Езиды - потомки ариев?

Евгений Казанцев
В истории планеты изображение креста в круге было представлено повсеместно. Исследователи отмечают, что в основе этих памятников культуры лежит христианский символизм, но его форма восходит к гораздо более древнему архетипу. Который был широко распространен как в пространстве, так и во времени – его тиражирование человеком «начинается с позднего палеолита», т.е. ему более чем  двадцать тысячелетий. Этот символ для древних народов имел сакральный характер,  отражен в том числе и в скандинавских наскальных рисунках. Рис.1. Одно из его проявлений - «кельтский крест», изображался в свое время на монетах. Рис.2. На бронзовой подвеске явно различаются четыре ломаные линии; в древнем Египте символ  воды. Рис.3. Долгое время он сохранялся в религии катаров. Рис.4. Но альбигойские войны, развязанные Римской католической церковью по искоренению ереси катаров, с исчезновением ее носителей положили конец этой ветви религии. Предтечей же катаров была болгарская ересь богомилов.  Рис.5.  На сегодняшний день этот символ сохранился в езидеизме, как священный и отображен на гербе. Рис.6.

Обратимся к  истории, в частности к Платону. Он писал: «Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины. На равном  расстоянии от берегов всего острова была равнина, если верить преданию, в середине этой равнины, стояла невысокая гора. Посейдон, тот холм укрепляет по окружности, отделяя его водными и земляными кольцами, проведенными на равном расстоянии от центра острова, словно бы циркулем». В связи с процитированными строками Платона представляет интерес карта Северного полюса Герхарда Меркатора с неизвестным материком. Рис.7.

Обращает на себя внимание искусственная составляющая острова. Описания Платона и Меркатора имеют в своей основе общие черты, различия же можно отнести к временному искажению информации. В индийском эпосе существует достаточно похожее описание: «Остров этот… круглый, колесообразный. Он покрыт реками и ручьями, и горами, подобными тучам, и разнообразными городами, а также прелестными селениями, цветущими и плодоносными деревьями; изобилующий сокровищами и злаками, он со всех сторон окружен соленым океаном». Там высится гора Меру, блистающая, как утреннее солнце, подобная пламени без дыма. Все люди рождаются там, изошедшие из мира богов.

Миф по своей сути  так и остается мифом, что стоит за ним понять чрезвычайно сложно. Тем не менее, они заставляют искать ответы на вопросы об их исторической достоверности. Некоторые подробности приводит Библия. И так, нам из этого источника известно: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон] : она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр] : она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

То есть в местности, где Бог поселил человека, находился источник для орошения рая, который уже потом разделялся на четыре реки. Согласно  Платону,  «…островок в середине Посейдон без труда, как-то и подобает богу, привел в благоустроенный вид, источил из земли два родника - один теплый, а другой холодный - и заставил землю давать разнообразную и достаточную для жизни снедь».

Любопытен и другой факт: Тауантинсуйю, название  раннеклассового государства инков, согласно энциклопедии Кольера, переводится как  «четыре соединенные стороны света».  Tawantin — «группа из четырёх предметов». Тawa — «четыре», с суффиксом - ntin, означает «совокупность»; suyu — «страна», «область» или «провинция». В доколумбову эпоху инки называли себя "капак-куна": "великие", "прославленные".

Вполне возможно, что мотив этого рисунка в древнем мире  являлся символом прародины ариев. По выводу доктора исторических наук Ю.В. Кнорозова (1922-1999), в мифологии индейцев Центральной и Южной Америки сохранились придания об исходе их предков из легендарного Ацтлана.  В одной из книг  Авесты есть строка «я, Ахурамазда, сотворил Арейю с оставленными домами». Здесь говорится о родине ариев, вот только почему с оставленным жилищем? Или здесь идет речь об Атлантиде, оставленной по какой-то причине предыдущим народонаселением?

Со временем, сколь бы не была значительной популяция ариев, она давно смешалась с другими представителями расовых групп. Известны случаи, когда в древности происходила попытка предотвращения смешения культурных традиций. Индолог, доктор исторических наук Наталья Романовна Гусева пишет: «Из распространенных в Индии памятников традиционной литературы, посвященной праву и законам, мы узнаем, что арьям в годы их проникновения в эту страну было запрещено физически смешиваться с местным населением. Было столь строго запрещено, что законы включали в себя угрозу лишать потомков от смешанных браков не только прав на наследство, но и права на сохранение имени отца, т.е. имени рода, арийского рода». Следовательно, установлением законов была предпринята попытка сохранить древнюю самобытную культуру. Отголосок данного установления прослеживается и в культуре езидов. Для них «характерно кастово-теократическое устройство общества». То есть браки с представителями других вероисповеданий запрещены. Езидизм нельзя принять —  «езидом можно только родиться». И в завершение, на фото представлена девочка-езидка. Характерной чертой облика ариев был цвет волос - рыжий\белокурый, цвет глаз – зеленый\голубой. Рис.8.

Литература:

1.Гусева Н.Р. –  Арии и древнеарийские традиции. М.; Белые Альвы. 2010 г.
2.Хрестоматия по истории Древнего Востока, ч 2. «Вендидад» Пер. С.П. Виноградовой. М.; Высш. Школа. 1980 г.
3.Махабхарата, кн 6. Книга о Бхишме. М.; Наука. 2009 г.
4.Платон, т. 3. Ч. 1.  СПб.; Изд-во Олега Абышко, 2007 г.
5.Библия. Бытие, М.; Российское Библейское Общество, 2006 г.