Встречи с Владимиром Ивановичем Марзалюком

Геннадий Матюшин
   

     Вырос я в небольшом городе с издревле громким именем Алатырь. После завершения учёбы в Московском физико-техническом институте был направлен на работу в один из московских научно-исследовательских институтов. Обзавёлся семьёй, квартирой, дачей, машиной, в общем, всем тем, что  должно  быть у нормально работающего в Москве человека.  Карьера учёного складывалась тоже успешно: в 1974 году защитил кандидатскую, а в 1983году  -  докторскую диссертацию и прошёл путь от младшего научного сотрудника до директора Всесоюзного научно-исследовательского института медицинских полимеров. Конечно, свободного времени  для отдыха было не очень много, но, тем не менее, я всегда находил возможность хотя бы раз в году посетить родной город, с тем, чтобы повидаться с родителями и показать своим  детям красоту родного края. Малая родина воспоминаниями детства,  дубравами, сосновыми лесами,  степным разнотравьем и  сурскими песчаными кручами крепко держала меня в своих объятьях! И после смерти родителей  продолжаю приезжать в Алатырь, чтобы  посетить  их могилы, встретиться с друзьями и просто отдохнуть душой. 
     Фамилию Марзалюк  я впервые услышал от своего отца, который с 1958 года по 1965 год включительно  был директором Алатырского релейного завода и до самой  смерти в 1981 году принимал активное участие в жизни города. Она была упомянута в каком-то разговоре за праздничным столом, когда к родителям пришли  в гости их давние друзья, занимавшие достаточно высокое положение в городской иерархии и мне запомнилась только из-за её необычного звучания. Вторично я её услышал уже от мамы,   где-то в 1986 году когда удивлённый размахом промышленного и жилищного   строительства в городе, спросил: « Кто же им руководит?». 
     В то  время фактическими руководителями любых административно-териториальных  образований таких как национальная республика (кроме Российской Федерации), край, область, город или район являлись Первые секретари соответствующих партийных организаций коммунистической партии. Именно они отвечали за всё, что происходило на  вверенной этому человеку части нашей земли! От умения руководить хозяйственными и административными структурами, наличия хорошо выстроенных связей с  вышестоящими партийными и советскими органами, авторитета среди людей, целеустремленности и правильного  понимания стоящих перед ним, как руководителем, задач и зависело развитие  подчинённой этому человеку территории. Не зря  проверяющая любой объект комиссия назначенная "сверху", обязана была сначала сообщить о своём прибытии  партийному руководству  территории,  на которой тот  находился, и только после этого приступать к работе! 
    "Интересно было  бы познакомиться  с Владимиром Ивановичем", - в какой-то момент подумалось мне, тем более, что в силу занимаемого мною положения директора Всесоюзного института, мне было рекомендовано представляться   партийному руководству при своём посещении  города.  Однако быстро сообразив, что одним  простым визитом в горком партии  мне вряд ли отделаться,  и придётся потратить не мало времени на  дружеские встречи  с представителями городской элиты и общественности, от этой идеи я тогда отказался в силу кратковременности моего  пребывания в Алатыре и желания как можно  больше времени  провести на природе и  в кругу близких людей.
   Этому привычному для меня правилу я придерживался до 2007 года, когда на празднике Дня города неожиданно встретился с Николаем Александровичем Шаховым, бывшим Первым  заместителем заведующего  отделом оборонной промышленности  ЦК КПСС, с которым я был хорошо  знаком по работе. Он сидел вместе с другими почётными  гостями города на трибуне стадиона в ожидания начала праздника, а мы  с женой проходили  по дорожке в поисках удобного места. Николай Александрович громко меня окликнул: "Геннадий Алексеевич, ты-то как здесь очутился?".  "Ничего себе вопрос? Это мой родной город,  - ответил я  –  а вот Вы  сами, что здесь делаете?".  Шахов рассмеялся: "У меня жена из Алатыря, поднимайтесь на трибуну, познакомлю!. 
