100% чужой…хотя и по форме ясно), каллиграфически безупречного – вот текст :

«Мои русски ясык нет  очен харошй но я пижу ответ. Твои писмо мы поилучили. Зафтра купим русскую главиатур тогдо ответить тебя. Уменя эст интернет но где он жйвёт там нет. Я жйву  ветом квартире где ты был и я помню тебя.Пака. Первая писма былa ппузтои»). –

его почерком:

--- три перечёркнутых даты – все за несколько дней до гибели. Одна обведена ромбом. Ромбом!

--- там же фразы:
*«американская дуэль, варианты»
**«из той куколки, пупсика…и такая баб…очка»
***"се ля ви комм а ля герр"

--- и снова там же его запись:
 «Редкий случай когда неправым быть радостно.- Кто?? Он??? Нельзя подозревать всех. Тогда уж сразу взять шнурок шелковый. Не знаю, кого подозревал Р. Потом ведь выяснилось – да, стукач был. Князь Ветренский».

      
       №3 отпечатано на принтере, датировано - примерно за полгода до...,правка его рукой, аккуратно, сверху
он же приписал одну строчку:
"Нижесказанное мной - встану фертом - не является публичной офертой".


1
Свидетель двух тысячелетий -
Переплываю Ахерон.
Коцит переходил по плечи
И близко видел Флегетон.
А Стикс? В бессильи замираю,
И осторожнее трикрат.
Да мне ль теперь мечтать о рае?
Я утопиться в Лете рад.

2
Залечил ожоги Флегетона
И в Коците побывал по плечи.
Миновав рубеж тысячелетий,
Проплыву сквозь волны Ахерона.

Нет защиты, помощи, везенья,
Стикс невдалеке рокочет грозно.
Лета – финиш. Никогда не поздно
В ней – и только в ней найти спасенье.

3
Я ребенком узнал: существует он –
Ахерон.
Сколько горя и слез моя жизнь таит –
Коцит.
Незаживший ожог, вырывается стон –
Флегетон.
Впереди неизвестность, стотысячный икс –
Стикс.
Счастья нет, и покоя, и воли –
Не сетуй.
Неизбежен итог – 
Долгожданный поток
Леты. 


       №4 лист А4 – похоже, часть письма (не его почерк - корявый):

«Агата Кристи после серьезной жизненной аварии вместе с подругой учредила Орден Крыс и Орден Верных Собак - и причисляла то к первым, то ко вторым своих знакомых, по-разному отнесшихся к ней в это время.
 
А я вообще почти в каждом вижу приметы наших меньших братьев.  Угадай, брат, ты знаком со всеми.
Вот – ленивец из лесов Амазонии. Крутит головой – лишь бы поменьше двигаться, объедая листья – на 270 градусов! Дышит один раз в 8 секунд! На земле – коль уж придется спуститься – тащится со скоростью 20 см в минуту! 
Эта – розовая чайка. Единственная и невероятная, окрас – не опишешь, надо видеть. При этом все летят зимовать на юг – она на север.  А?
Тот – натуральный лемминг: окрас пестрый, один час ест, два спит. Но! Бывает весьма активен…
Он –
(6 строк зачёркнуты тщательно).

Ну и она – настоящая фосса – хорьковая кошка…лапы коротенькие, кровожадна и бешеного нрава. Узнал? Теперь выводы делай.
 
И уверен я на все сто - там не трефовый интерес! Червовый.

Об этом позже.
Сейчас сижу, Бутусова слушаю: "Пусть никто никогда не полюбит его,
Пусть он никогда не умрёт».И вот что я тебе"...

