Памятник Вальс Победы

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Скульптура Алексея Агриколянского "Вальс Победы"


Хорош и «Вальс Победы» на Бульваре отдыха (ул. Ильича). Он был бы хорош и не в Академгородке.

И мне становится грустно, когда я вспоминаю, что нет в Академгородке Храма науки Эрнста Неизвестного, а мог бы быть. И нет до сих пор в верхней зоне Дворца культуры, которого Академгородок давно, ещё с наших времён заслужил небывалым расцветом культуры и свободомыслия, пик которого пришёлся на 1967–начало 1968 года.

И эта же первая половина 1968 года станет временем разгрома свободомыслия, а события в Чехословакии и их отклик в Академгородке надолго поставят запретительную печать на наши помыслы. Ибо культура без свободомыслия – это как певец, с пропавшим голосом, как пилот без полётов, как любовь без взаимности.

Наверное, хорошим памятником той эпохи стало бы увековечение «Интеграла», как символа свободомыслия. А, может быть, когда-нибудь перед новым или старым «Интегралом» будет стоять скульптура Анатолия Бурштейна. Это было бы справедливо.

Но в будущее смотрел не только Бурштейн. А вдруг увековечат и мятущуюся душу Владимира Немировского?

И фантазёра с добрыми глазами за выпуклыми стёклами очков Игоря Рышкова?

Росли наши дети, и всё для их развития было сделано в моём Академгородке, но они были лишены возможности слышать вольные голоса своих отцов и матерей. Наоборот, они воспитывались на примере отошедших (отстранённых!) от активной общественной жизни родителей.

И всё же в памяти людей остался Академгородок шестидесятых и имена людей, олицетворяющих тот Академгородок.

После разгрома мы продолжали жить в Академгородке, но он был и наш, и не наш. В нашем МЫ были хозяевами, в этом – чуждые нам люди со своими набившими оскомину лозунгами, которые думали, что с помощью своей сети политпросвещения они вобьют нам в головы их завиральные идеи, убедят, как замечательно жить в стране Советов, обманут дутыми цифрами «достижений» социализма.

Они захватили НАШ мир. Мир, который мы создали за несколько лет, который любили, которым дорожили. Захватили и прогнали нас, забыв, что в нашем мире жило много людей, у которых он останется в памяти.

Я попытался воссоздать частицу этого мира, пропущенного через моё сознание, прекрасно понимая, что у каждого он свой. Да, у каждого свой. Но было и много общего, что объединяло нас, раскрепощало, возбуждало и пробуждало чувства, дремавшие доселе, заставлявшие делать добрые дела…

Теперь мне осталось написать о ярких событиях 1968 года и о последовательно завершённом разгроме свободомыслия Академгородка. Этот разгром тоже связан с именами людей, некоторые из них жили рядом с нами, рядились в тогу «своих парней», но по сути были душителями, гонителями. Такими и останутся в памяти.

«Мы поимённо вспомним всех, кто поднял руку», – пел нам в марте 1968 года Александр Галич. Наши гонители не только голосовали, они издавали постановления, считали себя вершителями судеб, позволяли себе считать своё мнение единственно верным, считали себя непогрешимыми, диктовали, что можно, а что «низ-зя».

Им не удалось сломать судьбы всех лидеров той весны Академгородка, хотя они пытались это сделать, но судьбы некоторых они сломали. Они остановили мчащийся вперёд «Мой Академгородок» и выкинули из его экипажа – из активной жизни – его лидеров. И не стало Моего Академгородка, – остался в памяти только его феномен.

Я люблю Академгородок и помню Мой Академгородок. И не мог я уйти из жизни, не рассказав о нём поколениям людей, которые пришли нам на смену.

Это мой подарок вам, люди. Но это и дань памяти тем, кто этот феномен создал, будучи молодым и энергичным, 20-30-летним. Восторженным мечтателем. Не «сидевшим на печи», а строителем другой жизни, лучшей, насыщенной, более свободной, без запретов…

И ему, этому юноше казалось, что ещё немного, ещё чуть-чуть и… всё получится. Но во второй половине 1967 года он уже лишился иллюзий. Он был первым, кого отстранили.

Вторым был Владимир Иванович Немировский.

Оставались ещё Анатолий Израилевич Бурштейн и Михаил Янович Макаренко. Каждого убирали по-своему, но для меня это каждый раз был как удар ножа в грудь…

Конец книги 9 "Мой Академгородок, 1967"

Продолжение - книга 10 "Мой Академгородок, 1968" - следует: http://www.proza.ru/2017/04/14/2393