Слово о полку игореве

Галина Молокоедова 2
ЗАГАДКА СФИНКСА

*

            Название завораживает... Рукопись года... века...тысячелетия...вечности...
            Что такое рукопись?! Замирают все людские страсти - вздох прошлого... Сердце на ладони мира... А мысль... как птичка в клетке... робкая, сильная, стиснутая прошлым, но устремленная в будущее.  Рукописи монахов, мыслителей, поэтов и очевидцев… То, о чём молчать нельзя, а сказать невозможно…
            Известное изречение «Рукописи в огне не горят и в воде не тонут»…      
            Какая горькая ирония!, - улыбка безнадежности тронет лик читателя…
             О. сколько уникальных рукописей утрачено! Но разве мало сохранено?! И сердце забьется радостно и тревожно. Рука чуть вздрогнет и с трепетом поднимет старинный фолиант, где за пергаментом едва виднеется история мира, судьба народов… Пожелтевшие листки с размашистым каллиграфическим подчерком… или мелкий, неразборчивый бисер строк… И тебе открывается тайна. А ты даже не догадывался о её существовании… Нет, нет! Всё ранее мы читали в учебниках, собраниях сочинений… Ничего особенного… Родился, крестился, женился… Рукопись, порой, кажется наивной, сказочной, невероятной... С трудом осознаешь, что это не мультипликационные герои, а исторические лица, события, сопереживания. Рукопись бывает, порой, настолько живой, яркой и зажигательной, что человек немедленно меняет свои планы и настроения. Жизнь переворачивается до неузнаваемости, а всё из-за старинного листка пожелтевшей бумаги… Но…! То, что ты почувствуешь, ощутишь, подумаешь неожиданно, соприкоснувшись с рукописью – ни с чем несравнимое откровение, скромное открытие, потрясшее тебя до глубины души.  Это чувство будет неотступно с тобой на долгое время. Оно будет тобой руководить, направлять, вдохновлять и  реализоваться самым невероятным образом. Это сопричастность с рукописью, её идеей, замыслом, даже… с вечностью…
*

            Но у него, этого молодого человека, было все по-другому.
            Рукопись странным образом его вела с детских лет, скромно напоминала о себе и вновь исчезала на долгое время. И здесь не было ничего удивительного. Любимый дед, учивший его читать по старинным книгам, где не было гласных и окончаний, а весь текс лился сплошной строкой из листа в лист - редко… «всплывал» на небосклоне мальчика.

           «Небесный» ребенок, так звали его родители, нуждался в совсем иного рода  образовании, а не в этих пыльных фолиантах. А «небеса», наделившие ребенка лучезарно- голубыми глазами, ослепительной улыбкой и гривой шелковистых русых волос, с удивительно тонкой, великолепной, широкоплечей фигурой, распорядились совсем по иному, не считаясь с мнением ни родителей, ни малыша. Нет, нет! Мальчик прилежно посещал английскую школу, занимался в клубах юных дипломатов, верховой езды и гольфа, сидел сутками у компьютера с гамбургером и кока-колой… Но этот отсутствующий, высокий, устремленный в даль взгляд едва был сопоставим со всеми его занятиями. Голова юноши, возвышавшаяся над любой аудиторией, была синонимом недоразумений. Он путал города и страны, но отлично ориентировался в датах и событиях, таблица умножения зависала в голове, но алгебра прочно завоевала пьедестал отличника, он многое не знал по школьной программе, но поражал педагогов уникальными возможностями самого разного свойства.

*
        А началось всё с небольшого подарка деда мальчику на День Рождение.
        Что такое День Рождение для любимого чада?! Казалось, не существовало в мире ничего, чтобы не оказалось здесь! На садовой поляне, ярко украшенной шарами и флажками, самым чудесным был стол со всевозможными яствами. Но что такое торт, когда на песчаной дорожке стояли в ряд грузовички и кары, пожарные машины и милицейский патруль, а впереди блистал новехонький мини джип на электроприводе. Мальчик, вырывшись из родительской опеки, с восторгом кинулся к джипу, нажал на стартер и рванул по дорожке в глубину сада.
             - Весь в отца!, - вздохнув, проронила мать. - И объяснять и показывать ничего не надо, всё сам, всё сам…А ведь маленький ещё…
            - Да, - бормотал дед, напряженно вглядываясь в густую зелень сада. - Избалуете ребенка чудесами, а потом ему и жить будет нечем, всё есть и не к чему стремиться.
            - Да что Вы, папа! За современными техническими новинками нам не угнаться! Только что был в тренде айфон 4 джи, а теперь вот, пожалуйста, подарили айфон уже 7 поколения! Время летит, и мы за ним успеваем с трудом, и не то, что приобрести, отследить хотя бы!
            - Не за тем гоняешься, голубушка; не за тем!
            - Папа, Вы совершенно правы! Но и без айфона 7 джи мальчику ныне сложно прожить! Согласитесь!
