385 Морское довольствие Паёк 27 03 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 385. Балтийское море. ВМБ Балтийск. Морское довольствие. Часть 3. Паёк. 27.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Норма № 3 (морской паек) ВМФ РФ. 2016.


В предыдущем:

Лично я воспринял приключение во флотском подсобном хозяйстве как истинно мужское испытание силы воли, терпения и выдержки советского моряка, который и на берегу в нечеловеческих условиях остаётся человеком и моряком.         

Возможно, наша трёхдневная вахта на подсобном хозяйстве Балтийского флота была хорошо спланированным учебным заданием наших командиров, а возможно, случайным стечением обстоятельств, но я впоследствии убедился, что вся моя военно-морская служба на флоте была цепью таких приключений-обстоятельств.

Однако большую разницу между обычным флотским пайком в столовой учебного Экипажа, морским пайком боевого корабля в море и «пайкой того, что удастся добыть» в некоторых обстоятельствах я уже ощутил сполна.

Нормы «морского продовольственного пайка при нахождении корабля в базе» в 1973-1974 годах на Балтийском флоте были такие:

Хлеб из муки ржаной - 350 гр (одна треть буханки хлеба).
Хлеб из муки пшеничной 1 сорт – 400 гр. (одна треть батона).
Мука пшеничная 1 сорт – 50 гр (2,5 столовых ложки).
Крупа разная – 70 гр (3,5 столовых ложки).
Рис – 40 гр (2,5 столовых ложки).
Макаронные изделия – 40 гр.
Мясо – 200 гр (размером с пол ладони).
Рыба – 30 гр (небольшой кусочек).
Творог – 30 гр (шесть чайных ложек).
Сметана – 30 гр (шесть чайных ложек).
Молоко свежее – 300 гр (один гранёный стакан или чайная кружка).
Сыр – 10 гр (два лепестка).
Масло сливочное – 50 гр (3 столовых и 1 чайная ложка или 10 чайных ложек).
Масло растительное – 10 гр (одна столовая ложка).
Яйцо – 1 шт.
Сахар – 70 гр (две столовых ложки с горкой и одна ложка без горки).
Чай – 1 гр (одна чайная ложка).
Кофе – 4 гр (одна чайная ложка).
Фрукты свежие – 20 гр (одна столовая ложка с горкой).
Фрукты сушёные – 20 гр (одна столовая ложка с горкой).
Повидло или джем – 20 гр (одна чайная ложка).
Мука картофельная – 5 гр (половинка чайной ложки).
Овощи – 820 гр (одна полная большая миска).
Соль – 30 гр (одна столовая ложка).

Стоимость суточной нормы продовольственного пайка при нахождении корабля в базе составляла в 1973 году 1 рубль 10 коп (в базе) и 1 рубль 40 коп (при выходе в море). Кроме этих норм офицеры боевых кораблей на берегу (в базе) получали дополнительный паёк: масло сливочное, консервы рыбные, печенье и сахар.

Нормы «морского автономного пайка для личного состава кораблей при выходе в море» в 1973-1974 годах на Балтийском флоте были такие:

Хлеб из муки ржаной - 200 гр.
Хлеб из муки пшеничной 1 сорт – 300 гр.
Мука пшеничная 1 сорт – 20 гр.
Крупа разная – 40 гр.
Рис – 40 гр.
Макаронные изделия – 40 гр.
Сушки – 20 гр.
Галеты – 50 гр.
Печенье – 50 гр.
Мясо (в том числе консервы мясные, «тушёнка») – 250 гр.
Рыба (красная, сельдь) – 30 гр.
Филе рыбное – 70 гр.
Консервы рыбные в масле – 30 гр.
Консервы рыбные в томате – 30 гр.
Вобла вяленая – 60 гр.
Сыр твёрдых сортов – 30 гр.
Молоко сгущённое (сливки) – 60 гр.
Молоко сухое – 15 гр.
Масло сливочное (топлёное) – 60 гр.
Масло растительное – 10 гр.
Ветчина копчёная – 20 гр.
Колбаса полукопчёная – 20 гр.
Колбаса твёрдокопчёная – 10 гр.
Грудинка – 10 гр.
Яйцо (яичный порошок) – 1 гр.
Сахар – 50 гр.
Шоколад – 15 гр.
Варенье – 15 гр.
Сок фруктовый (не менее 7 сортов) – 125 гр.
Фрукты свежие – 20 гр.
Чернослив – 25.
Экстракт ягодный – 5 гр.
Вино виноградное сухое – 50 гр.
Чай – 2 гр.
Какао – 5 гр.
Овощи, в том числе картофель консервированный, огурцы консервированные – 525 гр.
Консервы овощные – 50 гр.
Сок томатный – 10 гр.
Горошек зелёный – 10 гр.
Соус соевый – 5 гр.
Соль – 30 гр.

