О резиночках

Ольга Новикова 2
Так. О чём бы нам теперь? А, вот! О "резиночках". Забавная игра — в неё и сейчас ещё играют, но редко, да и сам кон упростили.А в наше детство каждая уважающая себя девочка носила «резиночки» в кармане платья или школьном портфеле.И едва только весной сходил снег и более-менее просыхали тротуары, на школьных дворах( а зимой и в школьных коридорах) во время больших перемен, во дворах домов, в парках — да на каждом удобном углу начиналась эта игра. "Резиночки" — это, реально, обычная резинка для трусов, мамы покупали её мотками и держали в тумбочке вместе с нитками, иголками и прочим швейным прикладом, а мы выпрашивали куски или даже лямзили потихоньку. Самые аккуратные сшивали концы, получая замкнутое кольцо, остальные просто связывали их между собой. Для игры необходимы были трое. Можно больше. Годились и двое, если роль третьего партнёра соглашался исполнить невысокий столбик, ножка стола, торчащий пенёк или стул. Так вот, двое из троих надевали этот резиновый обруч на ноги и расходились так, чтобы «резиночки» натягивались между ними, как рельсы, расставив ноги на уровне плеч, они опускали резинку до щиколоток — это назывались «первые», до середины голени - «вторые», до колена - «третьи», до середины бедра - «четвёртые» и так далее, сколько хватит фантазии и наглости. Мне случалось прыгать «восьмые», когда резинки натягивались на уровне пояса. Кон состоял из ряда «фигур» - нужно было «впрыгнуть», то есть прыжком поставить ноги так, чтобы одна из резиночных полосок приходилась между ногами, потом «перепрыгнуть» - занять такую же позицию на другой «рельсе», «наступить» - каждой ногой на одну резинку, «расширить» -  прыгнуть так, чтобы обе резинки оказались между расставленный ног, «сузить» - прыжком сблизить ноги, сжимая между ними резинки — и «впрыгнуть» - подпрыгнуть вверх, выпуская резинки и аккуратно приземлиться между ними. Последняя фигура кона - «галстучек». Нужно было зацепить из-под ближней резинки дальнюю ( рукой), пропустив под ближней резинкой, встать на неё, потом подпрыгнуть и наступить двумя ногами на ближнюю резинку. А следующим прыжком — на дальнюю. То же следовало проделать на «вторых» и «третьих». Нельзя было «заступить» - наступить на резинку там, где это не полагалось, нельзя было «промахнуться» - не наступить на резинку там, где следовало наступать, или «смазать» - вроде бы и наступить, а резинка выскользнула. После ошибки, право прыгать переходило к противнику, поэтому за ошибками ревниво следили, и больше всего возникало споров, естественно, по «смазкам». Ошибался противник — резинку держать становился он, а первый прыгун продолжал с того места, на котором сбился. Если народу набиралось много, играли парами — пара держит резинки на ногах, пара скачет. Пары старались подбирать равноценные. Выигрывали те, кто первыми закончат кон, а общий кон был очень длинный. Потому что за «простыми» первыми вторыми и третьими шли «морковки», когда один из держателей надевал резинку на одну ногу, и резиночные «рельсы» принимали вид треугольника, «узенькие» - оба надевали резинки на одну только ногу, «впрыгнуть» на таком кону довольно сложно, «утюжки», когда после каждого прыжка следовало шаркнуть обоими ногами, и не дай бог резинка в это время выскочит из-под подошвы. «смажет», «мячики», когда каждый прыжок сопровождался ещё одним припрыгиванием (следим за резинкой, господа, следим за резинкой), «барабанчики», когда не просто припрыгнуть, но и соударить щиколотки друг о друга, «слепые»,когда прыгающему завязывали или он сам на честность закрывал глаза, «собачки», когда держащие резинку могли каждый болтать одной ногой, мешая прыгающему, «гигантские», когда держащие резинку раздвигали ноги как можно шире, стремясь сесть на шпагат, но прыгающему-то приходилось раздвинуть их ещё шире «расширяя» резинки, а потом «суживая». Наконец, последний гейм - «годики», там прыгался только «галстучек», но верёвка перекручивалась столько раз, сколько прыгающему лет — справедливое правило: четырнадцатилетним длинноногим попрыгуньям приходилось потруднее семи-восьмилеток — пока она там раскрутится с четырнадцати оборотов, подпрыгивать приходилось высоко.
Забавно, кстати, но в нашем дворе лучше всех прыгала «резинки» девочка с врождённой деформацией ступней. Она не могла носить обычную обувь и носила мальчиковые разлапистые ботинки или кеды. Прыгая, она зачастую снимала их, и мы видели искривлённые деформированные ступни, но никому не приходило в голову ни смеяться, ни,  тем более, жалеть. Как тут жалеть — она «делала» в «резиночки» нас всех, как младенцев. За право прыгать с ней в паре спорили изо всех сил. Тут дело вот в чём: если кто-то из пары ошибался, второй мог «спасти» его, отпрыгав кон и за себя, и за него. Кстати, такая взаимовыручка распространена была и в других играх - «салки- спасалки», круговая лапта, или, как это у нас называлось «вышибалы», двенадцать палочек. Нам был присущ дух коллективизма — пусть сопливого, детского, но от этого не менее ценного, девиз «сам погибай, но товарища выручай» не казался нам таким спорным, как в сегодняшние дни.