      Мы с женой поднялись на трибуну,  где  нас приветливо встретила его жена,  Римма Михайловна. "Надо же, - продолжил разговор Николай Александрович, - столько   лет  мы с тобой общались, и, ни разу,  разговора об Алатыре   не было!".   Потом внимательно посмотрел на меня, на окружающих и  неожиданно спросил: "А ты, что руководству города ни разу за все свои поездки в Алатырь так и не представился? Непорядок!  Давай, знакомься!". Я прошёлся по ряду, пожимая руку   всем, кто на нём находился,  стараясь запомнить их фамилии и имена. "Мерзалюк Владимир Иванович", - представился мне худой, высокий человек с густыми тёмными бровями, большими внимательными глазами и сильными, рабочими руками. "А, тот самый  знаменитый руководитель города, в эпоху правления которого   Алатырь быстро развивался, – отметил   я про себя, -  наконец-то познакомились!". 
    Представили меня и действующему руководителю города,  его мэру, Михаилу Васильевичу Марискину, который произвёл на меня хорошее впечатление своей внутренней энергией и располагающей улыбкой.
    Спустя несколько дней нас с женой пригласили посетить открытие выставки в городском художественном  музее, где  среди многочисленных   посетителей мы увидели Владимира Ивановича Марзалюка.  Поздоровавшись с ним, мы осмотрели представленные  в музее картины и приняли участие в официальной части открытия выставки. В самом конце торжественной части, когда уже закончились выступления руководителей города, директора музея, представителей культурной общественности и гостей, включая меня, слово попросил Владимир Иванович.
    Он не стал выходить к столу, откуда произносили свою  речь все остальные выступавшие, а просто шагнул  ко мне  и   произнёс: "Знают ли собравшиеся, что   среди  гостей выставки  присутствует  наш земляк, алатырец,  Матюшин Геннадий Алексеевич?". Немного подождал, когда все повернулись в мою сторону и чётким голосом очень кратко перечислил все мои звания и заслуги перед страной, также изложил мои основные достижения в области науки и техники,  о которых, по-видимому,  ему  рассказал Николай Александрович  Шахов. Раздались аплодисменты.
 От неожиданности я смутился, не зная, что мне говорить, а главное, делать?  Владимир Иванович широко улыбнулся, подошёл ко мне, пожал руку и сказал: "Я хорошо знал ваших родителей, это были очень достойные  люди, и  я  рад, что они воспитали  сына, чья известность вышла даже за границы нашей Родины!".  Мы с ним немного поговорили о моих родителях, после чего Владимир Иванович выразил сожаление, что не был знаком со мной раньше и пригласил нас с женой к себе  в гости.
     Вот с этой встречи в Алатырском художественном музее и началось моё близкое знакомство с Владимиром Ивановичем Марзалюком, которое быстро переросло в дружбу двух,  уважающих  друг друга людей, значительно отличающихся по своему возрасту и по жизненному опыту.
    Владимир Иванович Марзалюк,  начал свою трудовую деятельность столяром в вагоноремонтных мастерских, затем стал  мастером, а после окончания заочно Московского политехнического института    был назначен директором мастерских. В 1971году его избирают заместителем председателя, а с 1972 по 1982 год Председателем исполкома городского Совета депутатов трудящихся,  в 1982 году он избирается Первым секретарём Алатырского горкома КПСС. С этой должности в 1989 году он и уходит на пенсию. Это всё, что мне было известно о В. И. Марзалюке, когда мы с женой ехали к нему в гости. Простая биография, но  явно не простого человека!
    Дом Владимира Ивановича  на улице имени Карла Маркса расположен недалеко от улицы  Почтовой, на которой прошло моё детство и я, конечно, не раз  топтал эту землю своими босыми ногами. Хотя с тех пор прошло  много лет,  вид улицы мало чем изменился:  всё те же частные одноэтажные дома, грунтовая дорога с  поросшей зеленью обочиной, деревья, заботливо посаженные  вдоль проезжей части улицы, разнобой  тротуаров,  лавочки для посиделок и отдыха и, конечно  же, цветы в палисадниках или просто под окнами. Дом В. И. Марзалюка ни размерами, ни  своим видом, ни архитектурой ничем не отличался от других домов  и  гармонично  вписывался  в общий вид улицы. Три берёзы под окном, крытый двор, небольшой сад с огородом -  вот и всё, что его окружало! Единственное, что его отличало от других домов это только то, что его стены  были  сделаны  не из дерева или кирпича, а из литого  шлакобетона.