             - Без мозгов сложно прожить! А от «фонов» ваших, бог бы их забрал, одна психологическая зависимость и тупая одержимость…
             - Вы совершенно правы, папа! Но лишить ребенка современных достижений науки и техники, отбросив в тьму прошлого, было бы не справедливо и жестоко. У мальчика большое будущее и ему необходимы все условия для успешного развития и взросления.
             - С тобой сложно не согласиться. Но он ещё ребенок и нельзя его загонять в мир взрослых, калеча душу и психику. Всё пребудет, всему своё время и свой черёд! А калечить мальца айфонами – не дам!
             Пока взрослые размышляли над будущим ребенка, содержимое стола для подарков все пополнялось и пополнялось. Счастливый малыш не успевал благодарить гостей и с восторгом прижимал к себе новый подарок. Но вот, наконец, поток изобилия остановлен и все уселись за обеденный стол. После продолжительных поздравительных речей, обязательной «космической» котлетки и салата «джунгли», началось настоящее детское пиршество. Вазы фруктов, тортов и конфет, ведерки с мороженым, попкорном и сладкой ватой, глазированные орехи и причудливые зефиры. Дурачились клоуны, прыгали плюшевые зверюшки, заливисто лаял только что подаренный щенок. Праздник удался! Сложно было ещё что-то пожелать – сбылись все мечты!
             С плотно набитым ртом счастливый малыш припал головкой к плечу деда и спросил:
             - Дед, а что ты мне подарил?!

*
               Дед прижал внука к плечу и погладил по головке. Глаза ребенка с восторгом следили за всеми событиями на поляне, а мозг пытливо высматривал нечто, что он никак не мог разглядеть.
              - А зачем тебе?, - хитро улыбнулся дед. Разве мало тебе твоих подарков?! Вряд ли  я тебя смогу чем-нибудь удивить, - неторопливо отвечал дед, беззастенчиво завладевая вниманием внука. У них с малых лет сложилась особая дружба и взаимопонимание. Дед всегда чувствовал душевную смуту внучка и вовремя решал её проблемы, направляя интерес ребенка в нужное ему русло. Так, порой, забегавшись, наигравшись вдоволь с ребятишками, то ли устав, то ли почувствовав пустоту и тревогу деда, мальчик, напряженно вглядываясь в глаза старика, скрытые густыми бровями, спрашивал, почему у него нет радости «сопричастности переживания».
         С трудом скрывая в густых усах улыбку, дед отвечал в тон ему вежливо и очень значимо и всегда одно и тоже… Дескать, ты уже стал взрослым и перерос своих сверстников и умом и желаниями, да только вот поступки у тебя ещё ребячьи и никакой сопричастности у тебя быть не может, хоть переживай, хоть сопереживай. Ты уже взрослый мальчик и должен заниматься соответствующими делами. Например, изучать историю, литературу или…               
         И они долго и увлеченно беседовали о боге, душе, земле и космосе. Дед не противопоставлял прошлое и настоящее, просто они оба уже давно заметили, что будущее – это прошлое и настоящее в едином движении души.
       
          - Дед, ты ведь знаешь! Важен не подарок, а внимание! Удели мне твоё внимание, да так, чтоб память осталась на годы!, - настойчиво требовал внучек словесами деда. Дед изумленно взмахнул руками, открещиваясь от своего талантливого «ученичка».
         - Да на! Вот тебе мой подарочек на годы и века, внучек!   
          Это была маленькая, беленькая книжица, отрывок из Хлебниковской летописи с увлекательным приключением князя Игоря, пошедшего войском на половцев.
           Мальчик с удивлением перелистал невзрачные страницы книжки - не одной картинки, сплошной текст с вензелями. Но зная о проказах деда, неожиданно взял в руки айпод. Набрав в поисковике «Слово о полку Игореве» он с удовольствием показал деду все имеющееся материалы в мире на заданную тему. Дед, опешив, сел на скамью. Нет, конечно, он знал, что есть картины и оперы, иллюстрации и детские издания этой книги … Но такое красочное обилие материала… И они завороженно, долго рассматривали рисованных богатырей, мультяшные бои и всего очень много. Первым опомнился дед. Он встряхнул головой, словно отгоняя наваждение, и с силой отпихнул от себя чудо техники. В его голове мелькали калейдоскопом огромное количество различных кадров, которые он никак не мог соединить в членораздельное произведение.
          - Тебе не кажется, что мы только что посетили Хаос и Гоморру?!, - вытирая пот со лба, растерянно спросил он внука
         - Хоть не Харибду и то ладно…
         - А чем тебе не угодила Харибда?!
         - Да после неё вообще памяти можно лишиться, ты сам говорил!