(оторвано)


       №5 снова отдельный лист, бумага почтовая с каплями духов, почерк не  его, небрежный:

«…тему предлагает тебе Винченцо: фабулу практически! подкидывает на реализацию сюжет для рассказа. Говорит, что если постесняешься напечатать под своим именем, возьми псевдоним. Например, Борис.
Итак, одному мужчине сказали, что через неделю он должен умереть. Всю неделю он думает, как провести последние минуты жизни. И наконец решает умереть (скузи, не моя идея),прижавшись лицом к лону женщины . По крайней мере,запах женщины останется перед смертью в его сознании.
Как думаешь, он не сексуальный маньяк? Я про Винченцо. Что-то такое похожее вроде помню? Кино? Неважно.
По крайней мере, он явно изголодался по женской ласке. У него уже год, как отсутствуют rapporti sessuali с кем-либо.
Я должна оправдать его ожидания хотя бы в этом.
Arrivederci a presto!
Нет, ещё!
Его"матта" - то есть ненормальная, означает что-то типа - не похожая на других. Говорит, что я самая "симпатика матта" на свете. А еще позавчера сказал, что те полчаса, которые мы с ним по вечерам проводим за телефонным разговором, для него «пью бело», то есть самые прекрасные за весь день.
Тебя не должно волновать, знает ли он, что я женщина с прошлым. Знает…хоть и не всё, конечно. И что говорит? Оооо…

Una lavata, una asciugata - non sembra mai adoperata (ашугата читается с мягким «ш»).
Означает: помылась, вытерлась - и кажется никогда не использованной.
Вот так, милый!

Tutto perfetto! - означает: все идеально, совершенно.
У нас дома по-прежнему. Ты фотки получил? Я соби…»

На полях – его почерком, закавычено им – цитата? 

«Жан попался красотке в сети,
Под луной обвенчался с ней.
И убил её на рассвете.
Утро вечера мудреней».


И в углу, мелко, тоже закавычено им:


«Берёг сокровище. Но льзя ли сберечи,
Когда от оного у всех висят ключи?»


       №6 записка, почерк его:
«Вспомнил, где видел её – вот чувствую, знакомое что-то! В Эрмитаже. Копия тети с картины «Любительница абсента». Пикассо!».


Внизу приписано другим почерком, крупно: «Уфф! Практически есть её фото! Ищи и печатай, будем показывать. Район небольшой, шанс есть. Она явно местная была. Не откладывай. Горим».


       №7 на крышке от конфетной коробки его почерком (на указанной улице жил не один год, а потом обходил за версту, объясняя: «нехорошая квартира») –
рифмы подбирал?

« Улица Тележная.…И в джинсе, небрежная……И в шелках муаровых бежевых  барежевых   С силою медвежьею   Дева вечно нежная   Не веришь ли   С тобой теперешней нынче был бы бережней   Счастье безмятежное   Не смыкая вежды мы   Помяни не прежнего    Всё реже мы   Где же мы   Ночью белоснежною   Валежника   Подснежники   Даже ежели  Грежу я   Нежели   Раны будто свежие   Невежливо   Время порубежное    Вешнее   Внешнее   Задержаны   Отвержены   Сантиметры кожи ей   
Кто над нами тешится   В чем душа-то держится   За грехи за прежние…»



Грехи прежние и вообще. Надо встретиться.
 

============


       Примечания автора:


* Закавыченное в примере №5 – авторы соответственно Александр  Поте и Александр Полежаев.


** Незавершённый роман «ПРИТОМНЫЙ»
 включает 3 части:


1 - БЕСТОЛОЧЬ НЕНАГЛЯДНАЯ 

(Фраза из реальной жизни.
Так (ласково-укоризненно-увещевательно)
называл свою дочку один любящий, но объективный папа -
когда она его, мягко говоря, не радовала.
И требовалось дочке объяснить, что пока она ещё не всё понимает правильно,
а тем более делает, но - любимая всё равно.
В романе тоже так, по крайней мере, планируется на сегодняшний день.
"Папа может"...)


2 – ХОДИТ ПТИЧКА ВЕСЕЛО

("Ходит птичка весело
По тропинке бедствий,
Не предвидя от сего
Никаких последствий" - из песенки 18 века)

 

3 – ПИТЕР БОКА ПОВЫТЕР

(Из словаря В.И.Даля: "Москва бьёт с носка, а Питер бока повытер")               


Глава «Архив мне свидетель» в рабочем варианте относится к 3й части.