     "Надо же, человек восемнадцать лет занимал самые высокие должности в городе, построил много жилья со всеми бытовыми удобствами, а сам остался жить в обычном доме! Хотя, наверное, спокойно  мог получить многокомнатную современную квартиру в любом из домов, те более, что у него в семье было двое детей! Не часто такое встречается!", - подумал я, нажимая кнопку звонка.
   Дверь открылась, и на пороге появился улыбающийся хозяин. Мы прошли в дом, где нас встретила миловидная женщина, с открытым взглядом и плавными движениями. "Проходите к столу и располагайтесь поудобнее, - произнесла она после приветствий, - меня зовут  Вера Ивановна".  Мы  с женой сели по одну сторону стола, а Вера Ивановна и Владимир Иванович -  по другую.   Увидев, что я кручу головой рассматривая обстановку в комнате, Владимир Иванович предложил  мне осмотреть дом и, как он выразился, хозяйство, пока женщины знакомятся.
   Мы с ним прошлись  по комнатам дома, вышли в крытый двор, где стоял грузовичок "Газель", подаренный  ему сыном, потом  мельком осмотрели небольшой участок земли, на котором огород, политый и обихоженный руками  жены, соседствовал  с   садом, и вернулись  к столу.
   Надо сказать, что  никакой лишней или сделанной на заказ мебели в доме не было, всё было скромно, рационально и соответствовало обычной квартире инженера или  интеллигента восьмидесятых годов прошлого столетия!  Особенно это сходство подчёркивало наличие большой и хорошо подобранной библиотеки. Я не удержался и выразил своё восхищение несколькими редко встречающимися  изданиями книг. "Это моя слабость, - засмеялся Владимир Иванович, - чтобы заполучить для чтения книгу в свою библиотеку мне приходилось, как говорится, иногда даже использовать  своё "служебное положение", хотя в остальных случаях я не мог себе этого позволить!".
    Кроме обычных для такой встречи блюд и закусок, на столе стояло несколько видов мёда, самогон из мёда  и  настоящий семнадцатилетний  хмельной мёд, сделанный по старинному рецепту. Владимир Иванович  пояснил, что он уже несколько десятков лет профессионально  занимается пчеловодством и всё свободное время посвящает этому делу. "На меня, когда я стал Первым секретарём Горкома, даже  жалобу в ЦК написали, что незаконно  обогащаюсь за счёт пасеки, пришлось даже объясняться с инструктором по этому поводу", - улыбнулся хозяин дома. "Ну и как?"  - поинтересовался я.  "А ничего! Он меня внимательно выслушал, уточнил, сколько лет я занимаюсь пчеловодством, кто мне в этом деле помогает,  и какой доход имею от продажи мёда. А потом сказал мне, чтобы не тревожился и спокойно занимался нужным для страны делом. Вот и весь разговор!" -  уже серьезным голосом произнёс Владимир Иванович.
    Завязалась непринуждённая беседа на самые разные темы, за которой незаметно пролетело почти четыре часа!
   Довольные проведенным временем и хозяевами, мы с женой покинули гостеприимный дом!
    Эта первая встреча оказалась, к моей радости, далеко не последней, и мы встречались с ним по нескольку раз в год, во время каждого моего приезда в Алатырь. Владимир Иванович был интересным человеком, умевшим внимательно слушать собеседником, умело направляя  репликами разговор в нужное ему русло, а кроме этого он и сам был прекрасным рассказчиком, который помнил многое  из своей непростой жизни. Для разговора со мной  он часто заранее составлял для себя перечень вопросов или  событий,  моё мнение и взгляд  на которые  Владимир Иванович хотел бы узнать. Разговоры между нами были откровенными,  иногда они переходили  в достаточно острую дискуссию, но всегда увлекательными.
Кроме рассказов о различных эпизодах и  поучительных историй из  наших с ним жизней, каких проблем мы  только с ним ни обсуждали: развал СССР в 1991 году, ситуация в промышленности и сельском хозяйстве, куда  движется наша страна?; что будет с наукой?; причины деградации нашего общества?; как решать проблему  миграции?; почему страна теряет управляемость?; сюжеты из написанные мною книг и многое другое.  Поскольку пересказать подробно все наши беседы не является целью моего повествования, то я остановлюсь только на своём личном  восприятии Владимира Ивановича, как человека и гражданина  нашей страны.