         - Да не Харибда, а Сирена! Хотя одним миром мазаны…

          И они оба надолго замолчали. Внук крепко держал деда за руку и тащил в глубину сада, на их излюбленное местечко возле пруда. Дед вяло пытался напомнить внуку о гостях и празднике, но оба были явно пресыщены суматохой и шумихой - их души требовали тишины и задушевной беседы.
*

         - Нет, внучек! Это не то, что я мечтал тебе подарить…
            И маленький мальчик с восторгом и ужасом слушал «древний повестий новыми словесами» и  переживал за князя Игоря, бился с половцами и высматривал путь побега из плена. Его личико бледнело и заливалось жарким румянцем от печали и горестным раздумий Ярославны, он хотел запретить Баяну петь старыми словесами, а велеть воспевать подвиг князя Игоря, не убоявшегося темного полчища половцев, но желавший отвоевать честь и достоинство земли русской. А забытый на столе айфон долго мигал разноцветным экраном и наконец, погас, безнадежно дожидаясь своих неблагодарных пользователей. 
*
              Вспоминая недоумения юных лет – тогда первоклассник, малыш удивлялся, что «крбл» и «птц» нуждаются в гласных и окончаниях. А предложения состоят из слов, которые пишутся раздельно. В недоумении он задавал вопрос деду, так почему же тогда в летописях все предложения слитны?! Дед тоже недоумевал и удивленно его переспрашивал, а зачем разделять, разве так не понятно?! И мальчик соглашался – действительно, и так всё понятно. А при разделении слов терялась нить повествования, и читатель утрачивал интерес либо его уносило в мир иного рода. Врожденное свойство высшего плана – так называемое качество носителя древнерусского языка на генном уровне позволял на подсознании малышу  проникать в тайны писца, повествовавшего из далёкого прошлого. А расчленение лишало бы потомков такой уникальной возможности сопричастности и взаимопонимания, да и понять этот феномен на современном уровне практически невозможно.   
           Дед долго объяснял внуку все тонкие нюансы этого феномена русской души, при чести своей состоящей. Понятия, совершенно чуждые современному миру, так задели юного мыслителя, что вся жизнь его показалась ему каким-то бредовым сном, шаржем на жизнь исконную, где осваиваются новые земли, завоевываются ханства и государства, писались манифесты и конституции, распахивались новые земли и открывались неизведанные страны.   
*
           Но задушевной беседы не получилось. На деда обрушилось всё неудовлетворенное  любопытство и бесконечная любознательность внука. Так называемые знаменитые «детские вопросы» оказались вовсе не детскими и заставляли задуматься старика всерьез. Он испуганно и восторженно смотрел на внука, и, не подавая виду, поражался его пытливому уму и четкости мышления. В детской головке возникали проблемы мирового уровня, высокая творческая мысль, а затем логическая, практическая критичность, свойственная познавательному процессу. 
         Насколько деду оказалось нелегко, говорить не приходится. Он лихорадочно вспоминал все известные ему работы о «Слове», а их было такое множество, что его ум бы явно забуксовал, если бы не яркая, свежая всесильная улыбка внучка.
          Внук начал с высот, не свойственных современному миру и дед с трудом свел разговор в последовательное русло, для лучшего усвоения истин нетривиального свойства.
          - Дед, а почему князь Игорь, «отправился на «позор»?! Ведь он хотел… Дед, а почему он хотел отомстить?! Он отомстил?!
         - Видишь ли, внучок… Поход князя Игоря, произведение не простое, здесь тайна и наставление потомкам. А дело было так – хазары напали на русские земли, взяли в плен русичей, разграбили города и деревни, пользуясь отсутствием войска Игоря. То ли  с посольством те уходили, то ли междоусобица, то ли землю пахали, или всё вместе взятое. И решил тогда князь Игорь честь русскую вернуть, да пленных вызволить, веру свою укрепить. У кого нет веры, чести и совести – тому не понять, как можно с таким малым войском против тьмы половецкой выступить?! Да духом был силен Игорь, понимал, что на нем вся судьба будущего его народа. Думал он по-царски, а не по плебейски. Царь должен отвоевывать земли да богатства, что бы его поданные жили в довольствии и достатке, а  не сидеть на печи да есть калачи. А пуще всего беречь веру и честь земли русской, ибо это неприкосновенность и безопасность народа! Но главная его задача построить храм небесный на земле, ведь он помазанник божий, а как он будет строить, если вокруг вороги теснят земли русские, плач и страх кругом, дикие племена и иноверцы?! Незадача…
         - Это тебе мой подарочек на годы и века, внучек!, - хитро засмеялся дед и увлек внука к весело смеющейся куче ребятишек, играющих в фант. Ведь детство никто не отменял!   
*
          Но произведение завладело воображением мальчика и они с дедом провели ни один вечер, разговаривая о князе Игоре и его загадочной судьбе.
         - А почему Игорь, а не другой князь?!
          - У других князей была другая миссия, а Игорю досталась самая сложная работа, утвердить дух и веру в добро и справедливость, и совершить возмездие за причиненное зло…Ну ты знаешь: «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет!»