Стоимость суточной нормы продовольственного пайка при нахождении корабля в базе составляла в 1974 году 2 рубля 31 коп (в базе) и 2 рубля 80 коп (при выходе в море). При этом считалось, что действуют норма «морского пайка», если корабль находится в море более 4-х часов подряд.

Однажды в 1973 году на комсомольском собрании старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов вкратце познакомил матросов и старшин первого экипажа БПК «Свирепый» с этими нормами «морского пайка», но эти цифры особого впечатления на ребят не произвели. Тогда питание в дивизионе новостроящихся и ремонтируемых кораблей в Калининграде было скудным, однообразным, больше «консервированным» и по качеству таким, что практически у всех болели животы, вздувался кишечник, и в кубриках-казармах дивизиона было соответствующее «амбрэ»…

Поэтому моряки первого экипажа часто лазили через высокий кирпичный забор на хлебзавод за свежим хлебушком точно так же, как до нас это делали немецкие военные моряки гитлеровской Германии…

Первый замполит экипажа БПК «Свирепый», капитан-лейтенант В.А. Тихонов увещевал моряков, уговаривал не лазить за хлебом в рядом стоящий хлебзавод, угрожал тем, что «ВОХР может застрелить матроса в момент пересечения запретной границы» (забора), обещал всяческие кары «за самоволку и дезертирство», но в ответ «годки», «молодые» и «салаги» только хмуро молчали и глухо, вполголоса, говорили: «Сначала сделайте пайку нормальную, потом права качайте!».

Вслух эти слова моряков произнёс на собрании я, матрос Суворов. Это ДМБовские годки во главе с моим командиром отделения рулевых, старшиной 1 статьи Александром Кузнецовым и лучшим старшиной первого экипажа БПК «Свирепый», старшиной 1 статьи Сергеем Берёзой, «научили» меня так «выступить». По договорённости, меня поддержал ещё один «годок» - старшина 2 статьи, командир отделения электриков ПЛО, Валерий Юрьевич Клепиков (период службы 12.05.1970-03.1973).

Увидев такую поддержку «ДМБовских годков» все комсомольцы осмелели, на собрании поднялся сильный шум и гвалт. Замполит, капитан-лейтенант В.А. Тихонов, первый комсорг БПК «Свирепый», лейтенант Николай Судаков тогда с великим трудом смогли успокоить собрание. Может быть, поэтому меня вскоре избрали комсоргом БПК «Свирепый»?

Во всяком случае, впоследствии нашу пайку увеличили (хотя говорили, что мы, матросы, получаем всё сполна) и качество еды улучшилось (даже появилось кусковое парное мясо, а не «хлебные» и «рыбные» котлеты). Кроме этого прямо уже никто не следил и не ловил моряков и дневальных, которые по заданию «годков» лазили через каменный забор в хлебзавод и приносили в казармы-кубрики свежеиспечённый хлеб.

Ошибкой замполита, капитан-лейтенанта В.А. Тихонова было то, что он упрекнул нас, моряков, в том, что «в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих моряков, вам (то есть нам, матросам) предоставлено право на продовольственное обеспечение за счёт советского народа». По его словам получалось, что мы (матросы) «объедаем советский народ», то есть «отнимаем у него последний кусок хлеба»…

Матросы и старшины, как и все советские люди того времени (70-х годов), всё видели и всё понимали. Недаром тогда ходил знаменитый советский анекдот о том, что «в Советском Союзе ничего нет, но у всех всё есть»…

Мы, моряки экипажа БПК «Свирепый», конечно, не знали тонкости организации снабжение вооружённых сил Советского Союза, в частности, ВМФ продовольствием, но интуитивно догадывались, что продовольственное обеспечение личного состава кораблей и военных частей должен быть строгим, справедливым и продуманным до мелочей.

Так оно и было в соответствии с советским законодательством о статусе военнослужащих и постановлениями советского правительства, но в жизни было не совсем так, как должно... и не наша вина, что на пути следования до «матросского котла» продовольствие и продукты питания «прилипают» к чужим, враждебным и жадным вороватым рукам. Так было всегда в дореволюционное царское время, так было в советское время, так есть и во время сегодняшних рыночно-капиталистических реформ…

«Мудрые» ДМБовские годки поясняли нам «молодым» и «салагам», что «обеспечение войск и кораблей осуществляется по такой схеме-цепи: центр - военный округ или флот - соединение или военно-морская база - воинская часть или корабль - подразделение или боевая часть – военнослужащий или матрос.

За всем обеспечением на флоте отвечает соответствующий начальник вещевой или продовольственной службы. Наверху «в центре» за всё обеспечение вооружённых сил и ВМФ отвечает начальника Тыла Вооружённых Сил СССР, заместитель Министра обороны СССР.

