Глава 22. В шлюзах Гатун

Михаил Бортников
Глава 22. В шлюзах Гатун

В десять утра портконтроль вызвал "Барсу". К двенадцати нужно было поднять якорь и начать движение к каналу навстречу лоцману.

Новый четвёртый механик позвал второго  готовить машину. Валера, услышав новости по своей рации, поспешил в румпельную и позвонил Марии, попросил проверить по очереди обе рулевые.

В машине уже запустили дополнительный дизель-генератор.  Валера пришёл как раз в то время, когда механики разбирались, как взять двигатель в параллель. На первый раз помог.

Главный двигатель уже провернули валоповоротным устройством и вывели его из зацепления. Все необходимые насосы уже работали.

В ЦПУ зашёл стармех. Окинул взглядом ГРЩ и пульт.
- Вижу, что готовы. Мостик - машине. Прошу разрешения провернуть главный двигатель на воздухе, сделать пробный пуск и проверить реверс... Проворачиваю...
Зачихали все цилиндры по очереди, это выходил воздух через индикаторные краны.
- Четвёртый, вниз! Закрывайте с мотористом индикаторные...
   Мостик - ЦПУ. Машина готова, стоим у реверсов.

Сразу же после появления на борту лоцмана, дали полный маневровый ход  и подошли к каналу, где приняли на борт бригаду швартовщиков. Дальше двигались только малым и самым малым. Что происходило наверху, Валерка не знал.

- Элек, - окликнул его стармех, не покидавший пульта управления, - выскочи на минутку, посмотри, где мы находимся. Не помню уже, когда и на канал смотрел, всю жизнь в подвале.

Валера  и сам рад был оказаться на палубе. Выглянул через носовую дверь надстройки. Далеко впереди на палубах шлюза виднелись два локомотива. Они с помощью швартовных концов центровали судно по оси дока. Стены шлюза были на расстоянии трёх-четырёх метров от бортов.

Прошёл вдоль надстройки на корму, посмотрел на электровозики. Маленькие, но мощные!  Ворота шлюза начали закрываться.

- Ворота шлюза закрывают, что дальше будет? - доложил он стармеху.
- Это значит, что мы уже на месте. Движения  пока не будет. Сейчас панамцы включат свои насосы, и мы будем подниматься. Минут через двадцать ворота откроют, дадут самый малый вперёд, и мы продолжим движение, а локомотивы  будут нам помогать.

- Ещё два таких шлюза, один за другим, и мы выйдем в озеро Гатун. Самое красивое место - это перед следующим уже шлюзом, Педро-Мигель. Там находится узкий проход, вырубленный в скалах.

- Можно будет выйти посмотреть?
- Не обещаю. А вот сейчас тебе здесь делать нечего, можешь и на бак сходить, узнать, как брашпиль работает, и на мостик подняться.
- Спасибо, Дэдди! Если что, рация при мне. Зовите.

Приказ начальника - закон для подчинённого. Тем более такой приятный приказ. Через пять минут Валера уже был возле брашпиля. Замечаний по поводу его работы не было. С высоты бака, были хорошо видны и "мулы", как швартовщики называли локомотивы, и соседняя, параллельная нитка канала.

Она вела сейчас в противоположную сторону, и в ней шлюзовался огромный белый лайнер. Валера перешёл на другой борт и поднялся на мостик, не отрывая глаз от круизного судна. Толпы пассажиров стояли возле борта. Валера помахал им рукой, и получил сразу десяток дружеских ответов.

Мария стояла на крыле мостика.
- Скоро поедем?
- Минут через пять. Как дела?
- Всё нормально. Стармех меня отпустил оглядеться. Мария, а почему швартовщики зовут локомотивы мулами?
- Потому, что раньше мулы баржи по реке таскали. Смотри, на какую горку передние забрались. Между рельсов у них зубчатая дорога, иначе они бы не смогли наверх карабкаться.
- Пойду я в машину. До вечера.
- Мы ещё днём увидимся. Обязательно посмотри Гайлард Кат, узкость в горах. Это часа через три.


В ЦПУ был один стармех. Валера сел на стул и приготовился писать журнал реверсов.
- А где все?
- Отпросились балластную систему изучать. Выйдем в озеро на пресную воду, наберём полный ахтерпик. Так что ты теперь меня подстрахуй.
-Целый день вам в ЦПУ сидеть?
- А что делать? Раньше хуже было, в машинном отделении вахту несли, и дизелем оттуда управляли. Думаешь, почему все старые механики глухие?


- Второго ещё к управлению не пускали?
- Почему, перед каналом дал ему пару раз запустить двигатель. А в канале пока лучше уж я сам. Он ещё руку не набил, много сжатого воздуха тратит.

Дверь открылась, и  в ЦПУ залетел взъерошенный четвёртый.
- Чиф, мы попробовали линию приёма балласта... Просто, чтобы убедиться, что всё правильно открыли.
- И что? И почему без команды?
- Я же говорю, для проверки только. И на нагнетательной трубе свищ появился.

Залили водой электромотор резервного насоса охлаждения вспомогательных двигателей.
- А второй где?
- Мы насос балластный выключили, но вода всё равно сильно течёт. Второй в мастерской, чопики и хомуты ищет.

- Машина мостику! Начинаем движение. Стоять на реверсах!
- Машина готова. Ждём команды. Валера, ты парень рукастый, помоги там механикам, а то они ещё не разобрались, где что. Я сам выйти не могу, пока третий на вахту не придёт, но он вот-вот будет.

- О кей, чиф! Не волнуйтесь! Хомут поставим, а потом Христо заварит, лучше новой будет.

Гораздо больше Валеру заботил залитый солёной водой электромотор.  Сняв питание, он замерил сопротивление изоляции. Пятьдесят килоом. Надо разбирать, мыть пресной водой, кипятить, возможно, потом сушить. Процесс долгий.

Доложил стармеху. Тот сказал:
- У него и раньше была заниженная изоляция, около трёхсот килоом. Давняя история, ещё с ремонта. Мы его поэтому и не включали, держали в резерве. А теперь видишь, как оно обернулось.
- Я попробую разобрать и помыть. А не получится, перемотаю. Только провод нужно найти. У нас его совершенно нет. На советских судах всегда был.
- Приходилось мотать, Валера?
- Да, чиф. Большого навыка нет, но перемотаю. Надо будет только приспособление сделать, моталку специальную. И прессшпан нужен. И лак изоляционный.

  * Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/12/07/2231
 ** На иллюстрации - фото "мула" - локомотива, скромного труженика канала.