Город - Храм души нашей. Град Петра

София Кузнецова
      Вы знаете -  сколько  городов на нашем земном шарике? Свыше 2.5 миллионов! Вот это цифра!
 
А задавались Вы вопросом, что такое город, город для Вас лично, для близких или просто прохожих и приезжих?  Ведь из 2,5 миллионов городов мы можем посетить за всю жизнь несколько десятков.

Что первично город или человек в нем живущий? Ведь город рождается сначала не в географическом месте…
Я рассматриваю город, как храм души. «Если рассматривать город, как храм, либо как пристанище, то город - это отражение человеческой культуры» - считают исследователи.

Даже по фотографиям видно - город является  культурной идеей, и все остальное подчинено ей. Она кладется  в качестве идеала для города. Город может быть Вратами Бога, например. Может быть раем, или утерянным   раем….

Нет города на Западе или Востоке. Город должен рождаться в муках культуры, как идея Соборности человека. (В.Розанов), но  можно сказать о Городе как о мимолетных, невидимых движениях души, паутинок бытия человека.
В России 19 века такой Соборностью стала русская литература. Литературные образы  суть зеркальные образы-формы города, в которых идея города наиболее полно была воплощена. Вспомним хотя бы образ Фирса из «Вишнего сада».
Город же постоянно меняется, постоянно вступает в конфликт с самим собой. Этот живой  организм преломляется в зеркале художественной формы, и в каждой форме он разный.

Городам России по понятию соответствовали русские храмы и русские усадьбы! Именно по понятию! Поскольку именно  в этих  местах происходило соединение в одном Городе двух храмов — Града Небесного и Града Земного. И в них происходила синергия  единения души и тела, Бога и Человека. Рамка Города не лежит в том или ином месте обитания, которое привыкли называть городом... Рамка эта, идея Города, пролегает через сердце поэта и философа, которым нет места в эмпирическом городе. Сократа отравили. Христа распяли.
                «Мы ходим по улицам среди домов, топчем асфальт, и думаем, что ходим по городу. Не правы мы, не задумывается никто, а ведь Город - образование идеальное, то есть это форма идеи, определяющая в дальнейшем способ и образ жизни человека».

              Интересно,  в 19 веке опять же быть горожанином — значило «городить», строить «нерукотворенный Храм» души своей, заботиться о себе (в духе древнегреческой). Огораживать себя от всякой нечисти, идти на казнь, на площадь ради фундаментальных принципов  бытия, как Джордано Бруно, поскольку без них ему — не жить.

Горожан в этом смысле было не так много. Столько, сколько людей культуры. Иисус Христос, например. Или Сократ. То есть сугубо частные лица, не занятые в политических делах интенсивной городской жизни. Или, например, Чаадаев, проживший затворником во флигеле половину жизни.  Пушкин, не любивший город, но обожавший Болдино и Михайловское.

У каждого есть свой любимый  Город, где родился, или сейчас живут родители, или…Да мало ли почему, мы любим СВОИ города.
Что такое мой любимый город?
Это парк, качели, детский сад, а с годами просто повод  киноленту жизни открутить назад.  Мой любимый город – это школа, одноклассники, мои учителя. Поцелуи, расставания у вокзала, под шумящие от ветра тополя.
И дай нам Бог, чтобы они стояли, даже самые маленькие. Процветали, хорошели. Появлялись в них очаги культуры, рождались дети и дети их детей.
Города наши! Вы прекрасны, несем мы вас в сердце, и будем нести вечно.


               
ГРАД ПЕТРА.

«И майской ночью в белом дыме,
И в завывание зимних пург,
Ты всех прекрасней несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!»
Н.Агнивцев

Итак, храм души моей – Петербург, Северная Венеция. Один, но разный. Любимый, обожаемый мной - Петербург  - Пушкина, Достоевского,  Гоголя,  Андрея Белого, Мандельштама и многих, многих,  других.  И поэтому, объединяя эти сокровища Петербург, как культурная форма стал царским, то есть божественным.
Петербург — мистический каменный серый Город, это литературный персонаж, рожденный так же, как рождены образы Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
Град Петра: « И был здесь город заложен, назло надменному соседу».

Гуляя по улицам Петербурга, думая о нем, я вспоминаю стихи великих поэтов.  В Городе, к счастью,  невозможно отличить выдуманное от доподлинно существовавшего. Современный гид показал мне  на экскурсии и здание Третьего отделения, где судили Достоевского, но также и дом, где Раскольников зарубил старуху-процентщицу. 

О, Петербург! Ты Город и личность. Ты два храма, и  растут они друг через друга, постоянно оглядываясь друг на друга.

Место рождения Петербурга, как у человека - Заячий остров. Здесь 27 мая 1703 года Петр 1 приказал заложить крепость, ставшую впоследствии историческим Центром города.

Это моя ода любви и благодарность Городу, в котором я часто бываю, работаю и безумно люблю.
Это душа не только города, но и душа многих Городов -- прекрасная, восторженная и чарующая, трогательная, загадочная.
А сто островов, и каждый со своей тайной. Как это интересно, тайны Города, которые ему передали люди.
Как прекрасно пройтись по островам, моему любимому Васильевскому, или объехать их на маленьком катере. С катера видна завораживающая архитектура многочисленных ансамблей Города.
А мосты, как руки великана, переброшенные между островами, которые тянутся к прохожим, стальная вода, как кровь артерий-каналов.
Мосты, мосты - целый музей мостов, чарующий своей гармоничностью, с небольшими гранитными арками. 
В водах каналов отражаются легчайшие узоры ажурных конструкций. Вот стемнело, и взлетели вверх разведенные руки мостов, как -  будто Город  обнять хотят.
Я иду по  Городу,  и в неземном мерцание фонарей, то, что казалось знакомым днем, Город превратил в прекрасную сказку.
И каждый вечер здесь не похож на прошлый. Город - это как  человек со своим характером.
И просыпаясь утром, Город, как человек,  улыбается своим мечтам.
И новый день приносит новую красоту, и отраженье в воде веков уже вчерашних. И просыпается новая сказка, когда будит ее ровно в полдень сигнальный выстрел Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости.
Часто город просыпается в серой мгле моросящего дождя, и как у человека слышится нескрываемый стон.
И только омытый дождем Петр, осадивший коня, знаменитый Медный всадник стоит на страже Города, и не страшен ему ни ливень, ни снег, ни реквием, что поёт ветер над Невою.
Когда бы не приехала я в Петербург, память моего сердца хранит Пушкина и Лермонтова, Блока, Ахматову и Мандельштама и десятки других, кто сделал Город - божественным Петербургом.
И вновь и вновь я вечером гуляю. Белые ночи, колокольный перезвон.
Я немею от счастья, я брожу в молчании, чтобы уловить тот миг, когда Город после нужной суматохи, затихает, готовясь ко сну.
И не надышусь никак я каждым вздохом, а колокола поют о вечном, луч мелодий освещает купола до небес, до ангела, до  следующей встречи.
Уж поздно. И домой пора. Завтра погуляем….