Продовольственное обеспечение осуществляется по плану-графику, который составляется по списочной численности экипажей кораблей, номеру морского пайка, характеру службы (учёба на берегу, работа на корабле, службы в море, служба в боевых условиях и т.д.).

При планировании продовольственного обеспечения учитываются: объёмы продовольствия целевого назначения, количество долгосрочного продовольствия, количество и наименование сэкономленного продовольствия, нормы естественной убыли продовольствия при транспортировании, переработке и хранении, а также потребность в продуктах сезонной заготовки.

Все заявки и потребности посылаются «по инстанциям», доходят до «центра», «корректируются» с учётом возможностей государства и запасов, а затем «спускаются» лимитами и нормативами до нас «грешных». Так получаются суточные нормы в граммах продуктов на одного матроса, старшину, мичмана или офицера.

Когда лейтенант Николай Судаков показал мне документ «для служебного пользования», в котором был прописан порядок прохождения продовольственных заявок, нормативов, лимитов, договоров на поставку, договоров о закупках продовольствия и т.д. и т.п., я невольно поразился громадной сложности и объёму структуры и системы вещевого, материального и продовольственного обеспечения вооружённых сил СССР.

На нашем «корабельном» уровне я воочию и своим горбом познал только один уровень этой системы - продовольственные и вещевые склады Балтийского флота, к которым был приписан БПК «Свирепый», склады ВМБ Балтийск и одно из подсобных флотских хозяйств в Пионерское.

Лейтенант Миша Казаченко и мичманы, которые занимались материально-техническим, вещевым и продовольственным обеспечением БПК «Свирепый» показывали мне документы, дающие право отпуска продовольствия, техники и имущества со складов: наряды, разнарядки, счета-наряды или письменные указания «довольствующего органа, которому подчинён склад (база)». Такие документы получал и я сам, когда ездил на склады политотдела Балтийского флота в Калининград.

Офицеры и мичманы, которых мы сопровождали, имели при себе «чековые требования», «фактуры (накладные)», соответствующую «доверенность с отметкой в правом верхнем углу: на первом экземпляре – «Для приложения к счету», на втором – «В дело поставщика», «сопроводительные документы» и т.д.

Уже тогда мы знали и хорошо понимали, что при получении вещей, материалов и особенно, продуктов питания, мы должны были строго следить, контролировать и проверять:

правильность массы и качество принимаемого продовольствия, качество тары и имущества;
наличие на мясных тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора, удостоверяющих пригодность мяса для питания личного состава и обозначающих категорию упитанности;
правильность укладки и крепления груза при его погрузке;
сопроводительный лист для каждой машины (водителя), на котором мы везли на корабль вещи, материалы или продукты.

Если хоть один из этих требований будет нарушен, то в пути нас обязательно остановят, задержат, «объегорят», «обмишурят» и потребуют в качестве мзды за свободу часть нашего груза…

Может быть, меня, как комсорга и представителя «рядового личного состава», то есть простых матросов, включали в состав хозкоманд специально, потому что я без оглядки, по-комсомольски (по коммунистически) прямо и бескорыстно, строго и просто требовал точно то, что «было положено»? не знаю…

Я знаю только то, что каждый раз в поездках на склады мы сталкивались с попытками нас обмануть, обвесить, недодать, спрятать или украсть у нас хоть что-то, хоть самую малость… Справедливости ради, надо сказать, что и наши моряки, участники хозкоманд, в этих поездках на склады тоже старались хоть что-то лишнее «урвать»…

Увы, такова специфика материально-вещевых или продовольственных отношений. Может быть, само понятие «счастье» означает, что ты остаёшься с чем-то сверх положенного, с частью положенного, которое стало твоим…

Я всегда, при обнаружении несоответствия качества или наименования продовольствия данным сопроводительных документов, недостачи массы или мест, порчи или повреждения грузов, тары и упаковки, упрямо требовал от «своих» и «складских» составления соответствующего «акта приёма». Потому что я уже знал, что только «акт приёма» является «основанием для оприходования продовольствия, поступившего на корабль во владение» и основанием «ответственности поставщиков, то есть «складских» за это продовольствие».

Если мы заказывали продукты питания и нам давали давно просроченные продукты, то я наотрез отказывался «согласовывать от имени матросов» такие продукты, вплоть до ругани матом, угроз и даже попыток меня побить…

Может быть, поэтому меня со второго года службы на флоте вообще перестали включать в любые хозкоманды БПК «Свирепый» за то, что я требовал, чтобы «всё было, как написано», то есть «по правилам».

Да, это ещё на военно-морской службе я вывел для самого себя принцип: «Лучшее правило, жить по правилам»…