           - А у всех Игорей особая миссия?  Игорь, от слова «иго»?! Татаро-монгольское иго?! Он остановил иго или просто отсрочил?!
          - Эко ты куда бьешь! Не в бровь… не в бровь…
          - А как переводится имя Игорь?! Горе или гора?!
          - А вот это вопрос не простой. Ученые утверждают, что имя Игорь произошло… Впрочем, существуют некоторые разногласия у ученых относительно происхождения имени Игорь. Одни считают, что оно чисто славянское, другие стараются привести доказательства, что оно имеет древнескандинавские корни и преобразовалось от имени Ингварр, что переводится как «бережливый». У славянских народов оно ассоциировалось с воином огромной силы, которому поручили охранять имя самого Бога. По одной из версий, имя Игорь (как и имя Ингвар (Инъгварь), которое летописи отличают от первого, см. Ингвар) произошло от скандинавского имени Ingvarr или Inglar. Первая часть имени — Ing — представляет собой имя скандинавского Бога плодородия (изобилия), а вторая — Varr — означает «воинство, сила». Считается, что в древнерусском языке имя Игорь имело значение «охраняющий имя Бога». По другой, менее распространённой версии, имя Игорь имеет кельтские корни и связано с кельтскими именами Iger, Inger, Ingar, Ingereld, Ingerard. В кельтской Бретани имена с «инговым» корнем (Inger, Inge) были широко распространены — известен целый ряд их форм, а также связанных с ними топонимов. Имя относится к первым заимствованиям имён в древнерусском языке (дохристианскому периоду истории русских имён), а также к династии Рюриковичей. В связи с тем, что это было одно из имён, употреблявшихся знатью, оно имело в то время ограниченное употребление.
*
           Время шло, а вопросов становилось всё больше и больше… А вот ответов… Чем больше мальчик узнавал, тем длиннее становилась нить рассуждений, а ответ исчезал за горизонтом прошлого зыбкой цепочкой версий.
            Если хорошо знать историю, начиная с библейских времен и даже ещё ранее, с египетского государства, то закрадывается справедливое уточнение…Рассмотрим экзотерический смысл «СЛОВА», то что лежит за пределами простого миропонимания, на пороге тайны для посвященных. О, сколько ему пришлось изучить древних алфавитов, проникаясь в символический смысл букв, сложно сказать. Все они затейливой канвой вились, переплетаясь ярким позументом великой идеи и, заиграли шелковой каймой на сюртуке Его величества – Времени…
 «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - «С ЛОВ «О» о ПОЛ «КУ» ИГО «Р» ЕВЕ»
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - «С ЛОВ О О ПОЛ КУ И «ГОР» ЕВЕ»
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - С ЛОВ О «О ПОЛQ… н»  И «ГО»  «Р» Е в Е».
         Непонятно? Сложно? Юноша так не думал.  О – это духовность, А - материя, Е –душа. «Альфа и Омега!» Вернее - «Икс, Игрек, Зет»…!!! Ты меня понял?! Игрек! «И грек»… Игорь – грек, вернее - игрек?!...Но! А как переводится тогда - грек, Греция?! Сокральность алфавита, текста, рукописи…До настоящего времени никто не знает, как переводится слово «Греция», во всяком случае - так пишется в энциклопедиях. 
          Догре;ческий субстра;т — термин, обозначающий неизвестный язык или языки, предположительно распространённые на территории Древней Греции до прихода носителей протогреческого языка. Предполагается, что греческий язык заимствовал большое количество слов и имён собственных из догреческого языка или языков, поскольку заметная часть греческих слов не может быть объяснена из реконструируемых прото-индоевропейских корней и морфем
         Есть предположение, что страна названа от древнего племени «грайхос», проживавшего на её землях – и, вероятно, переводится как «разверзнувшийся рай». То ли рай, то ли грех… Или то и другое, по библейскому преданию?! Но на память тут же приходит главный храм Греции в Афинах. Может здесь таится ключ к разгадке?! Парфенон… Эрейхтейон… Усыпальница первого царя Эрейхона. И тогда… Но «рай» схож с «рекс» – царь… То есть Адам стал царем на земле?! Значит рай и рекс – синонимы?! Как интересно и загадочно. Но самое интересное ещё впереди! Как ранее говорил тебе дед – все греческие боги и учителя – из Руси. Значит, «Греция» - русское слово… интерпретированное фонетикой и временем до неузнаваемости, но понять всё же можно… то ли греться, то ли грех, то ли крест, то ли грация… то ли грассия.. то ли… рассия…Или Греция – это рецать, прорицание… А интересно, как с египетского будет звучать Греция – Хеция?! В обиходе египетское «ХЕ» - это земля. Для египтян, пересекших Средиземное море - Греция оказалась просто землей?! Ну, есть ещё и не «просто». Ведь «Хе» – это душа, вернее, одна из её ипостасей. Кроме того, по-японски или по-китайски «Хе» - это журавль. Журавлиный танец греков?!
