Глб. 7. Ради славы Божией

Виктор Ротт
 Древнееврейские мудрецы первыми задались вопросом "Зачем мы Господу?", сами же и   развеяли собственное недоумение.
  Мыслители "Ветхого завета" знали, что больше и некому было создать Землю и человека, кроме Всевышнего.Поскольку акту творения предшествовала полная тьма, то логично было считать, что Он создал все начала и основания из Ничего. Начал с излучения,что подтверждают и наши современные физики, - велел:"Да будет свет!" И поэтому справедливо закрепилось за Ним имя "Всемогущий". Мужчину слепил из праха, а в чём и придал с Собой сходство, так это в том, что наделил его разумом.Своим произведением остался очень доволен. Еву просто клонировал из адамова ребра,изменив, однако, некоторые детали.
  В вопросе о подобии и образе Адама сразу осталась недосказанность: существо из плоти не может быть копией Бесплотного. Повторяю, сходство только идеального плана: дух от Духа. Но дистанция между ними неизмеримая, потому  авторское благодушие вскоре омрачилось.
  Есть мнение, что замысел Господа в отношении первенцев в том и состоял, чтобы они акклиматизировались в атмосфере беззаботности. Эдем - детство человека. Так что всё шло по плану - Бог предназначил людей плодиться и обладать в поте лица планетой, и долго баловать их райской жизнью не собирался.
  Обрекая на тяжкий труд ради хлеба насущного, Творец подарил людям и высшее счастье, какое мог, - опьянение от влюблённости. "Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина,"- так начинается "Песнь песней" - вершина библейской и основание мировой лирики.
  А вот уже сынок первой парочки - Каин принёс Создателю серьёзное огорчение. Каин совершил первое преступление. С него грех вошёл в мир. И вся последующая молодежь повела себя злобно и развратно. Господу пришлось прибегнуть к жёсткой селекции с уничтожением основной массы населения. Но и эта крайняя мера не принесла желаемых результатов.
  В Ветхом Завете дана картина бытия человека: Бог активно участвует в его истории, старается воспитывать людей, наказывая их за жестоковыйность и поощряя выполнять Свои заповеди, главная из которых - любить Его, как Отца, и любить ближних, ибо все мы - Его дети.
  В заповеди "Люби ближних!" сформулировано главное установление Творца - разумно кооперироваться всем живым ради сохранения и приумножения жизни.
  Но люди алчны, нещадны,лицемерны. Такими получились,хотя Создатель очень старался!
  "Смотри на действия Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?"(Екл.7:13). Они не могут одолеть своих страстей. Как ни внушал им Отец, что надо господствовать над грехом, совершая каждый шаг, всё без толку!
  Да, Он хорошо помнит из чего слепил человека. Слишком хлипкий материал!Зато по итогам бытия Он теперь знает, что существовать, значит - нести тяжёлый крест. Поэтому Он стал милостив к людям и больше не гневается на них и не наказывает.
  Зачем же Бог создал сущее и это слабое существо, приносящее столько огорчений и хлопот? Зачем Ему это надо?
  Библия ответила на этот вопрос: сделал Он мир для Своей славы. "Каждого, кто называется Моим именем, ... Я сотворил для славы Моей..."(Ис.43:7).
  Древние мыслители верили, что слава Господа состоит и в самом акте творения,которым Сущий вырвал нас из Ничего, и в тех, кто живёт согласно с Его заповедями.
  Библейская картина с полной ясностью показывает, что Творец стремится внушить человеку долженствование как алгоритм существования. Не то долженствование, которое уже есть в нашей психики, как то дано всем существам в виде заботы о потомстве, но то, что мы неточно называем чувством долга. Долженствование, которого Святой Дух требует от человека, может быть только продуктом духа, т. е.  разума и интеллекта.