     Владимир Иванович Марзалюк  родился в 1928 году  в селе Подлески Минской области. Эта часть Минской области в то время входила в состав Польши, и поэтому он с самого детства столкнулся со всеми "прелестями" буржуазного государства, стремящегося силой утвердить превосходство польской нации над белорусами и украинцами. Уделом белорусского крестьянина была борьба за существование на крохотном участке своей земли,   работа  на  польского пана или  поиск лучшей доли в других странах. Одним словом, делалось всё, чтобы белорусские крестьяне  либо ополячивались, отказавшись от своего языка, культуры и религии, либо превращались в  источник  дешёвой неквалифицированной рабочей силы.
     Босое голодное детство, тяжёлый труд,  отсутствие возможности учиться (Школьное образование было платным и велось на польском языке)  и  полное отсутствие  перспектив, вырваться из нищеты  крестьянской  жизни.
Резкое изменение ситуации в лучшую сторону произошло для Владимира Ивановича только с приходом  в Западную Белоруссию  Красной Армии и установлением на её землях Советской Власти.  Однако продолжалось это совсем недолго и на смену полякам в 1941 году пришли немцы.
    Война! Снова голод, борьба за выживание, расстрелы мирных жителей, бомбёжки и пожары. Его отец принимал участие в партизанском движении, а он сам не раз выполнял роль связного для передачи нужных сведений по партизанской  почте. 
В 1944 году, Белоруссия была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, и его отец был призван в ряды  Советской Армии. Он погиб  в боях за освобождение Берлина, на Зееловских высотах и семнадцатилетний  Владимир Иванович, не имея за спиной фактически никакого образования и материальной  базы, вышел на "простор" самостоятельной жизни.  Он считал, что Советская власть открыла перед ним, простым деревенским парнем, возможность достойно по ней пройти и был её горячим сторонником! Владимир Иванович Марзалюк  сумел получить среднее и высшее образование и прошёл путь от простого столяра  до директора мастерских и от рядового члена коммунистической партии Советского Союза, до первого секретаря Алатырского Горкома КПСС. Его вера в коммунистические идеалы и Советскую власть была искренней и непоколебимой! 
   Однако, на удивление,  идейная убежденность Владимира Ивановича не была догматической, и при разговорах со мной, он никогда  не возводил в абсолют правильность действий и решений руководителей коммунистической партии на разных этапах развития страны.  Так же как он не считал правильным приносить в жертву политической  идеологии  вопросы  экономического  развития страны и трудовых отношений. 
    Как-то в одну из встреч В. И. Марзалюк, задал мне вопрос, что я думаю об Катынском деле,   которое в то время активно обсуждалось в средствах массовой информации. При этом  коммунистическая партия Российской Федерации официально заявляла о не причастности  руководства СССР к расстрелу двадцати тысяч польских офицеров,  и  считало что это преступление совершено немцами. Её лидеры  даже обвиняли руководство  нашей  страны в фальсификации архивных документов,  переданных польской стороне.
    Я  не стал  приводить все сведения и данные известные мне из различных источников, а ответил просто:  "Владимир Иванович, если бы это сделали немцы, то уверяю Вас, что они бы использовали  для этого пулемёты, а не пистолеты. Расстрелять двадцать тысяч человек за полтора месяца индивидуально каждого выстрелом в затылок могли только наши люди или точнее наши  нелюди. Немцев я знаю неплохо и наших людей тоже! И я думаю, что не ошибаюсь!".
    Надо сказать, что этот довод мне уже приходилось приводить одному из  идейных сторонников непогрешимости коммунистической партии, который в ответ стал обвинять меня незнании истории и отсутствии патриотизма, и поэтому   с некоторым  опасением ожидал реакции своего собеседника. Владимир Иванович внимательно поглядел на меня, немного подумал, тяжело вздохнул и произнёс: "Да, это, наверное, тоже  некий  довод, ничего не скажешь!".  Он довольно долго молчал, по-видимому, анализируя полученную информацию, и только потом продолжил разговор. 