          Какая длинная, запутанная история… Безусловно, тут необходимо знание мифологии Египта Греции, Рима. Иначе невозможно разобраться. Здесь скрыта огромная тайна мироздания и наука говорит языком экзотерическим, а не изотерическим. А может, тайна она утрачена, или закодирована?! И опять одни вопросы …  Где же ответы?
*
           Юноша до позднего вечера бродил по городу, не замечая, как пасмурный день перешёл в белую ночь. Не заметил он и как очутился на Университетской набережной. Ленивые волны Невы заползали на скользкие ступени, на миг замирали прозрачными слюдяными пластинами и скатывались чернильными пятнами в белесые воды реки. Словно вечность решила подшутить над юношей – вместо ответов: прозрачные пластины вопросов. Но чем дольше он смотрел на них, тем больше в душе накапливалась смутная догадка.  Она неуловимо вращалась в мозгу, словно земной шар, и очень сложно было найти хоть какие либо зацепки. Но что он на верном пути – сомнений не оставалось.
          Он поднял голову вверх и заулыбался – на него невозмутимо и торжественно смотрели сами Сфинксы. Ах! Вот кто его мучил вопросами! Знаменитый вопрос Сфинкса приобрел совсем иную окраску. Он, оглянувшис озорно по сторонам, быстро влез на высокий парапет и устроился у лап Сфинкса. Сверху история оказалась не такой туманной и запутанной. Юноша с благодарностью вспомнил графа Муравьева, стараниями которого были сфинксы доставлен в Санкт-Петербург. А это тоже не простая история и могла бы даже показаться невероятной – но факт! Очевидное - Невероятное! С самого Египта, с мифических Фив эти 3.5 тысячелетние Сфинксы теперь помогают  юноше в самых невероятных размышлениях! А ведь этого могло бы не случиться – граф, совершая паломничество по Египту, увидел сфинксов на аукционе и запросил Россию о возможности приобретения. Но пока решался вопрос – сфинксов приобрела Франция. Но сфинксы всё же заняли предназначенное им Вечностью место – на краю земли Гиперборейской, на Неве… Благодаря французской революции, повелению Николая Первого и Художественного совета - Сфинксы на Университетской набережной. Из самих Фив… Страшно подумать! Жара, пески, пальмы, магия жрецов 4 тысячелетия, и - парадокс! Вдруг – северная столица России. «Северная Фиваида», так граф Муравьев назвал земли Белозерья, где монахи севера вершили служение…
           Теперь всё стало на свои места. Египет… Греция, наследница Египта… Византия…Франция… Русь… Сфинкс четко отслеживал мысли молодого человека и непроизвольно увлекал его в невиданные дали. Уже на рассвете молодому человеку, окончательно продрогшему на свежем невском ветру, привиделся даже Пушкин, Длинный черный сюртук, цилиндр, трость, развивающийся плащ, бакенбарды, взгляд устремленный на Петропавловскую крепость… Сердце бешено заколотилось, кровь прихлынула к щекам: город наполнился каретами, повозками, ржанием лошадей, суетливо бегущими служащими..         
          Это длилось мгновение, два… и вновь пустота… Вздох разочарованья…
          Нет, ну почему пустота?! Внизу, у самой кромки воды и гранита стояла юная, тоненькая, почти прозрачная девушка. Молодой человек затаил дыхание, словно боялся, что и это видение исчезнет. Но «видение» присело у воды, тихонечко погладила тонкие пластины набегающих волн реки. Пластины замерли, явно не желая сползать назад, в реку и казалось, что под её рукой уже целая стопка этих странных, прозрачных пластинок. Молодой человек почти кубарем скатился со своего «насеста» и боясь вспугнуть видение  несмело прошептал:
           - Доброе утро…
            Девушка подняла глаза – огромные звезды вспыхнули в душе молодого человека.
          - Вы фея? Клеопатра? Принцесса?!
          - Нет, я студентка третьего курса университета, - просто ответила девушка.
          - Что Вас привело в столь ранний час на это место?, - поинтересовалась она…
          - …князь Игорь…, - неуверенно ответил молодой человек
          - Да, «Слово о полку Игореве» — уникальное произведение древне-русского творчества, повествующее о чудесном  избавлении Игоря Святославича из плена монголо-татарского. Неоспоримая ценность данного произведения — высокий дух, героизм, прохождение испытаний русичами и выход из него с великим достоинством – это бесспорно…
         - Вы тоже думаете что это произведение, а не летопись?!
          - А разве эти две вещи не совместимы?! Произведение «Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древней письменности с талантливейшими литературными достоинствами, призывает к вниманию тонкостью, чувственностью, образностью и неоднозначностью повествования...
          Яркий луч солнца пронзил ватную серость утреннего неба, и таинственная улыбка Вечности заиграла на лицах Сфинксов. Сфинксы вдруг стали оживать, приобретая золотисто-розовый цвет рассвета. Но, к сожалению, это были лишь вкрапленный в сиенит кварц, отражающий восхитительную зарю… Сфинксы по прежнему величественно и безапелляционно хранили свою тайну вот уже 3, 5 тысячи лет, слегка недоумевая, почему в Фивах стало так прохладно…  И лишь их непреходящее свойство задавать неразрешимые вопросы человечеству было вечно живо…
           - Нет, Вы не студентка! Вы Ангел! Как Вы думаете,   что должно было прозвучать, какая идея, мысль, мораль при обращении к «Слову»?!
           - Безусловно, здесь скрыта огромная тайна, во всяком случае, не «позор князя Игоря, попавшего в плен при походе на  половцев». В этом произведении заложена канва огромного смыслового материала, послания в будущее, конечно, не умаляя высоких художественных, героических и лирических достоинств произведения. Ибо все произведения — это послание Свыше Будущему, но достойны ли мы знать прошлое и будущее, если настоящее настолько фальсифицируется и эксплуатируется не во благо, но ради корысти, что поневоле задаешься вопросом, а вправе ли ты раскрывать истину вандалу и лихоимцу?! Что станет во зло, а что на благо?! Истина — это неприкрытая правда, которая не воспринимается злом, поскольку у него нет такого понятия, как добро. 
           - Только не понятно, какое зло может  таится в простой информации… Ведь общество интересует два простых вопроса. Первый – дата написания произведения, и второй – авторство…
           - Здесь всё не просто и вместе с тем – очевидно. «Академия» датирует произведение 15-16 веком, переписанное с древнего источника 12 века, причем до смерти Игоря, навевая версию о его авторстве. Так ли это?! Сложно судить — все доводы уникальны, но... к сожалению... многие параллели в тексте и в художественных приемах стали известны на Руси значительно позднее, чем датирует Академия. Она, при всех своих достоинствах упускает одно лишь свойство русского человека — его гениальность…как носителя древней культуры, языка, врожденной грамотности, наследственности…
*
          Да, действительно, в золотом детстве ПЕРВОЕ знакомство с «Князем Игорем» произошло через оперу Бородина «Князь Игорь» на полнометражном экране кинотеатра. Потрясение было громаднейшее. Правда, на детское восприятие оказалось не совсем понятно, почему Игорь требует свободу, какой такой позор и зачем его искупать. Тут  явно не совсем удачен текст либретто Стасова, он явно не понимал цели Игоря, но остальное – просто потрясающе. Вызвала сочувствие каватина Кончаковны, но ей пришлось отказать в любви князя Игоря. Плач Ярославны вызывал недоумение – ведь всё кончилось хорошо! Скорее «плащ» - покров, укрытие, солнечное затмение. Ведь Ярославна – славит Ярило и может предвидеть затмение, ставшее решающим фактором, «плащом» в спасении Игоря. И это не дремучее язычество, приравненное к варварству – это реальная магия жития слитно с природой, не калеча и не противореча её силе, но зная и используя её могущество и помощь. 
           При знакомстве с текстом «Слово о полку Игореве» для детского восприятия не было проблем. Хотя далее первой страницы  прочитать не удалось. Слишком много тайн, загадок - пришлось даже выучить наизусть, чтобы не сбиться. Впрочем, пушкиноведение не давало никакой надежды разрушить выстроенный детский мир с князем Игорем. Это был не дикий, темный варварский период – но высота и чистота духа, нравов, чести и долга.
           Перевод с древнерусского тоже не стал проблемой. «Не лепо ли…»  - явно не «лепота», а нелепость, если говорить о трудности похода – это же герой идет на войну и ни каких антимоний! Со словом «бяшет»  - проблема: то ли украинское «брешет», то ли библейское «блеет». Ведь у Христа паства – овцы… Непонятно… Скорее – второе… и первой – ворогам!  И не просто князь Игорь, но Свято Славич! Ведь мы не просо отбились от фашистов, но дошли до Берлина. Братие… - не монашеское ли братство тайного ордена?!  «Орлом под небеси» – образ самодержавия, «шызым волком» – половцы с хвостами волков на шлемах, «мыстею по древу растекашеся» - возмущению не было предела! Какая мышь?! Какая «куница» какого-то там уездного района, наречия и народности – это явно берестяная грамота, где было написано произведение со сложностью трактовки события! А древо не простое, а генеалогическое! Если не учитывать друидов!
*
           Пушкиноведение - это первый и основной ключ к разгадке «Слова». Всё было так, как хотелось, а ни какие-то там выкладки ученых! Невозможно упустить феномен возникновения и «исчезновения» подлинника «Слова» Мусиным-Пушкиным. И чудесное его появление в переписи в Санкт- Петербурге после московского пожара при Наполеоне - это второй ключ к разгадке.