    Возражать  по поводу  высказанной мной точки зрения  на Катынское дело Владимир Иванович  не стал, но и своего взгляда на  эту проблему  так и не сформулировал, не желая, по-видимому,  нарушать партийную этику.  В этот момент мне почему-то вспомнились его слова, что, если в своей работе руководитель сделал ошибку, то он должен обязательно найти силы, чтобы её исправить и извиниться перед людьми за свои действия! Мне кажется, что и к партии он это относил тоже!
    В пользу этого говорит и поведение Владимира Ивановича во время выборов в  2005 году мэра города. Как он мне сам рассказывал, в то время в партии коммунистов была установка, что местная партийная организация либо выдвигает своего кандидата  на соответствующую выборную  должность и борется за его избрание,  или выступает против любой кандидатуры  идущей от правящей партии «Единая Россия». А поскольку подходящей кандидатуры на пост мэра среди коммунистов города тогда не оказалось, то члены партии собирались активно противодействовать избранию на эту должность  Марискина Михаила Васильевича, который  выдвигался от "Единой России".
       Владимир Иванович Марзалюк выступил против такого решения, так как считал, что,  в сложившийся в Алатыре и  вокруг него ситуации только М. В. Марискин способен найти пути решения накопившихся в городе социально-экономических проблем, ведущих к его деградации. "Мы должны с ним встретиться, чтобы узнать его план действий на посту мэра,  и  как он собирается поднять городское хозяйство, - заявил он своим соратникам по партии, -  и, если идеи и предложения  Михаила Васильевича Марискина   правильны, то поддержать его, а не выступать против!".   
Однако его предложение понимания  среди большинства коммунистов не нашло, поскольку противоречило указаниям, спущенным "сверху". 
    Но это  Владимира  Ивановича  не остановило. Он встретился с М. В. Марискиным, который поделился  своими задумками и планами по развитию города. Бывший глава города и будущий нашли общий язык и оказались по одну сторону выборной баррикады, объединённые  желанием улучшить жизнь людей! В заключение разговора  Михаил Васильевич попросил Владимира Ивановича стать его доверенным лицом и тот дал на это согласие!
   Среди жителей города авторитет Владимира Ивановича, который активно включился в агитационную  кампанию по избранию мэра города,  был    очень высоким,  что  немало способствовало  убедительной  победе на    выборах  М. В.  Марискина, набравшего подавляющее большинство голосов избирателей.  За это некоторые члены городской  первичной организации  коммунистической партии грозились исключить его из своих рядов, однако разум восторжествовал,  и Владимир Иванович до конца своей жизни оставался её достойным представителем.
    "Коммунисты должны поддерживать умных и талантливых людей, действительно  способных решать проблемы на благо государства и народа, а не просто людей, умеющих трепать языком. При этом надо  активно и последовательно выступать против любых ошибочных и неправильных решений, приносящих вред  стране,  городу, деревне или  рабочему человеку, от кого бы они ни исходили, включая, том числе, и   наших выдвиженцев, занявших руководящие посты! А Михаил Васильевич Марискин, по моему мнению, был именно тем человеком, который был так нужен городу на посту мэра,  независимо от его партийной принадлежности", – объяснил  мне свою позицию в этом деле Владимир Иванович. 
    И надо отметить, что на своём посту его протеже действительно сумел многое  сделать для Алатыря! 
     Владимира Ивановича очень тревожила ситуация в промышленности и сельском хозяйстве, складывающаяся в нашей стране. Он по крохам собирал  интересующую его информацию, анализирую данные, полученные из разных официальных и неофициальных источников, и обязательно расспрашивал меня о том, что я видел по пути из Москвы в Алатырь, проезжая на автомобиле по сельским угодьям, деревням и городам. Его, конечно, интересовали в первую очередь не красоты российских пейзажей, а  степень обработки и ухоженность полей, появление новых построек в деревнях, а так же, как выглядят малые города, и чем торгуют на их рынках. 