            Не удивительно, что молодая пара без всяких раздумий направилась в музей Пушкина на Мойке, как только его двери гостеприимно распахнулись. Они оказались первыми посетителями музея-квартиры и с удовольствием окунулись в мир идиллистической романтики и глубокой трагедии… И, неуловимый дух Пушкина и тонкая чуткая душа Натальи Гончаровой сопутствовала им повсюду. Какая прозрачная легкость, музыкальность, утонченная образованность, великолепие… Просто завораживает! Всё живо, просто и восхитительно. Но портрет Пушкина на смертном одре и маска показались просто кощунственными. Люди приходят сюда в надежде на встречу с Бессмертием Творения и Вечно Прекрасным и, так больно шокировать посетителей… мягко сказать, несколько некорректно, даже… неэтично…  Конечно, это жизнь… Но Поэзия Творчество выше прозы смерти… Во всяком случае, молодой паре так показалось. Особенно потрясла атмосфера библиотеки. Сколько пережито, обдумано, сколько замыслов, неоконченных набросков, рукописей… Рукописи… Они с удивлением, словно впервые, разглядывали листки бумаги, где витиевато отражалась мысль Пушкина… Легкий росчерк пера – рисунок, набросок, профиль… Что это? Потаенный внутренний мир поэта, размышление, но как всё живо, дышит, чувствуется и представляется… Сейчас распахнется дверь, легким шагом вбежит Пушкин, усядется глубоко в кресло, обмакнет перо в чернила и закусив кончик пера, задумается… словно разглядывая что-то далеко впереди… или в прошлом… Кто знает…
            Сказать, что молодые люди вышли под огромным впечатлением – это ничего не сказать. Да, они тут и ранее бывали, изучали, смотрели, писали сочинения… Но почувствовать исследовательский дух Пушкина, его многогранность, ощутить таинственную мистику Гончаровой… им пришлось впервые…
*
            - Вот мы и подошли к проблеме авторства…,- то ли утвердительно, то ли вопросительно сказал молодой человек. Его голубые глаза источали удивительный свет только что глубоко пережитого чувства, и испытанное потрясение не давало ему ни мыслить, ни рассуждать… Он, словно боялся разрушить удивительную чашу Очарования, хрупкую и восхитительно чувственную…
          Но вспыхнуло странное видение, Стяги русских флагов, золотистые шлемы, гривы коней, звук труб… и мысль вновь возвратилась к невероятному… слишком много оказалось стечений обстоятельств, чтобы забыть о «Слове»…Это был не то чтобы зов прошлого, долг перед Отечеством и князем Игорем… Это было нечто другое… Слава и Подвиг… Беззаветность служения Вере и Долгу… Невидимое творение Будущего… через боль, пламя и горе… Да, так… наверное… Безусловно, такие высокие чувства не могли остаться безразличием в душе любого и каждого…
            Пара в задумчивости шла по набережной, воды Невы неспешно нашёптывали смутные ощущения из Безвременья, смеясь над прагматизмом настоящего.   
            - Читая свитки, библии, переписанные писцами или составленные священнослужителями, невольно проникаешься их духом. Чаще всего это глубокое сопереживание, волнение, молитвенное состояние. Иногда – темная келья, иногда - выпивоха, иногда замученный постами и нападками настоятелей, безразличие и усталость, щепетильность и бездушие. Много разного можно почувствовать, читая рукописные издания религиозных и летописных текстов. Обладая абсолютным музыкальным слухом, чувством ритмики - не сложно проникнуть во внутренний мир писавшего…
        - Что чувствуется, впервые читая «Слово»?! Впоследствии сюжет захватывает, и личность автора уходит на второй план. А вначале – яркая блистательность, неоспоримый талант, некая позиция свысока, отменный лиризм опытного певца или исполнителя, привыкшего к овациям, блестящая образованность, но и холодная расчетливость, умение властвовать душами и эмоциями простаков. Имея гувернантку – математика, сложно ошибиться при всей мягкости, просчитывание каждого движения детской души в корысть. Здесь то же: за каждым словом – огромная многоуровневая смысловая, информационная нагрузка при всей неоспоримости творческого таланта изложения…
        - Явно портрет блистательного сановника «Золотого века», образованность, начитанность, явный интерес к родной, русской истории – поскольку есть Одиссей  Гомера, Овидий с Метаморфозами, так почему нет русской Илиады?! Но она есть, просто не дошла в письменном варианте.
          - Но сколько спето скальдами и гуслярами?! И это не уходит в «никуда» - это становится достоянием русской нации, носителями которого были блистательно, всесторонне образованные аристократы 18-19 веков. Царскосельский лицей – яркий пример служения отечеству при всех своих творческих достоинствах.  Повальное увлечения ложами массонов, розенкрейцеров, «Северным обществом» или «Южным» вполне могло создать подобного рода сочинение, и, стать достоянием русского народа. Самомнение автора здесь не имело значения – имея всё, самодостаточная, гармоничная, высокая личность не тяготеет к самопрославлению, ей важно создать произведение и не просто произведение, но своеобразный «меч» для борьбы идеологий. Возможно, это труд соавторский, поскольку чувствуется рука Голицына.
          - Почему Мусин-Пушкин может теоретически быть автором, но не фальсификатором «Слова»?! Потому, что все вышеперечисленные эпитеты вероятны для данной личности, как и для любого другого аристократа. Знакомство с «Черниговской темой» князя Игоря – духовный труд – говение черни»! Безусловно, здесь не социальный, но внешний признак, указующий на врата «белозерья», перед которыми обязательно говение. Жена Мусина-Пушкина – финка с уникальной, тонкой душевной организацией и сильным духом – северный вариант носителя духовного генотипа. Поездка Мусина-Пушкина на юг с Пушкиным, после Таганрога (*!?) – тоже ключ к произведению…   
         - Ну вот, кажется, многочисленные данные собраны воедино. Картина получилась однозначная… Но, за неимением материального подтверждения – всё же остается версией и не более того. Остальное – за профессионалами…

         - Академия делает параллель между «Словом» и Ипатьевской летописью. А так же приобретение Николаем 1 – Хлебниковской летописи?! А помилование после восстания Декабристов Мусина-Пушкина Николаем 1 за заслуги перед отечеством?!
         - Словно злой рок и ангелы спорят из-за будущего. Но побеждает Вечность, а не добро… За всё приходится расплачиваться, даже самому Высшему уровню…
         - Да, не стоит забывать  коронацию первого русского царя Михаила Романова в Ипатьевском монастыре Коломны и гибели последнего Романова в Ипатьевском доме...
        - Совпадение?! Вряд ли. Чья-то влиятельная рука по мановению волшебной палочки возвела и убрала русскую императорскую линию. Старый Боян, не желающий перемен, занимающийся «болтологией», то соловьем*, то соколом* на стаю лебедей*(атрибут Апполона)?! Или  начать повесть через реформы нового времени?! 
         - Далее. Ипат — это консул... Консул — высший магистрат в Древнем Риме…. Консул — дипломат, защищающий интересы своего государства и сограждан на территории иностранного государства в пределах некоторого округа…. «Консул» - это ещё и организация) террористов в Веймарской республике…. Консул в Генуя) — один из управляющих городом-государством  в XII — начале XIII вв. Генуя управлялась советом консулов…. Консул - синоним слова "отдел", к примеру: Технический консул/отдел #1, используется термин в каждых странах по разному. Надеюсь – исчерпывающая информация
         - Да, ещё затмения! Это очень мощный фактор тех времен
         - СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ - затмение Духа... Лунное затмение — это завершение какого-то этапа жизни – затмение души… Светила достигли противостояния, — после прохождения этой точки, Луна начинает обратный путь к Солнцу. Лунное затмение – это время максимальной освещённости, проявленности вопросов и проблем. Это кризис, в результате которого что-то будет кардинально изменено или отброшено. Так или иначе, но обстоятельства уже не останутся прежними. Это время, когда на передний план выдвигаются вопросы взаимоотношений, юридические споры и открытые конфликты. Оно является наиболее публичным и гласным временем года, раскрывая информацию, которая в течение длительного времени могла оставаться скрытой. Информация распространяется мгновенно, становясь достоянием общественности. Тайное может стать явным, разрушатся многие иллюзии, исчезнут неразгаданные тайны, некоторые вещи потеряют свою ценность.  (Неоконченное. Отрывок из книги.)

*
        Перед автором лежит белый лист.
         Белый лист – это такое чудо, это такая ответственность и… вдохновение. Кажется,  вот строчки, вот мысли… но неведомая сила тебя влечет и манит, подчиняет и забирает всю твою волю, силу, время…
         По академическим законам «правописания» написаны план рассказа, фабула, обозначены действующие лица, намечены характеры, выделена основная идея, нужно бы  вставки философского и психологического характера, пару анекдотов для потребительского спроса, побольше разговорной речи, добавить описательные и технические подробности, внести морально-этическую подоплеку и …  Но мысли и воспоминания нахлынули, как майский ливень, заполонив душу, захватив всю инициативу. И, как выясняется позже, рассказ переходит в повесть с неограниченным количеством страниц, листов, томов. До чего же это увлекательное и ответственное занятие… сопутствовать путешествию во времени и пространстве, в памяти… Впрочем, наверное, это очень личное… Попытка поделиться с понимающим тебя человеком… Или просто наброски натуралиста…Существует, конечно, четкая академическая оценка… Но… Не существует мира, который бы эту оценку не довел до абсурда… При этом используя всё до наоборот… Инновация, господа, не понятый гений, нужно батенька, нужно… Ну, вы же понимаете… (улыбка автора) Не грешу, не знаю и вам не советую…!!!