    Практически в каждой беседе речь заходила о причинах застоя в промышленности, увеличивающегося технологического отставания в современных  областях техники, и деградации деревни. От него я узнал, что например, в республике Мордовия количество крупного скота и площадь обрабатываемых полей не только не упала, а даже выросла по сравнению с эпохой социализма, хотя в целом по России, эти показатели сократились почти в два раза. "Вот Николай Иванович Меркушкин (глава республики Мордовия) сумел-таки наладить сельское хозяйство, и деревни у него живут, и я его за это уважаю, даже письмо ему написал,  - заметил как-то Владимир Иванович, - а вот почему у остальных руководителей это не получается?  Не знаю! Гробят деревню, да и только!" "Вот и в Белоруссии у А. Г. Лукашенко с сельским хозяйством всё в порядке, а мы в нашей  стране, есть скоро будем только иностранные продукты. Дожили!", - продолжил он свою мысль. 
   В его голосе я почувствовал неподдельную  боль за деревенских жителей и обиду за нашу страну! 
    Меня всегда очень удивлял интерес  Владимира Ивановича к истории нашей Родины и вообще к истории цивилизации. А поскольку я сам любитель истории и накопил довольно много информации  в  этой области знаний, то с большим удовольствием отвечал на его многочисленные вопросы.  Мои рассказы о технических достижениях Римской империи, судьбе племени Готов, происхождению славян и Киевской Руси, структуре монгольской армии, событиях в землях Речи Посполитой или о Смутном времени он слушал затаив дыхание!
   Сам же Владимир Иванович много, и  с большой теплотой  рассказывал о своих соратниках по работе, друзьях и    своих достижениями в развитии города  на посту его руководителя. Он очень ценил свои знакомства с известными в стране людьми и с удовольствием вспоминал о встречах с ними.
     Нам с женой импонировало его нежное и трогательное отношение к своей супруге. "Вера Ивановна, это мой тыл и помощница",  - с неподдельной внутренней убеждённостью  произнёс он в одну из наших  встреч! Было приятно  наблюдать, как эти два очень разных человека заботятся друг о друге, даже если один из них "ворчит"  в адрес  другого. На сердце теплело от мысли, что Вера Ивановна и    Владимир Иванович сумели сохранить свою любовь и  взаимное уважение за столько лет   совместной жизни, пришедшейся на нелёгкие годы. Было приятно слышать, как они с гордостью рассказывали о своих детях.
    Владимир Иванович буквально преображался, когда речь заходила о пчёлах. Мне казалось, что он знал о них всё! Практика у него была очень богатой, так как пчеловодством он занимался много лет, опираясь на  помощь и поддержку  Веры Ивановны в этом непростом деле.  Он увлечённо рассказывал о различных конструкциях ульев, начиная чуть ли не с древних времён, о медоносах,  зимовниках, зимне-весенних кормовых запасах для пчёл, технике исправления неблагополучных семей и о других премудростях!  Особенно его восхищала многогранность  поведения пчёл, сложность и рациональность пчелиного  социума в улье, тонкости переработки пчёлами нектара в зрелый мёд и, конечно же, их работоспособность! Владимир Иванович говорил, что  пчела в день, в среднем, посещает около семи тысяч цветков, пролетая за один  вылет из улья до трёх километров! Не зря своим уважаемым гостям он в качестве презента дарил рамку с сотами на память о встрече с ним.
    Будучи сам большим тружеником, В. И. Марзалюк с почтением относился и  к чужому труду, не только людей, но и  даже пчёл!
    На мой взгляд, Владимир Иванович был Созидателем по своей натуре. Он своими руками построил дом, в котором жил вместе с семьёй, ремонтировал и восстанавливал вагоны, а став руководителем города, Владимир Иванович добился строительства в Алатыре сыродельного комбината, завода низкотемпературных холодильников, комбикормового завода, овощехранилища, больницы, нового водозабора, дворца культуры, жилых домов и других объектов социальной сферы. Объём промышленного производства в городе вырос в пять раз, а жилой фонд  -   вдвое.  При нём город рос, развивался и благоустраивался.
    Выйдя на пенсию, он продолжил активную общественную деятельность, в городе его все знали и уважали. Имя Владимира Ивановича Марзалюка по праву занесено  в списки Почётных граждан города Алатырь. 
Владимир Иванович Марзалюк умер 22 сентября 2013 года. Он пришёл на землю и выполнил всё, что положено сделать настоящему мужчине: построил дом, посадил сад, вырастил детей и оставил добрую помять о себе!

               

                Ноябрь 2013 года